Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 июня 2012 года город Киреевск
Киреевский районный суд Тульской области в составе
председательствующего Феоктистова Д.Н.,
при секретаре Кулешовой Е.В.,
с участием:
представителя истца Пыткиной Ю.В.,
представителя ответчика Поповой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-669/2012 по иску Горина С.С. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Киреевском районе Тульской области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,
у с т а н о в и л :
истец Горин С.С. обратился в суд с указанным иском по следующим основаниям.
С момента катастрофы на Чернобыльской АЭС (26 апреля 1986 года) по 25 февраля 1989 года истец проживал в посёлке Приупский Киреевского района Тульской области, расположенном на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
С 18 марта 1989 года по настоящее время он проживает в городе Липки Киреевского района Тульской области, который ранее относился к территории зоны проживания с правом на отселение, а с 1 февраля 1998 года относится к территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Истец считает, что он проживал на территории зоны проживания с правом на отселение на протяжении 8 лет 10 месяцев, а на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом на протяжении более 14 лет.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами 19 апреля 2012 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении ему пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста на 5 лет.
Однако решением ответчика – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Киреевском районе Тульской области – от 26 апреля 2012 года за № заявление истца было удовлетворено частично. Ответчик посчитал возможным снизить установленный законом возраст выхода на пенсию согласно абзацу 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» на 4 года при имеющемся у него (истца) стаже работы с тяжёлыми условиями труда по Списку № 2 – 12 лет 8 дней и дополнительно на 3 года в соответствии со статьёй 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В остальной части в удовлетворении заявления истцу было отказано, по тем основаниям, что общий период проживания истца в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом и в зоне проживания с правом на отселение не позволяет снизить пенсионный возраст на 5 лет, поскольку сложение периодов проживания в обеих зонах при исчислении подлежащего снижению пенсионного возраста, является невозможным.
Данный отказ истец Горин С.С. считает незаконным, поскольку полагает, что при снижении пенсионного возраста необходимо учитывать периоды его проживания как на территории зоны проживания с правом на отселение, так и на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Следовательно, пенсионный возраст должен быть уменьшен на основании положений статей 33 и 34 названного выше закона.
В своём иске Горин С.С. просит:
признать незаконным решение ответчика от 26 апреля 2012 года № об отказе в назначении ему досрочной пенсии по старости и обязать ответчика назначить ему пенсию по старости с момента его обращения к ответчику с соответствующим заявлением, то есть с 19 апреля 2012 года.
Истец, извещённый надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
Ранее в письменном заявлении просил рассматривать дело в своё отсутствие с участием его представителя Пыткиной Ю.В.
В соответствии со статьёй 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
В судебном заседании представитель истца согласно ордера адвокат Пыткина Ю.В. поддержала заявленные Гориным С.С. исковые требования в полном объёме по основаниям, приведённым в иске.
Представитель ответчика – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в <адрес> согласно доверенности Попова И.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что Горин С.С. 19 апреля 2012 года действительно обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Киреевском районе Тульской области от 26 апреля 2012 года определено, что истец имеет право на снижение пенсионного возраста на 3 года в соответствии со статьёй 34 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» за проживание на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Также данный представитель считает, что льготы по уменьшению пенсионного возраста по различным основаниям, предусмотренным статьями 32-35 вышеназванного Закона, не суммируются, а предоставляются только по одному из оснований. В связи с этим исковые требования Горина С.С. противоречат закону.
Выслушав объяснения представителей сторон по делу, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, со 2 июня 1982 года по 25 февраля 1989 года истец Горин С.С. состоял на регистрационном учёте по месту жительства по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, что подтверждается выданной 9 апреля 2012 года МУП «Жилищник» справкой №.
С 18 марта 1989 года по настоящее время истец состоит на регистрационном учёте по месту жительства по адресу: <адрес>, что подтверждается паспортными данными истца.
Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р был утверждён Перечень населённых пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным Перечнем посёлок Приупский и город Липки Киреевского района Тульской области были отнесены к территориям зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом и зоны проживания с правом на отселение, соответственно.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года № 1582 город Липки Киреевского района Тульской области с 1 февраля 1998 года был исключён из числа территорий, относящихся к зоне проживания с правом на отселение и включён в перечень территорий, относящихся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Таким образом, в период с 26 апреля 1986 года по 25 февраля 1989 года и с 1 февраля 1998 года по 19 апреля 2012 года – день обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии – Горин С.С. проживал на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, а в период с 18 марта 1989 года по 31 января 1998 года – на территории зоны проживания с правом на отселение.
Следовательно, по состоянию на 19 апреля 2012 года период постоянного проживания истца на территории зоны проживания с правом на отселение составит 8 лет 10 месяцев 13 дней, а периоды проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом – 2 года 10 месяцев и 14 лет 2 месяца 18 дней, соответственно.
Указанные обстоятельства сторонами по делу не оспариваются.
В соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Между тем действующее законодательство, регулирующее правоотношения в сфере социально-экономического и пенсионного обеспечения граждан, предусматривает возможность снижения указанного пенсионного возраста при наличии какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии.
