Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
5 июня 2012 года город Киреевск
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Феоктистова Д.Н.,
при секретаре Кулешовой Е.В.,
с участием представителей:
истца помощника Киреевского межрайонного прокурора Бабушкина А.О.,
ответчика – администрации муниципального образования г. Киреевск Киреевского района согласно доверенности Вознюк А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-649/2012 по иску Киреевского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования город Киреевск Киреевского района о понуждении к выполнению ремонтных работ автомобильных дорог местного значения,
у с т а н о в и л:
Киреевский межрайонный прокурор в порядке статьи 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования город Киреевск Киреевского района о понуждении к исполнению обязательств по выполнению ремонтных работ автодорог в городе Киреевске Киреевского района.
В обоснование своих требований указывает, что Киреевской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на территории муниципального образования город Киреевск Киреевский район.
При проверке установлено, что дороги муниципального образования город Киреевск являются собственностью городского поселения, также установлено, что
транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог общего
пользования в городе Киреевске Тульской области не соответствует требованиям,
допустимым по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно акта состояния дорог и улично-дорожной сети муниципального образования город Киреевск от 20 апреля 2012 года комиссией в составе помощника Киреевского межрайонного прокурора Бабушкина А.О., государственного инспектора ОГИБДД ОВД по Киреевскому району ФИО3, заместителя главы администрации муниципального образования город Киреевск ФИО4 выявлены следующие недостатки в состоянии, оборудовании и содержании автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений города Киреевска, угрожающие безопасности дорожного движения:
- по ул. Геологов повреждения дорожного покрытия протяженностью 1600 метров, площадью 5192,12 кв.м.;
- по ул. Мира повреждения дорожного покрытия протяженностью 900 метров, площадью 1335 кв.м.;
- по ул. Горняков повреждения дорожного покрытия протяженностью 1200 метров, площадью 23,3 кв.м.;
- по ул. Чехова повреждения дорожного покрытия протяженностью 1100 метров, площадью 2605,2 кв.м.;
- по ул. Зеленой повреждения дорожного покрытия протяженностью 500 метров, площадью 1770 кв.м.;
- на перекрестке улиц Мира и Зеленой отсутствует дорожный знак 2.1 «Главная дорога»;
- на перекрестке улиц Мира и Октябрьской отсутствует дорожный знак 2.1 «Главная дорога»;
- на перекрестке улиц Горняков и Гагарина отсутствует дорожный знак 2.1 «Главная дорога».
В своем иске Киреевский межрайонный прокурор просит:
признать бездействие администрации муниципального образования
город Киреевск Киреевского района, выражающееся в неисполнении возложенных законом обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения в части
ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения, незаконным;
обязать администрацию муниципального образования город Киреевск
Киреевского района в срок до 1 августа 2012 года привести автомобильные дороги местного значения в надлежащее состояние:
- устранить повреждения дорожного покрытия на улицах Геологов, Мира, Горняков, Чехова, Зеленой города Киреевска Тульской области;
- установить дорожные знаки 2.1 «Главная дорога» на перекрестках улиц: Мира и Зеленой, Мира и Октябрьской, Горняков и Гагарина города Киреевска Тульской области.
Представитель третьего лица - администрации муниципального образования Киреевский район в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьёй 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
В судебном заседании представитель истца помощник Киреевского межрайонного прокурора Бабушкин А.О. поддержал заявленные исковые требования, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика – администрации муниципального образования г. Киреевск Киреевского района согласно доверенности Вознюк А.В. в суде исковые требования признала частично, пояснила, что требования, заявленные Киреевским межрайонным прокурором в части установления дорожных знаков 2.1 «Главная дорога» на перекрестках улиц: Мира и Зеленой, Мира и Октябрьской, Горняков и Гагарина города Киреевска Тульской области, а также устранения повреждения дорожного покрытия на улице Зеленой города Киреевска признаёт, поскольку в настоящее время ремонт указанной улицы частично произведен. Относительно заявленных требований в остальной части пояснила, что администрация муниципального образования город Киреевск Киреевского района исполняет возложенные на неё законом обязанности по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах поселения в рамках исполнения бюджета муниципального образования город Киреевск Киреевского района, в текущем году в бюджет муниципального образования включен ремонт дорожного покрытия улицы Зеленой города Киреевска.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от
6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения
поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных
дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также
осуществление иных полномочий в области использования автомобильных
дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» регулируются отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 3 указанного Закона под дорожной деятельность понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с пунктами 1, 6, 11, 12 статьи 13 указанного Закона к
полномочиям органов местного самоуправления в области использование
автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся
осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог
местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении
автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов
финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание
автомобильных дорог местного значения, и правил расчета размера
ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных
полномочий, отнесенных настоящим Законом и другими федеральными
законами, законами субъектов РФ к полномочиям органов местного
самоуправления.
В статьях 17, 18 данного Закона закреплено, что содержание и ремонт
автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями
технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения
транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого
движения, а также обеспечение сохранности автомобильных дорог.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О
безопасности дорожного движения" безопасность дорожного движения - это
состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его
участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;
обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В соответствии со статьей 5 указанного Закона обеспечение безопасности
дорожного движения осуществляется, в том числе посредством материального
и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного
движения.
