Решение от 04.05.2012 по делу № 2-535



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Киреевский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего Ткаченко И.С.,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к государственному учреждению <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», присвоении звания «Ветеран труда»,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к государственному учреждению <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», присвоении звания «Ветеран труда», ссылаясь на тот факт, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в государственное учреждение <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда», приложив необходимый пакет документов. ДД.ММ.ГГГГ она получила отказ ответчика в присвоении ей указанного звания, так как, по мнению ответчика, понятие «ведомственный знак отличия в труде» законодательно не определено. Ответчик указал также, что общественно-государственная организация «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» не является ведомством, осуществляющим функции государственного управления какой-либо отраслью и в качестве ведомственного знака отличия в труде награды, выданные от его имени, рассматриваться не могут. Представленные ею награды, по мнению ответчика, не являются ведомственными знаками отличия в труде. Она (ФИО1) награждена грамотой общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» и медалью РОСТО (ДОСААФ) «60 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945» и имеет трудовой стаж более 40 лет. Таким образом, имеются все законные основания для присвоения ей звания «Ветеран труда». В связи с изложенным просила признать незаконным отказ государственного учреждения <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» в присвоении ей звания «Ветеран труда»; обязать государственное учреждение <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» принять решение о присвоении ей звания «Ветеран труда».

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом. В материалах дела имеется заявление с просьбой рассмотреть данное гражданское дело в ее отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.

Ответчик государственное учреждение <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» в судебное заседание своего представителя не направило, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещалось надлежащим образом. В материалах дела имеется ходатайство с просьбой рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие его представителя, в иске просит отказать.

В материалах дела имеется возражение государственного учреждения <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» на исковое заявление ФИО1, из содержания которого усматривается, что в соответствии со ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются: наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или РФ, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. В настоящее время понятие «ведомственный знак отличия в труде» законодательно не определено, ни на федеральном уровне, ни на уровне субъекта РФ. «Ведомство» определяется как центральный орган государственного управления в виде комитета, комиссии, инспекции, главного управления при Правительстве, осуществляющий наряду с министерствами руководство отдельными сферами деятельности, совокупностью организаций, учреждений, предприятий. РОСТО (ДОСААФ) является общественной некоммерческой организацией, а не ведомством, осуществляющим функции государственного управления, в связи с чем грамота и медаль, которыми награждена ФИО1, не могут рассматриваться как ведомственные.

Третье лицо Министерство здравоохранения и социального развития <адрес> в судебное заседание своего представителя не направило, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещалось надлежащим образом. В материалах дела имеется отзыв на исковое заявление ФИО1, в котором просит отказать в удовлетворении заявленных истцом требований по основаниям аналогичным тем, что, приведены стороной ответчика, а также рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие его представителя.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, устанавливает Федеральный закон «О ветеранах» от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ.

В соответствии с п.1, 4 ст.7 данного Федерального закона ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Во исполнение приведенной выше правовой нормы был принят <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда».

В соответствии со ст.1 указанного Закона от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются:

наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (пункт 1);

наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (пункт 2).

На основании ст.2 Закона от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО звание «Ветеран труда» присваивается государственным учреждением <адрес>, осуществляющим функции в сфере социальной защиты населения.

Лицо, претендующее на присвоение звания «Ветеран труда», подает в государственное учреждение <адрес>, осуществляющее функции в сфере социальной защиты населения, по месту жительства заявление и подлинники документов либо их копии, заверенные в установленном порядке, подтверждающие основания для присвоения звания «Ветеран труда».

Лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» по условиям, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, представляют следующие документы:

подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде;

подтверждающие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке выдачи удостоверения «Ветеран труда», лицу, которому присвоено указанное звание, выдается удостоверение «Ветеран труда» соответствующего образца.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в государственное учреждение <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда».