Так согласно статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, а также в зоне проживания со льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В силу части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года (с последующими изменениями и дополнениями) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – базовый Закон), к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV базового Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Таким образом, истец Горин С.С. как лицо, постоянно проживавшее на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, приобрёл право на снижение общей величины пенсионного возраста, установленной статьёй 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Как предусмотрено статьей 33 базового Закона, гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьёй 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Исходя из положений статьи 34 базового Закона, гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьёй 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При этом как следует из примечаний к статьям 32-35 названного Закона, первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная данными статьями, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на ЧАЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 11 июля 2006 года № 403-О, при решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, проживающим (работающим) или проживавшим (работавшим) на такой территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, которая первоначально была отнесена к зоне проживания с правом на отселение, а затем по решению Правительства Российской Федерации – к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, факт проживания (работы) на этой территории не может игнорироваться: эти граждане имеют право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 2 года, если они проживали (работали) на такой территории в период от момента катастрофы на ЧАЭС по 30 июня 1986 года, и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на той же территории до пересмотра Правительством Российской Федерации её статуса, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Таким образом, положения статей 33 и 34 базового Закона во взаимосвязи с положениями части 1 статьи 13 того же Закона и пунктом 2 статьи 10 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу не предполагают отмену права на назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста для граждан, проживающих на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, статус которой был изменён Правительством Российской Федерации, с учётом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией.
При таких обстоятельствах, Горин С.С. имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на 1 год за проживание в период от момента катастрофы на ЧАЭС по 30 июня 1986 года на территории, подвергшейся радиационному загрязнению.
Кроме того, он имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на 1 год за каждые три года проживания в зоне с правом на отселение, то есть на 2 года, а также на льготу по снижению пенсионного возраста на дополнительную величину снижения пенсионного возраста за каждые 4 года проживания (работы) на территории зоны со льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности, то есть на 3 года.
Таким образом, учитывая положения статей 33, 34 базового Закона, Горин С.С. приобрёл право на снижение пенсионного возраста на 5 лет.
Как следует из материалов пенсионного дела Горин С.С.., 19 апреля 2012 года он обратился к ответчику с заявлением, в котором просил назначить ему пенсию на основании подпункта 2 пункта статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьёй 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года утверждён Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Киреевском районе Тульской области от 26 апреля 2012 года № истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого возраста для установления досрочной пенсии, предусмотренной подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 вышеназванного Федерального закона.
Как следует из выписки из протокола заседания комиссии данного учреждения по рассмотрению вопросов по реализации пенсионных прав граждан на пенсию и социальных выплат, специальный стаж работы Горина С.С. по Списку № 2 на дату обращения за пенсией составляет 12 лет 18 дней, страховой стаж 32 года 1 месяц 13 дней, что позволяет снизить ему пенсионный возраст на 4 года. Кроме того ответчик посчитал возможным снизить пенсионный возраст дополнительно на 3 года в соответствие со статьёй 34 Закона «Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Факт работы истца на протяжении 12 лет 18 дней с тяжёлыми условиями труда подтверждается его трудовой книжкой, материалами пенсионного дела и не оспаривается ответчиком.
С учётом снижения истцу пенсионного возраста по данному основанию, а также по основаниям, предусмотренным статьями 33 и 34 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» истец Горин С.С., 5 марта 1961 года рождения, по состоянию на 19 апреля 2012 года приобрёл право на досрочное назначение пенсии.
В соответствии со статьёй 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
На основании приведённой правовой нормы, право на назначение досрочной трудовой пенсии у Горина С.С. возникло с момента его обращения в Пенсионный фонд Российской Федерации с соответствующим заявлением, то есть с 19 апреля 2012 года, в связи с чем отказ ответчика в назначении пенсионных выплат, не соответствует требованиям закона.
По указанным основаниям суд считает, что исковые требования Горина С.С. о признания незаконным отказа в назначении ему пенсии и возложении на ответчика обязанности принять такое решение с момента обращения с соответствующим заявлением подлежат удовлетворению.
По приведённым выше мотивам суд находит неправильными доводы представителя ответчика в обоснование своих возражений относительно иска.
В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворён частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворённых судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно части 1 статьи 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как следует из материалов дела, истцом понесены судебные расходы в сумме 13000 руб., из которых 3000 руб. – за составление искового заявления, 10000 руб. – за ведение дела в суде представителем, что подтверждается соответствующими квитанциями. Указанные суммы Горин С.С. в иске просит взыскать в свою пользу с ответчика.
Учитывая несложность настоящего дела, количество проведённых судебных заседаний, суд считает разумным взыскать с ответчика в пользу истца в счёт возмещения судебных расходов 2000 руб. (1000 руб. – за составление искового заявления, 1000 руб. – за ведение дела представителем истца в суде).
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Горина С.С. удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Киреевском районе Тульской области от 26 апреля 2012 года № № об отказе в назначении Горину С.С. досрочной трудовой пенсии по старости.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Киреевском районе Тульской области в установленном законом порядке назначить Горину С.С. досрочную трудовую пенсию по старости с 19 апреля 2012 года на основании статей 33 и 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Киреевском районе Тульской области в пользу Горина С.С. в счёт возмещения судебных расходов 2000 руб. 00 коп.
В удовлетворении заявления о возмещении судебных расходов в остальной части Горину С.С. отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путём подачи апелляционной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца.
Председательствующий