Пунктом 4 статьи 6 данного Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 12 указанного Закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Судом установлено, что постановлением главы администрации муниципального образования Киреевский район от 6 августа 2007 года № 903 «О передаче из казны муниципального образования Киреевский район муниципальному образованию город Киреевск Киреевского района в безвозмездное пользование дорог и тротуаров» муниципальному образованию город Киреевск Киреевского района в безвозмездное пользование передано муниципальное имущество: дороги и тротуары (в соответствии с актом приема-передачи).
На основании вышеуказанного постановления 6 августа 2007 года между администрацией муниципального образования Киреевский район (Ссудодателем) и администрацией муниципального образования город Киреевск Киреевского района (Ссудополучателем) был заключен договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом (дорог и тротуаров).
По условиям этого договора:
ссудодатель предоставляет, а ссудополучатель принимает во временное пользование имущество согласно акту приема-передачи (Приложение к договору) (п.п. 3.1 п. 3 договора);
ссудополучатель обязан своевременно производить за свой счёт капитальный и текущий ремонт используемого имущества с предварительным письменным уведомлением Ссудодателя (п.п. 5.1.8 п. 5 договора).
Постановлением главы администрации муниципального образования Киреевский район № 1031 от 24 августа 2007 года внесены изменения в постановление главы администрации муниципального образования Киреевский район № 903 от 6 августа 2007 года.
В связи с чем, 24 августа 2007 года между администрацией муниципального образования Киреевский район (Ссудодателем) и администрацией муниципального образования город Киреевск Киреевского района (Ссудополучателем) было заключено Дополнительное соглашение к договору безвозмездного пользования недвижимым имуществом (дорог и тротуаров) о нижеследующем:
срок безвозмездного пользования устанавливается с 1 января 2007 года;
все остальные условия договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом (дорог и тротуаров) от 6 августа 2007 года действуют без изменений и стороны подтверждают по нему свои обязательства.
Копии указанных документов имеются в материалах дела.
Из материалов дела следует, что 20 апреля 2012 года была проведена проверка эксплуатационного состояния улично-дорожной сети г. Киреевска Тульской области.
Согласно акта указанной проверки, выявлены следующие недостатки в состоянии, оборудовании и содержании автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений города Киреевска, угрожающие безопасности дорожного движения:
- по ул. Геологов повреждения дорожного покрытия протяженностью 1600 метров, площадью 5192,12 кв.м.;
- по ул. Мира повреждения дорожного покрытия протяженностью 900 метров, площадью 1335 кв.м.;
- по ул. Горняков повреждения дорожного покрытия протяженностью 1200 метров, площадью 23,3 кв.м.;
- по ул. Чехова повреждения дорожного покрытия протяженностью 1100 метров, площадью 2605,2 кв.м.;
- по ул. Зеленой повреждения дорожного покрытия протяженностью 500 метров, площадью 1770 кв.м.;
- на перекрестке улиц Мира и Зеленой отсутствует дорожный знак 2.1 «Главная дорога»;
- на перекрестке улиц Мира и Октябрьской отсутствует дорожный знак 2.1 «Главная дорога»;
- на перекрестке улиц Горняков и Гагарина отсутствует дорожный знак 2.1 «Главная дорога».
Таким образом, указанным актом выявлено несоответствие состояния
дорог на территории муниципального образования город Киреевск правилам,
стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам,
относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, хотя при
планировании дорожной деятельности органы исполнительной власти всех
уровней должны обеспечивать наиболее эффективное использование
финансовых средств и приоритетное выполнение работ по содержанию, ремонту и сохранности дорожной сети. При этом ремонт и содержание дорог
должны в свою очередь обеспечивать безопасность дорожного движения. Администрация муниципального образования г. Киреевск Киреевского района не
исполняет возложенные на неё законом обязанности по обеспечению
безопасности дорожного движения в части ремонта и содержания
автомобильных дорог местного значения, что создает опасность для жизни и
здоровья неопределенного круга граждан.
Анализируя приведенную выше совокупность доказательств и правовых норм, суд приходит к убеждению о том, что исковые требования Киреевского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме как основанные на законе, в связи с чем, необходимо:
признать бездействие администрации муниципального образования
город Киреевск Киреевского района, выражающееся в неисполнении возложенных законом обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения в части
ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения, незаконным;
обязать администрацию муниципального образования город Киреевск
Киреевского района в срок до 1 августа 2012 года привести автомобильные дороги местного значения в надлежащее состояние:
- устранить повреждения дорожного покрытия на улицах Геологов, Мира, Горняков, Чехова, Зеленой города Киреевска Тульской области;
- установить дорожные знаки 2.1 «Главная дорога» на перекрестках улиц: Мира и Зеленой, Мира и Октябрьской, Горняков и Гагарина города Киреевска Тульской области.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Киреевского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования
город Киреевск Киреевского района, выражающееся в неисполнении возложенных законом обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения в части
ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения, незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования город Киреевск
Киреевского района в срок до 1 августа 2012 года привести автомобильные дороги местного значения в надлежащее состояние:
- устранить повреждения дорожного покрытия на улицах Геологов, Мира, Горняков, Чехова, Зеленой города Киреевска Тульской области;
- установить дорожные знаки 2.1 «Главная дорога» на перекрестках улиц: Мира и Зеленой, Мира и Октябрьской, Горняков и Гагарина города Киреевска Тульской области.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путём подачи апелляционной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня вынесения.
Председательствующий: Д.Н.Феоктистов