РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 мая 2012 года г. Киреевск
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Ткаченко И.С.,
при секретаре Якушиной Е.В.,
с участием истца Федюковой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-553/12 по иску Федюковой О.И. к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», присвоении звания «Ветеран труда»,
установил:
Федюкова О.И. обратилась в суд с иском к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», присвоении звания «Ветеран труда», ссылаясь на тот факт, что 10.04.2012 г. она обратилась в государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда», приложив необходимый пакет документов. 13.04.2012 г. она получила отказ ответчика в присвоении ей указанного звания, так как, по мнению ответчика, определение «ведомственный знак отличия в труде» законодательно не определено. Ответчиком также указано, что Указ Президента РФ от 15.05.2008 г. № 725 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» не включает Центральный Союз потребительских обществ РФ, в системе которого она работала и ведомственным знаком которого «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» была награждена, в число органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление. Полагает, что отказ государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» противоречит положениям, как Закона Тульской области от 28.02.2007 г. № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», так и положениям Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Она (Федюкова О.И.) награждена значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» и имеет трудовой стаж 21 год 04 месяца 02 дня. Таким образом, имеются все законные основания для присвоения ей звания «Ветеран труда». В связи с изложенным просила признать незаконным отказ государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» в присвоении ей звания «Ветеран труда»; признать за ней право на присвоение ей звания «Ветеран труда»; обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» принять решение о присвоении ей звания «Ветеран труда».
В судебном заседании истец Федюкова О.И. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Ответчик государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» в судебное заседание своего представителя не направило, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещалось надлежащим образом. В материалах дела имеется ходатайство с просьбой рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие его представителя, в иске просит отказать.
В материалах дела имеется возражение государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» на исковое заявление Федюковой О.И., из содержания которого усматривается, что в соответствии со ст.1 Закона Тульской области от 28.02.2007 г. № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются: наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или РФ, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. В настоящее время определение «ведомственный знак отличия в труде» законодательно не определено, ни на федеральном уровне, ни на уровне субъекта РФ, в том числе Тульской области. «Ведомство» определяется как центральный орган государственного управления, образуемый в случае необходимости для руководства отдельными сферами хозяйственного и социально-культурного строительства. Таким образом, к рассмотрению могут приниматься знаки отличия в труде, учрежденные ведомствами и выданные по их решению или от их имени, в том числе выданные руководством высших органов управления СССР, РСФСР или органов государственной власти РФ. В предъявляемых истцом наградных документах отсутствуют реквизиты, позволяющие отнести данные награды к числу выданных руководством высших органов управления СССР, РСФСР или органов государственной власти РФ, либо от их имени. Указ Президента РФ от 15.05.2008 г. № 725 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» не включает Центральный Союз потребительских обществ РФ в число органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление.
Третье лицо Министерство здравоохранения и социального развития Тульской области, привлеченное к участию в деле в порядке ст.43 ГПК РФ, в судебное заседание своего представителя не направило, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещалось надлежащим образом. В материалах дела имеется отзыв на исковое заявление Федюковой О.И., в котором просит отказать в удовлетворении заявленных истцом требований по основаниям аналогичным тем, что, приведены стороной ответчика, а также рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие его представителя.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения истца Федюковой О.И., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, устанавливает Федеральный закон «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ.
В соответствии с п.1, 4 ст.7 данного Федерального закона ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Во исполнение приведенной выше правовой нормы был принят Закон Тульской области от 28.02.2007 г. № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда».
В соответствии со ст.1 указанного Закона от 28.02.2007 г. № 797-ЗТО условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются:
наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (пункт 1);
наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (пункт 2).
На основании ст.2 Закона от 28.02.2007 г. № 797-ЗТО звание «Ветеран труда» присваивается государственным учреждением Тульской области, осуществляющим функции в сфере социальной защиты населения.
Лицо, претендующее на присвоение звания «Ветеран труда», подает в государственное учреждение Тульской области, осуществляющее функции в сфере социальной защиты населения, по месту жительства заявление и подлинники документов либо их копии, заверенные в установленном порядке, подтверждающие основания для присвоения звания «Ветеран труда».
Лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» по условиям, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, представляют следующие документы:
подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде;
подтверждающие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
В соответствии с постановлением Администрации Тульской области от 08.05.2007 г. № 217 «О порядке выдачи удостоверения «Ветеран труда», лицу, которому присвоено указанное звание, выдается удостоверение «Ветеран труда» соответствующего образца.
Судом установлено, что 10.04.2012 г. Федюкова О.И. обратилась в государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда».
Из письма указанного учреждения от 13.04.2012 г. № 1072 следует, что Федюковой О.И. отказано в присвоении звания «Ветеран труда». Отказ ответчика основан на утверждении о том, что система потребительской кооперации не является ведомством, осуществляющим функции государственного управления какой-либо отраслью, следовательно, награда Центросоюза РФ «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» является не государственной и не может рассматриваться в качестве ведомственного знака отличия в труде.
Из представленных возражений ответчика государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» следует, что Центральный Союз потребительских обществ РФ не входит в число органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, в связи с чем награду истца нельзя отнести к числу выданной руководством высших органов управления СССР, РСФСР или органов государственной власти РФ, либо от их имени.
Между тем, по мнению суда, приведенная выше позиция ответчика, изложенная в письме от 13.04.2012 г., а также в представленных стороной ответчика письменных возражениях на иск, является неверной по следующим основаниям.