Из письма указанного учреждения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 отказано в присвоении звания «Ветеран труда». Отказ ответчика основан на утверждении о том, что общественно-государственная организация «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» не является ведомством, осуществляющим функции государственного управления какой-либо отраслью, поэтому в качестве ведомственного знака отличия в труде награды истца рассматриваться не могут, так как учреждены и выданы не органом государственного управления.

Аналогичная позиция изложена в представленных стороной ответчика возражениях на иск.

Между тем, по мнению суда, приведенная выше позиция ответчика, изложенная в письме от ДД.ММ.ГГГГ, а также в представленных стороной ответчика письменных возражениях на иск, является неверной по следующим основаниям.

Как усматривается из трудовой книжки от ДД.ММ.ГГГГ и вкладыша в трудовую книжку АТ-II от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 имеет необходимый трудовой стаж для назначения пенсии по старости, что не оспаривается ответчиком.

С 1982 г. и по настоящее время ФИО1 работает в системе ДОСААФ. В период работы она награждена грамотой Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» за значительный вклад в реализацию основных целей ДОСААФ России, а также юбилейной медалью РОСТО (ДОСААФ) «60 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945», что подтверждается копиями соответствующих грамоты и удостоверения, приложенных к материалам дела.

При этом отсутствуют какие-либо нормативные акты, содержащие определение понятий «ведомство» и «ведомственный знак отличия в труде», а также содержащие перечень таких знаков, учитываемых при разрешении вопроса о присвоении звания «Ветеран труда».

Исходя из указанного обстоятельства, определение ответчиком понятия «ведомство», как относящегося исключительно к органам государственной власти, суд находит ошибочным, противоречащим цели принятия ФЗ «О ветеранах», заключающейся в создании правовых гарантий социальной защиты указанной категории населения.

Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России», Общероссийская общественная организация «Российская оборонная спортивно-техническая организация – РОСТО (ДОСААФ)» преобразована в Общероссийскую общественно-государственную организацию «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (ДОСААФ России) и выполняет государственные задачи: патриотическое (военно-патриотическое) воспитание граждан, подготовка граждан по военно-учетным специальностям, развитие авиационных и технических видов спорта, участие в развитии физической культуры и военно-прикладных видов спорта и другие задачи. (п.1).

Таким образом, организация, в которой работает истец, и наградой которой она была награждена, в 2009 г. была преобразована из общественной в общественно-государственную, при этом п.2 Постановления установлено, что ДОСААФ России выполняет государственные задачи и финансируется, в том числе из средств федерального бюджета (п.4 Постановления).

Приведенный нормативно-правовой акт закрепил за ДОСААФ России полномочия по выполнению некоторых задач, имеющих государственное значение.

Указанные преобразования нашли свое отражение в п.п.1.1, 1.2 Устава ДОСААФ России в редакции от ДД.ММ.ГГГГ

Исходя из положений п.1.5 Устава, ДОСААФ России совместно с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления составляет основу общефедеральной системы допризывной подготовки молодежи, выполняет поставленные органами государственной власти задачи в сфере обороны и безопасности.

ДОСААФ России осуществляет свою деятельность на территории РФ и строится по территориальному принципу, в структуру организации входят региональные, местные и первичные отделения ДОСААФ России (п.п.3.1, 3.2 Устава).

Высшим руководящим органом ДОСААФ России является Съезд (п.5.1 Устава). Руководство ДОСААФ России в период между съездами осуществляет Центральный совет ДОСААФ России, избираемый на съезде сроком на 5 лет (п.5.7 Устава).

Изложенное свидетельствует о том, что ДОСААФ России является организованной на уровне Российской Федерации системой, которая имеет соответствующие органы управления, координирующие деятельность своих территориальных отделений, вышестоящей организацией в системе ДОСААФ России являются Съезд и Центральный совет (далее – ЦС).

Данные признаки характеризуют ведомство, как орган, возглавляющий и обслуживающий определенную отрасль в сфере допризывной военно-технической и спортивной подготовки граждан, а также иной смежной деятельности, при этом задачи указанной деятельности носят государственный характер.

