Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 мая 2012 года город Киреевск
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Феоктистова Д.Н.,
при секретаре Кулешовой Е.В.,
с участием истицы Разугаровой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-593/2012 по иску Разугаровой М.Н. к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» о предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда,
у с т а н о в и л:
Разугарова М.Н. изначально обратилась в суд с иском к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района», в котором просила признать незаконным отказ ответчика в назначении ей ежемесячной денежной выплаты, признать за ней право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, обязать назначить ей указанную выплату, а также взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины.
В последствии истица уточнила заявленные требования и просила признать незаконным отказ ответчика в назначении ей ежемесячной денежной выплаты, признать за ней право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, обязать назначить ей указанную выплату.
В обоснование заявленных требований указала, что является ветераном труда и имеет удостоверение «Ветеран труда» с 11 февраля 2008 г., в связи с чем, имеет право на меры социальной поддержки и защиты, в том числе на льготы, установленные для ветеранов труда.
11 апреля 2012 г. она обратилась в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» с заявлением о предоставлении ей указанных мер социальной поддержки, предоставив также все необходимые документы. Однако, в предоставлении мер социальной поддержки как ветерану труда ей было отказано, в связи с недостижением 55-летнего возраста, дающего право на назначение пенсии по старости. На основании ст.7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет. Поэтому определенные Законом Тульской области меры социальной поддержки заявители могут реализовать при достижении ими возраста, дающего право на трудовую пенсию. Мера социальной поддержки в соответствии со ст.7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 г. № 493-ЗТО в форме ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) предоставляется с учетом ст. 3 данного Закона. Поскольку круг лиц, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», должен совпадать с кругом лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки в соответствии с Законом Тульской области от 28 декабря 2004 г. № 493-ЗТО, все меры социальной поддержки заявители могут реализовать при достижении ими соответствующего возраста.
В судебном заседании истица Разугарова М.Н. уточнённые исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, приведенным в иске.
Представитель ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» в судебное заседание не явился, представил возражения на исковые требования, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица Министерства здравоохранения и социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался в установленном порядке, возражений по иску не представил.
В соответствии со статьёй 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав истицу Разугарову М.Н., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. «ж» ч. 1, ч. 2 ст. 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 № 122-ФЗ).
В соответствии со ст. 22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы и ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 г.), а при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 г. (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.
Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.
В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда, Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28 декабря 2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», ст. 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г.
Настаивая на удовлетворении требований о предоставлении мер социальной поддержки, истица сослалась на то, что она имеет удостоверение «Ветеран труда» от 11 февраля 2008 г., а поэтому имеет право на предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, в чём ей было неправомерно отказано.
Проверяя состоятельность заявленных истицей требований, суд установил, что изложенные ею обстоятельства подтверждаются исследованной в судебном заседании копией удостоверения серии № № от 11 февраля 2008 г. – «Ветеран труда».
Как следует из материалов дела, Разугарова М.Н. в установленном порядке 11 апреля 2012 г. обратилась в органы социальной защиты населения с письменным заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты.
Письмом ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» от 13 апреля 2012 г. Разугаровой М.Н. было отказано в предоставлении соответствующей льготы.
Данный отказ суд считает неправомерным исходя из следующего.
В силу ст. 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.
Из приведённой нормы Закона следует, что право ветеранов труда на получение данного вида меры социальной поддержки законодатель Тульской области связывает лишь с приобретением гражданином статуса «Ветеран труда» и не ставит приобретение этого права в зависимость от иных обстоятельств, в том числе от наличия определённого возраста или от получения какого-либо вида пенсии.
В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15 марта 2005 г. № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г.
В соответствии с указанным Порядком назначение и выплата указанной меры социальной поддержки осуществляется подразделениями департамента социального развития Тульской области, осуществляющими свою деятельность непосредственно в административно-территориальных образованиях.
В данном случае таким учреждением является ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района», на которое и должна быть возложена обязанность по предоставлению истице указанной меры социальной поддержки.
При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.
Днём обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.
В ходе судебного разбирательства истицей доказан факт наличия у неё как ветерана труда права на получение ежемесячной денежной выплаты, по вопросу реализации которого она обратилась в органы социальной защиты населения 11 апреля 2012 г., а поэтому её требования о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты именно с этой даты в соответствии с п.4, п.8 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением Администрации Тульской области от 15 марта 2005 г. № 201, подлежат удовлетворению.
Таким образом, из вышеприведённых обстоятельств следует, что основанием к отказу органами социальной защиты населения в предоставлении истице мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, послужил тот факт, что Разугарова М.Н. не достигла возраста 55 лет, при наличии которого, по мнению ответчика, Закон Тульской области предусматривает право на получение указанных льгот.
Между тем, суд считает, что указанная позиция не согласуется с положениями Закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку данный Закон сам по себе не связывает право на получение указанных выше мер социальной поддержки с достижением определённого возраста, в том числе и дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), то есть 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
При таких обстоятельствах, суд не может рассматривать указанный факт как обстоятельство, исключающее право истицы на получение мер социальной поддержки в соответствии с положениями Закона Тульской области от 28 декабря 2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан Тульской области» и другими региональными нормативными правовыми актами.
Изложенное свидетельствует о том, что ответчиком ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, и ущемлению их прав, гарантированных законом, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечёт за собой снижение уровня социальной защиты указанной категории граждан, установленного Законами Тульской области и иными нормативными правовыми актами Тульской области.
Принимая во внимание, что истица является ветераном труда, жителем г. Киреевска Тульской области и не получает каких-либо мер социальной поддержки по иным основаниям и согласно другим законам, органами социальной защиты ей неправомерно было отказано в предоставлении названных выше льгот, суд полагает, что требования Разугаровой М.Н. о назначении ей с 11 апреля 2012 г. ежемесячной денежной выплаты, подлежат удовлетворению с возложением этой обязанности на ГУ ТО «УСЗН Киреевского района».
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Разугаровой М.Н. удовлетворить.
Признать незаконным отказ государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» от 13 апреля 2012 года в назначении Разугаровой М.Н. ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
Признать за Разугаровой М.Н. право на предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» назначить Разугаровой М.Н. с 11 апреля 2012 года ежемесячную денежную выплату, предусмотренную подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путём подачи апелляционной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня вынесения.
Судья