Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 мая 2012 года город Киреевск
Киреевский районный суд Тульской области в составе
председательствующего Феоктистова Д.Н.,
при секретаре Кулешовой Е.В.,
с участием представителя ответчика Виноградовой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-589/2012 по иску Солдатовой И.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Киреевском районе Тульской области о признании права на досрочное пенсионное обеспечение,
у с т а н о в и л :
Солдатова И.Н. обратилась в суд с указанным иском по следующим основаниям.
С 1 апреля 1987 года она занимается лечебной деятельностью.
21 февраля 2012 года истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Киреевском районе Тульской области от 1 марта 2012 года № истице отказано в назначении пенсии по старости по причине отсутствия требуемого страхового стажа, предусмотренного вышеназванной нормой закона.
По мнению ответчика, к зачёту в специальный стаж не могут быть приняты периоды нахождения Солдатовой И.Н. на курсах повышения квалификации:
с 22 января 2002 года по 22 марта 2002 года включительно (в УПК на усовершенствовании);
с 17 февраля 2004 года – по 19 февраля 2004 года включительно;
с 22 марта 2005 года по 24 марта 2005 года включительно;
с 29 мая 2006 года по 2 июня 2006 года включительно;
с 24 сентября 2007 года по 28 сентября 2007 года включительно;
с 21 января 2008 года по 21 марта 2008 года включительно;
с 7 декабря 2010 года по 9 декабря 2010 года включительно.
Оспаривая законность данной позиции ответчика, Солдатова И.Н. просит суд:
признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения со дня её обращения к ответчику с соответствующим заявлением, то есть с 21 февраля 2012 года;
обязать ответчика включить названные выше периоды времени в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости;
обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 21 февраля 2012 года.
Истица Солдатова И.Н. в суд не явилась. О времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. В письменном заявлении ходатайствует о рассмотрении дело в её отсутствие, при этом исковые требования поддерживает в полном объёме.
В соответствии со статьёй 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истицы.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Киреевском районе Тульской области согласно доверенности Виноградова Е.Н. в суде иск не признала, пояснив, что отсутствуют правовые основания для включения в специальный стаж истицы указанных выше периодов времени.
Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьёй 81 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» предусматривалось, что пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливается при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» допускает сохранение и конвертацию ранее приобретённых прав по пенсионному обеспечению.
В силу положений статьи 7 данного Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 данного закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Часть 2 статьи 6, часть 4 статьи 15, часть 1 статьи 17, статьи 18, 19 и часть 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Судом установлено, что истица Солдатова (до замужества Агеева) И.Н. начала лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 1 апреля 1987 года, когда была принята на должность заведующей Долговским фельдшерским пунктом.
В учреждениях здравоохранения в сельской местности и посёлках городского типа истица работает по настоящее время, что подтверждается записями в ёё трудовой книжке.
Истица находилась на курсах повышения квалификации в следующие периоды времени:
с 22 января 2002 года по 22 марта 2002 года включительно (в УПК на усовершенствовании);
с 17 февраля 2004 года – по 19 февраля 2004 года включительно;
с 22 марта 2005 года по 24 марта 2005 года включительно;
с 29 мая 2006 года по 2 июня 2006 года включительно;
с 24 сентября 2007 года по 28 сентября 2007 года включительно;
с 21 января 2008 года по 21 марта 2008 года включительно;
с 7 декабря 2010 года по 9 декабря 2010 года включительно.
Указанные обстоятельства подтверждаются льготно-уточняющими справками, копии которых имеются в деле. Как следует из решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Киреевском районе Тульской области от 1 марта 2012 года №, а также из выписки из протокола об отказе в установлении пенсии от 1 марта 2012 года №, вышеперечисленные периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации не были включены в специальный трудовой стаж истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
С такой позицией ответчика суд не может согласиться исходя из следующего.
Федеральным законом от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.
Согласно статьёй 27 данного Федерального закона граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определённого стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.
С учётом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванной статьёй, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 года.
В силу положений пункта 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
В соответствии с действующим в 2002 году законодательством учебный отпуск предоставлялся с сохранением заработной платы, из неё производились удержания взносов на государственное социальное страхование. На таких же условиях работники направлялись на курсы повышения квалификации.
При таких обстоятельствах, по мнению суда, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Из изложенного следует, что периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
На момент обращения истицы к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости – 21 февраля 2012 года – специальный трудовой стаж истицы, а также её страховой стаж превышал 25 лет.
При таких обстоятельствах с учётом приведённых выше норм закона по состоянию на 21 февраля 2012 года истица имела право на досрочное пенсионное обеспечение как лицо, осуществлявшее лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет.
Таким образом, исковые требования Солдатовой И.Н. подлежат удовлетворению в полном объёме как основанные на законе.
По приведённым выше основаниям доводы представителя ответчика в обоснование возражений относительно иска признаются судом неправильными.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Солдатовой И.Н. удовлетворить.
Признать за Солдатовой И.Н. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет, с момента обращения в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Киреевском районе Тульской области с соответствующим заявлением, то есть с 21 февраля 2012 года.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Киреевском районе Тульской области включить в стаж работы Солдатовой И.Н., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости следующие периоды нахождения на курсах повышения квалификации:
с 22 января 2002 года по 22 марта 2002 года включительно (в УПК на усовершенствовании);
с 17 февраля 2004 года – по 19 февраля 2004 года включительно;
с 22 марта 2005 года по 24 марта 2005 года включительно;
с 29 мая 2006 года по 2 июня 2006 года включительно;
с 24 сентября 2007 года по 28 сентября 2007 года включительно;
с 21 января 2008 года по 21 марта 2008 года включительно;
с 7 декабря 2010 года по 9 декабря 2010 года включительно.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Киреевском районе Тульской области назначить Солдатовой И.Н. трудовую пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет, с 21 февраля 2012 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путём подачи апелляционной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца.
Председательствующий