Как усматривается из трудовой книжки № № от ДД.ММ.ГГГГ трудовой стаж Федюковой О.И. составляет: 21 год 04 месяца 02 дня, что не оспаривается ответчиком.
С 1996 г. и по настоящее время Федюкова О.И. работает в системе потребительской кооперации. В период работы она награждена значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», что подтверждается копией соответствующего удостоверения, приложенной к материалам дела.
При этом отсутствуют какие-либо нормативные акты, содержащие определение понятий «ведомство» и «ведомственный знак отличия в труде», а также содержащие перечень таких знаков, учитываемых при разрешении вопроса о присвоении звания «Ветеран труда».
Исходя из указанного обстоятельства, определение ответчиком понятия «ведомство», как относящегося исключительно к органам государственной власти, суд находит ошибочным, противоречащим цели принятия ФЗ «О ветеранах», заключающейся в создании правовых гарантий социальной защиты указанной категории населения.
Как следует из положений ст.ст.1, 31 Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации» Центральный союз потребительских обществ является центральным учреждением по отношению к нижестоящим союзам потребительских обществ, обладающим контрольными и распределительными функциями, решения которого имеют обязательный характер.
Изложенное свидетельствует о том, что потребительская кооперация является организованной на уровне Российской Федерации системой, которая имеет соответствующие органы управления, координирующие деятельность потребительских обществ и союзов. Вышестоящей организацией в потребительской кооперации является Центросоюз РФ.
Данные признаки характеризуют ведомство, как орган, возглавляющий и обслуживающий определенную отрасль экономики (народного хозяйства).
Постановлением Совета Центросоюза РФ от 26.07.2002 г. «О наградах Центросоюза РФ» утверждено Положение о значке «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», в соответствии с которым указанным значком награждаются лучшие работники организаций, учреждений потребительской кооперации и профсоюза работников этих организаций, учреждений, входящих в состав Центросоюза РФ, проработавшие в потребительской кооперации, как правило, не менее 10 лет, и внесшие личный вклад в развитие и совершенствование ее хозяйственной и общественно-массовой деятельности (п.1 Положения).
Награждение значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» производится Президиумом Совета Центросоюза на основании решений советов, президиумов советов республиканских, краевых, областных потребсоюзов (п.2 Положения).
В трудовой книжке награжденного производится запись о награждении значком с указанием даты, номера соответствующего постановления Президиума Совета Центросоюза РФ (п.4 Положения).
Таким образом, значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» присваивается за заслуги и достижения в труде.
При этом, суд учитывает то обстоятельство, что до июня 2008 г. Министерством труда РФ – отраслевым федеральным органом исполнительной власти значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации» признавался ведомственным знаком отличия в труде, дающим основания для присвоения звания «Ветеран труда», что подтверждается разъяснениями, содержащимися в письме Минтруда РФ от 12.02.1996 г. № 258-вл и письме Минтруда РФ от 07.10.1998 г. № 5635-КС. Отсутствие регистрации указанных писем в органе юстиции, не препятствовало фактической реализации содержащихся в них разъяснений.
В первоначальной редакции Закона Тульской области от 28.02.2007 г. № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», под ведомственными знаками отличия в труде понимались знаки, выданные руководством высших органов управления СССР, РСФСР или органами государственной власти РФ; уполномоченными (высшими, центральными) органами некоммерческих организаций (п.3 ст.3).
Центросоюз потребительских обществ РФ является уполномоченным центральным органом некоммерческой организации.
Принятие указанного Закона № 797-ЗТО не изменило оснований и порядка присвоения звания «Ветеран труда», установленных Федеральным законом «О ветеранах».
Таким образом, изменение порядка применения п.1 ст.7 ФЗ «О ветеранах» в смысле его ограничительного толкования, носит дискриминационный характер по отношению к лицам, обращающимся в органы социальной защиты в целях присвоения звания «Ветеран труда» в настоящее время, поскольку ставит их в неравное положение с лицами, ранее уже получившими данное звание по тем же основаниям.
Статьями 2 и 18 Конституции РФ установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Исходя из положений ч.1 ст.19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом, а также положений ч.2 ст.55 Конституции РФ о том, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, иное «ограничительное» толкование норм Федерального закона от 12.01.1995 г. «О ветеранах», закона Тульской области от 28.02.2007 г. «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», принятых фактически с целью улучшения материального положения заслуженных работников, в сторону, ухудшающую их положение, противоречит как смыслу этого Закона, так и приведенным нормам Конституции РФ, в связи с чем оно не является правомерным.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 24.05.2001 г. № 8-п, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст.ст.1 ч.1, 2, 18, 54 ч.1, 55 ч.2, 57 Конституции РФ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что награждение истца значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» при наличии трудового стажа необходимого для назначения пенсии по старости, дает ей право на присвоение звания «Ветеран труда», в связи с чем отказ органа социальной защиты населения в его присвоении является незаконным. Таким образом, исковые требования Федюковой О.И. подлежат удовлетворению.
В то же время, поскольку обращение Федюковой О.И. было рассмотрено ответчиком в установленном порядке, в связи с чем имеется спор о праве истца на присвоение звания «Ветеран труда», разрешаемый в судебном порядке, право на выдачу удостоверения истец приобретает после вступления настоящего решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Федюковой О.И. к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», присвоении звания «Ветеран труда» удовлетворить.
Признать незаконным отказ государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» от 13.04.2012 г. в присвоении Федюковой О.И. звания «Ветеран труда».
Признать за Федюковой О.И. право на присвоение ей звания «Ветеран труда».
Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» принять решение о присвоении Федюковой О.И. звания «Ветеран труда».
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий