Решение от 06.06.2012 по делу № 2-647



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

6 июня 2012 года город Киреевск

Киреевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Феоктистова Д.Н.,

при секретаре Кулешовой Е.В.,

с участием представителя истца Астаховой Л.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-647/2012 по иску Серенко Н.К. к Тихоновой Л.К. об установлении факта владения и пользования жилым помещением, признании права собственности на наследственное имущество в порядке наследования по закону,

у с т а н о в и л :

истец Серенко Н.К. обратился в суд с указанным иском по следующим основаниям.

Матери истца ФИО4 на основании договора аренды, заключённого 30 июня 1994 года с <данные изъяты> была предоставлена в пользование однокомнатная квартира № , общей площадью 32,8 кв.м, жилой площадью 17,1 кв.м, расположенная в доме № <адрес>. В пункте 3.3 данного договора указано, что по истечении 10 лет с момента заключения настоящего договора арендатор ФИО4 приобретает право собственности на арендованную квартиру.

Решением общего собрания трудового коллектива <данные изъяты> ФИО4 был разрешён обмен вышеуказанной квартиры на квартиру № 125, общей площадью 51,4 кв.м, жилой площадью 34,0 кв.м, в доме № 27 по улице Советской города Болохово Киреевского района Тульской области.

27 сентября 1994 года между указанной фирмой и ФИО13, ФИО12, действующей за себя и за свою несовершеннолетнюю дочь ФИО13, был заключён договор мены квартиры № в доме № <адрес> на квартиру № 125 в доме № 27 по улице Советской города Болохово Киреевского района Тульской области.

10 ноября 1994 года администрацией города Болохово Киреевского района ФИО4 был выдан ордер на право занятия квартиры № 125 в доме № 27 по улице Советской города Болохово, в которой ФИО4 проживала по день своей смерти – ДД.ММ.ГГГГ вместе с истцом.

Наследником первой очереди по закону после ФИО4, кроме истца, является также ответчица Тихонова Л.К., которая не претендует на оставшееся после матери наследство.

В установленный законом для принятия наследства шестимесячный срок никто из наследников ФИО4 с заявлением о принятии наследства к нотариусу не обращался.

Истец Серенко Н.К., полагая, что он фактически принял наследство после своей матери, поскольку вступил во владение наследственным имуществом, так как по настоящее время продолжает проживать в данной квартире, неся связанные с её содержанием расходы, в своём иске просит:

установить факт владения и пользования ФИО4 квартирой № 125 в доме № 27 по улице Советской города Болохово Киреевского района Тульской области;

признать за собой право собственности в порядке наследования по закону на оставшееся после матери наследство, заключающееся в вышеназванном жилом помещении.

Истец Серенко Н.К., ответчица Тихонова Л.К., третье лицо Бычкова И.Н., являющая законным представителем указанной в качестве третьего лица несовершеннолетней ФИО6, третье лицо нотариус Киреевского нотариального округа Тульской области Рогожникова И.Н. в суд не явились.

Третье лицо – администрация муниципального образования город Болохово Киреевского района своего представителя в суд не направила.

О времени и месте судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом.

В письменных заявлениях истец Серенко Н.К., ответчица Тихонова Л.К., третьи лица Бычкова И.Н., нотариус Рогожникова И.Н. ходатайствуют о рассмотрении дела в своё отсутствие, при этом, истец исковые требования поддерживает, ответчица исковые требования признаёт, третье лицо Бычкова И.Н. возражений относительно иска не имеет, третье лицо нотариус Рогожникова И.Н. просит разрешить иск на усмотрение суда.

В соответствии со статьёй 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц.

Представитель истца Серенко Н.К. согласно доверенности Астахова Л.Д. исковые требования поддержала в полном объёме.

Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает, что в соответствии со статьёй 39 ГПК РФ письменное признания иска ответчицей Тихоновой Л.К. следует принять, поскольку это не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц.

На основании части 3 статьи 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Исковые требования Серенко Н.К. основаны на законе и подтверждены документально.

Согласно статье 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан (часть 1). Суд рассматривает дела об установлении, в том числе факта владения и пользования недвижимым имуществом (пункт 6 части 2).

В силу статьи 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Как установлено судом, родителями родившейся ДД.ММ.ГГГГ Серенко Л.К. и родившегося ДД.ММ.ГГГГ Серенко Н.К. являются ФИО3 и ФИО4, что подтверждается свидетельствами о рождении , выданным 21 февраля 1958 года Узловским отделом ЗАГС Московской области и , выданным 30 октября 1959 года отделом ЗАГС города Узловая Тульской области, соответственно.

14 января 1984 года Серенко Л.К. заключила брак с ФИО16, после чего ей была присвоена фамилия Тихонова, что подтверждается справкой о заключении

брака , выданной 21 марта 2005 года отделом ЗАГС города Узловая и Узловского района Тульской области.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умер, что подтверждается свидетельством о смерти , выданным 3 февраля 1993 года отделом ЗАГС города Болохово Киреевского района Тульской области.

30 июня 1994 года между <данные изъяты> (арендодатель) и ФИО4 (арендатор) был заключён договор аренды имущества, по условиям которого в пользование ФИО4 предоставлена однокомнатная квартира № , общей площадью 32,8 кв.м, жилой площадью 17,1 кв.м, расположенная в доме № <адрес>.

Согласно пункту 3.3 данного договора по истечении 10 лет с момента заключения настоящего договора арендатор ФИО4 приобретает право собственности на арендованную квартиру.

Решением общего собрания трудового коллектива <данные изъяты> ФИО4 был разрешён обмен вышеуказанной квартиры на квартиру № 125, общей площадью 51,4 кв.м, жилой площадью 34,0 кв.м, в доме № 27 по улице Советской города Болохово Киреевского района Тульской области.

27 сентября 1994 года между указанной фирмой и ФИО13, ФИО12, действующей за себя и за свою несовершеннолетнюю дочь ФИО13, был заключён договор мены квартиры № в доме № <адрес> на квартиру № 125 в доме № 27 по улице Советской города Болохово Киреевского района Тульской области.

10 ноября 1994 года администрацией города Болохово Киреевского района Тульской области ФИО4 был выдан ордер на право занятия трёхкомнатной квартиры № 125 в доме № 27 по улице Советской города Болохово.

Копии перечисленных выше документов имеются в деле.

Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, выданной 22 мая 2012 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 10 по Тульской области, следует, что 28 февраля 2003 года произведена государственная регистрация прекращения деятельности юридического лица - <данные изъяты> в связи с его ликвидацией.

Определением судьи от 28 мая 2012 года <данные изъяты> (впоследствии <данные изъяты>) исключено из числа третьих лиц по делу в связи с ликвидацией.

Также судом установлено, что ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти , выданным 18 января 2011 года отделом ЗАГС администрации муниципального образования <адрес>.

Из выданной 16 мая 2012 года ООО «АлюрСтрой» справки следует, что ФИО4 постоянно и по день смерти проживала в квартире № 125 дома № 27 по улице Советской города Болохово Киреевского района Тульской области, совместно с ней проживали: сын Серенко Н.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, внучка ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, правнучка – ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Из выписки из домовой книги на указанную квартиру следует, что вышеперечисленные лица в ней состоят на регистрационном учёте по месту жительства.

Абзацем 2 пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) предусмотрено, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В силу статьи 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.

Пунктом 1 статьи 1142 ГК РФ установлено, что наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

На основании статьи 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (пункт 1). Признаётся пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвёл за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства (пункт 2).

Согласно пункту 1 статьи 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Оставшееся после ФИО4 наследство заключается в указанной выше квартире.

Как следует из выданного 24 апреля 2012 года Киреевским отделением Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» технического паспорта, квартире № 125 в доме № 27 по улице Советской города Болохово Киреевского района Тульской области имеет площадь: общую – 51,4 кв.м, жилую – 34,0 кв.м, подсобную – 17,4 кв.м.

Согласно данным технического паспорта субъектом права собственности на данное жилое помещение значится <данные изъяты>

Из объяснений в суде представителя истца, показаний свидетелей ФИО17 и ФИО18 следует, что после обмена жилыми помещениями по день своей смерти ФИО4 проживала в квартире № 125 дома № 27 по улице Советской города Болохово, не меняя места своего жительства.

Оснований для сомнения в достоверности показаний данных свидетелей суд не усматривает, поскольку они последовательны, непротиворечивы, согласуются с другими материалами дела. Так, из поквартирной карточки на вышеуказанное жилое помещение следует, что ФИО4 состояла в ней на регистрационном учёте по месту жительства с 15 ноября 1994 года по день своей смерти.

Показания этих свидетелей суд считает относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами по делу.

Абзац 1 пункта 2 статьи 218 ГК РФ допускает возможность приобретения права собственности на имущество, которое имеет собственника, другим лицом на основании сделки об отчуждении этого имущества.

С учётом приведённой выше совокупности доказательств и правовых норм, принимая во внимание условия договора аренды жилого помещения от 30 июня 1994 года, пункт 3.3 которого предусматривал переход права собственности на жилое помещение ФИО4 по истечении 10 лет, суд находит подлежащим удовлетворению требование истца об установлении факта владения и пользования ФИО4 указанной квартирой. При этом, по мнению суда, необходимо прекратить право собственности <данные изъяты> на эту квартиру.

Как установлено судом, при жизни ФИО4 завещания не составила, что не оспаривается участвующими в деле лицами, следовательно в силу положений статьи 1111 ГК РФ наследование после неё осуществляется по закону.

В силу положений пункта 1 статьи 1142 ГК РФ её наследниками первой очереди по закону являются дети – стороны по делу.

В установленный статьёй 1154 ГК РФ срок ни истец Серенко Н.К., ни ответчица Тихонова Л.К. с заявлениями о принятии наследства после своей матери к нотариусу не обращались, что подтверждается сообщениями нотариусов Киреевского нотариального округа Тульской области: Рогожниковой И.Н. – от 18 мая 2012 года , Ломакиной Т.Е. – от 23 мая 2012 года , Быковской О.И. – от 24 мая 2012 года .

Из объяснений в суде представителя истца, показаний указанных выше свидетелей, оснований для сомнения в достоверности которых суд не усматривает, следует, что ФИО4 проживала в квартире вместе со своим сыном Серенко Н.К., который по настоящее время продолжает в ней жить, неся связанные с её содержанием расходы.

Факт проживания Серенко Н.К. с 28 мая 2004 года по настоящее время в квартире № 125 дома № 27 по улице Советской города Болохово Киреевского района подтверждается также и выпиской из домовой книги на это жилое помещение.

Из выписки из финансового счёта следует, что задолженности по оплате коммунальных услуг по указанной квартире по состоянию на 15 мая 2012 года не имеется.

Таким образом, вступление Серенко Н.К. во владение наследственным имуществом, принятие мер по его сохранению в свете содержащихся в пункте 2 статьи 1153 ГК РФ норм означает принятие им наследства, оставшегося после своей матери.

В материалах дела имеется удостоверенное нотариусом Узловского нотариального округа Тульской области ФИО21 адресованное нотариусу по месту требования заявление Тихоновой Л.К. от 12 апреля 2012 года, из которого следует, что Тихонова Л.К. сообщает о том, что ей известно об открывшемся после смерти матери ФИО4 наследстве. Совместно с умершей она (Тихонова) не проживала, наследство фактически не приняла и на наследственное имущество не претендует, в суд с заявлением о восстановлении срока для принятия наследства обращаться не будет. Состав наследственного имущества ей известен. Последствия настоящего заявления и содержание статей 1153-1155 ГК РФ ей нотариусом разъяснены.

Принимая во внимание, что в соответствии с пунктом 2 статьи 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чём бы таковое ни заключалось и где бы оно ни находилось, учитывая признание иска ответчицей Тихоновой Л.К., суд считает возможным удовлетворить исковые требования Серенко Н.К. о признании за ним права собственности на оставшееся после своей матери наследство, заключающееся в указанном выше жилом помещении.

Следовательно, исковые требования Серенко Н.К. подлежат удовлетворению в полном объёме.

Доводов в опровержение иска участвующими в деле лицами не представлено.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

принять признание иска ответчицей Тихоновой Л.К..

Исковые требования Серенко Н.К. удовлетворить.

Прекратить право собственности <данные изъяты> на квартиру № 125 в доме № 27 по улице Советской города Болохово Киреевского района Тульской области.

Установить факт владения и пользования ФИО7 по день своей смерти, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, квартирой № 125, общей площадью 51,4 кв.м, жилой площадью 34,0 кв.м, в доме № 27 по улице Советской города Болохово Киреевского района Тульской области.

Признать за Серенко Н.К. право собственности в порядке наследования по закону на оставшееся после умершей ДД.ММ.ГГГГ своей матери ФИО4 наследственное имущество, заключающееся в квартире № 125, общей площадью 51,4 кв.м, жилой площадью 34,0 кв.м, в доме № 27 по улице Советской города Болохово Киреевского района Тульской области.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путём подачи кассационной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня вынесения.

Председательствующий