Постановлением Бюро Президиума ЦС РОСТО (ДОСААФ), принятым ДД.ММ.ГГГГ, было утверждено Положение «О юбилейной медали «60 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945», которым учреждена названная медаль, а также Положение о ней (протокол от ДД.ММ.ГГГГ)

Как следует из п.1 вышеуказанного Положения, данной медалью удостаиваются члены РОСТО (ДОСААФ), ветераны ОСОВИАХИМ-ДОСААФ-РОСТО, Вооруженных сил РФ, иные граждане за большой вклад в дело укрепления обороноспособности страны, военно-патриотического воспитания молодежи, подготовки граждан к труду и защите Отечества, развития авиационных, технических военно-прикладных видов спорта, а также иностранные граждане за укрепление международных связей с РОСТО (ДОСААФ) и содействие в решении ее уставных задач.

Согласно п.2 данного Положения награждение медалью производится председателем Центрального Совета РОСТО (ДОСААФ) от имени ЦС РОСТО (ДОСААФ).

Постановлением Бюро Президиума ЦС ДОСААФ России от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена «Инструкция о порядке предоставления и оформления документов для поощрения граждан центральными органами ДОСААФ России». В соответствии с данной Инструкцией центральные органы ДОСААФ России применяют поощрения, в том числе награждение почетной грамотой, наградами ДОСААФ России.

В первоначальной редакции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ - ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», под ведомственными знаками отличия в труде понимались знаки, выданные руководством высших органов управления СССР, РСФСР или органами государственной власти РФ; уполномоченными (высшими, центральными) органами некоммерческих организаций (п.3 ст.3).

Бюро Президиума ЦС ДОСААФ России является уполномоченным центральным органом некоммерческой организации.

Принятие указанного Закона -ЗТО не изменило оснований и порядка присвоения звания «Ветеран труда», установленных Федеральным законом «О ветеранах».

Таким образом, изменение порядка применения п.1 ст.7 ФЗ «О ветеранах» в смысле его ограничительного толкования, носит дискриминационный характер по отношению к лицам, обращающимся в органы социальной защиты в целях присвоения звания «Ветеран труда» в настоящее время, поскольку ставит их в неравное положение с лицами, ранее уже получившими данное звание по тем же основаниям.

Статьями 2 и 18 Конституции РФ установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Исходя из положений ч.1 ст.19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом, а также положений ч.2 ст.55 Конституции РФ о том, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, иное «ограничительное» толкование норм Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеранах», <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», принятых фактически с целью улучшения материального положения заслуженных работников, в сторону, ухудшающую их положение, противоречит как смыслу этого Закона, так и приведенным нормам Конституции РФ, в связи с чем оно не является правомерным.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -п, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст.ст.1 ч.1, 2, 18, 54 ч.1, 55 ч.2, 57 Конституции РФ.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что награждение истца указанными наградами за успехи в трудовой деятельности, в том числе юбилейной медалью, при наличии трудового стажа необходимого для назначения пенсии по старости, дает ей право на присвоение звания «Ветеран труда», в связи с чем отказ органа социальной защиты населения в его присвоении является незаконным. Таким образом, исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению.

В то же время, поскольку обращение ФИО1 было рассмотрено ответчиком в установленном порядке, в связи с чем имеется спор о праве истца на присвоение звания «Ветеран труда», разрешаемый в судебном порядке, право на выдачу удостоверения истец приобретает после вступления настоящего решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования ФИО1 к государственному учреждению <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», присвоении звания «Ветеран труда» удовлетворить.

Признать незаконным отказ государственного учреждения <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ в присвоении ФИО1 звания «Ветеран труда».

Обязать государственное учреждение <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» принять решение о присвоении ФИО1 звания «Ветеран труда».

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Киреевский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий