РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 мая 2012 года, г. Киреевск Тульской области
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Пахомова А.Г.,
при секретаре Афанасьевой Т.Г.,
с участием истцов Панферова А.Е., Панферова В.Е. и его представителя – Панферовой С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-607/12 по иску Панферова А.Е. и Панферова В.Е. к Степновой А.Е. и администрации муниципального образования Новосельское Киреевского района о признании права собственности в порядке наследования,
установил:
Панферов А.Е., Панферов В.Е. обратились с иском, в котором просят установить факт принятия ФИО2 наследства, открывшегося после смерти 08.06.1989 года ФИО3, факт принятия ими наследства после смерти 26.12.1995 года ФИО2; признать за ними право собственности по 1/2 доле в праве каждого в порядке наследования по закону на 81/278 долю жилого дома, расположенного по адресу: с. Кошино Киреевского района Тульской области, д.130.
Иск обосновывается следующим. 08.06.1989 года умерла бабушка Панферова А.Е., Панферова В.Е. – ФИО3 Ей принадлежала на праве собственности 81/278 доля жилого дома, расположенного по адресу: с. Кошино Киреевского района Тульской области, д.130. Наследство, открывшееся после смерти ФИО3, фактически приняла её дочь – ФИО2 (мать истцов), поскольку она проживала совместно с матерью, владела и пользовалась наследственным имуществом, несла расходы по его содержанию. ФИО2 умерла 26.12.1995 года. Истцы фактически приняли наследство, открывшееся после смерти ФИО2, поскольку продолжают пользоваться принадлежавшими наследодателю домом, оплачивают коммунальные платежи. Вторая наследница по закону после смерти ФИО3 – её дочь Степнова А.Е., на наследственное имущество не претендует. В нотариальном порядке наследство после смерти ФИО3 никто не оформлял, поскольку о том, что ей принадлежит 278 долей в праве собственности на жилой дом, Панферову А.Е. и Панферову В.Е. стало известно только при оформлении наследства, открывшегося после смерти 24.12.2009 года их отца – ФИО9, которому принадлежали 197/278 долей в праве собственности на этот же дом, в связи с чем, они вынуждены обратиться в суд, так как пропущен срок для обращения к нотариусу.
В судебном заседании истец Панферов А.Е. иск поддержал, пояснил, что его родители ФИО9 и ФИО2 проживали в доме №130а в с. Кошино Киреевского района. Под одной крышей с данным домом находился дом №130, в котором проживала его бабушка - ФИО3 В дальнейшем двум домам был присвоен один номер – «130». Фактически его родители и его бабушка проживали совместно, пользовались всем домом и земельным участком при доме. Такое положение сохранилось и после смерти бабушки. Он узнал о том, что дом принадлежит на праве общей собственности его отцу и бабушке только после смерти отца в декабре 2009 года, поэтому никто не оформлял наследство после смерти ФИО3
Истец Панферов В.Е., представитель Панферова С.И. иск просили удовлетворить по указанным в нём основаниям.
Ответчиками Степновой А.Е., администрацией м.о. Новосельское Киреевского района, представлены заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования признают.
Третье лицо – администрация муниципального образования Киреевский район – в судебное заседание не явилось.
Определением, занесенным в протокол судебного заседания, постановлено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения истцов, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
ФИО3 умерла 08.06.1989 года (свидетельство о смерти №).
На момент открытия наследства правоотношения по поводу наследования регулировались нормами ГК РСФСР. Согласно ст.532 ГК РСФСР, наследниками первой очереди по закону являются супруг (супруга), дети наследодателя.
Наследниками ФИО3 по закону являлись дочери – ФИО2 (повторное свидетельство о рождении ФИО11 №, повторное свидетельство о заключении брака ФИО9 с ФИО11 №, после заключения брака ФИО11 присвоена фамилия «ФИО16»), и Степнова А.Е. (свидетельство о рождении Лукьяновой А.Е. №, свидетельство о заключении брака ФИО13 с Лукьяновой А.Е. №, после заключения брака Лукьяновой А.Е. присвоена фамилия «Степнова»).
Степнова А.Е. на наследственное имущество не претендует, для восстановления срока принятия наследства и раздела наследственного имущества обращаться на намерена, что подтверждается её заявлением, удостоверенным 14.03.2012 года нотариусом г. Тулы - Мухиной Е.А.
Как было предусмотрено ст.546 ГК РСФСР, для приобретения наследства наследник должен его принять. Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Указанные в настоящей статье действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства. Из представленных нотариусами Киреевского нотариального округа сообщений следует, что с заявлением о принятии наследства после смерти ФИО3 никто не обращался.
ФИО3 проживала по день смерти 08.06.1989 года одна по адресу: с. Кошино Киреевского района Тульской области, д.130, что подтверждается справкой администрации м.о. Новосельское Киреевского района от 26.11.2011 года №.
Из объяснения истцов следует, что их мать – ФИО2 фактически проживала с ФИО3 на день её смерти, после смерти распорядилась вещами, принадлежавшими ФИО3, несла расходы по содержанию жилого дома и земельного участка, обрабатывала земельный участок.
Следовательно, ФИО2 фактически приняла наследство, открывшееся после смерти своей матери – ФИО3, и требование об установлении факта принятия ею наследства после смерти ФИО3 подлежит удовлетворению.
ФИО2 умерла 26.12.1995 года (свидетельство о смерти №).
На момент открытия наследства правоотношения по поводу наследования также регулировались нормами ГК РСФСР.
То обстоятельство, что истцы относятся к наследникам по закону первой очереди, подтверждается свидетельством о рождении Панферова В.Е. № и свидетельством о рождении Панферова А.Е. №, в которых их матерью указана ФИО2
Супруг ФИО2 – ФИО9 умер 24.12.2009 года (свидетельство о смерти №).
Из сообщений нотариусов Киреевского нотариального округа следует, что с заявлением о принятии наследства, открывшегося после смерти ФИО2, никто не обращался.
Согласно справке администрации м.о. Новосельское Киреевского района от 19.04.2012 года №, ФИО2 на день смерти 26.12.1995 года проживала с супругом ФИО9 по адресу: с. Кошино Киреевского района Тульской области, д.130а.
Из объяснения истцов следует, что они после смерти матери ФИО2 распорядилась её личными вещами, несут расходы по содержанию наследственного имущества, оплачивают коммунальные платежи. Данное наследство они приняли также вследствие того обстоятельства, что они приняли наследство, открывшееся после смерти ФИО9 (свидетельства о праве на наследство, удостоверенные 11.04.2012 года нотариусом Рогожниковой И.Н.) – земельный участок и 197/278 долей жилого дома по адресу: с. Кошино Киреевского района, д.130, то есть на дом, который принадлежал на праве общей собственности ФИО9 и ФИО3, а после её смерти – ФИО2, фактически принявшей наследство.
Данное обстоятельство подтверждается и представленными квитанциями об оплате электроэнергии, потребляемой в указанном жилом доме.
Следовательно, Панферов В.Е., Панферов А.Е. приняли наследство, открывшееся после смерти своей матери ФИО2
Значит, требование об установлении факта принятия Панферовым В.Е., Панферовым А.Е. наследства после ФИО2 подлежит удовлетворению.
Согласно выписке из похозяйственной книги №8, выданной администрацией м.о. Новосельское Киреевского района, утвержденной постановлением главы м.о. Новосельское Киреевского района от 05.12.2011 года №, владельцем 197/298 долей жилого дома по адресу: с. Кошино Киреевского района Тульской области, д.130, с надворными постройками является ФИО9, владельцем 81/278 доли указанного дома является ФИО3
Согласно сведениям, содержащимся в техническом паспорте, составленном Киреевским отделением ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по состоянию на 01.11.2011 года, на жилой дом по адресу: с. Кошино Киреевского района Тульской области, д.130, общая площадь жилого помещения составляет 83,4 кв.м, в том числе жилая площадь 54,8 кв.м.
Следовательно, вышеуказанное имущество входит в состав наследства и может перейти в равных долях в порядке наследования к наследникам Панферову В.Е., Панферову А.Е.
Таким образом, иск подлежит удовлетворению полностью.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
иск Панферова В.Е., Панферова А.Е. удовлетворить полностью.
Установить, что ФИО2 приняла наследство, открывшееся после смерти 08.06.1989 года ФИО3.
Установить, что Панферов А.Е. и Панферов В.Е. приняли наследство, открывшееся после смерти 26.12.1995 года ФИО2.
Признать за Панферовым А.Е. и Панферовым В.Е. по 1/2 доле в праве собственности за каждым в порядке наследования по закону на 81/278 долю жилого дома общей площадью 83,4 кв.м., в том числе жилой площадью 54,8 кв.м, расположенного по адресу: с. Кошино Киреевского района Тульской области, д.130, указанного в техническом паспорте, составленном Киреевским отделением ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по состоянию на 01.11.2011 года.
Решение может быть обжаловано путём подачи апелляционной жалобы в Тульский областной суд через Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца.
Председательствующий