Решение ОТ 20.06.2012 по делу № 2-656



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 июня 2012 года город Киреевск

Киреевский районный суд Тульской области в составе

председательствующего Феоктистова Д.Н.,

при секретаре Кулешовой Е.В.,

с участием:

помощника Киреевского межрайонного прокурора Пятова В.В.,

представителя ответчика ОАО «МРСК Центра и Приволжья» Нефедова М.Н.,

представителя ответчика ОАО «Тулаэнергосбыт» Панина П.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-656/12 по иску Киреевского межрайонного прокурора в интересах инвалида группы Печкарева М.А. к открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» филиал «Тулэнерго», открытому акционерному обществу «Тулаэнергосбыт», администрации муниципального образования Киреевский район о признании незаконными действий по установке общедомового прибора учёта и начисления платы за электроэнергию,

у с т а н о в и л :

Киреевский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным иском по следующим основаниям.

Киреевской межрайонной прокуратурой Тульской области была проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации об энергосбережении в части правомерности установки общедомового прибора учёта и начисления платы за электроэнергию жителями многоквартирных жилых домов, признанных ветхими (непригодными для постоянного проживания).

Проверкой установлено, что 4 февраля 2008 между открытым акционерным обществом «Тульская сбытовая компания», правопреемником которого является ОАО «Тулаэнергосбыт» и открытым акционерным обществом энергетики и электрификации «Тулэнерго» заключён договор оказания услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии с пунктами 1.3 и 1.4 данного договора исполнитель (ОАО «Тулэнерго» в лице заместителя генерального директора ОАО «МРСК Центра и Приволжья») при оказании услуг по настоящему договору осуществляет передачу электрической энергии (мощности) по электрическим сетям, которыми он владеет и пользуется на праве собственности или на ином законном основании, а также в соответствии с взаимными договорными обязательствами между исполнителем и прочими сетевыми организациями (ПСО) обязуется обеспечить передачу электрической энергии (мощности) по электрическим сетям соответствующих ПСО до потребителей заказчика в зоне его деятельности, как гарантирующего поставщика.

Исполнитель самостоятельно регулирует отношения с потребителями по технологическому присоединению энергоустановок потребителей к электрической сети исполнителя.

23 мая 2011 года в многоквартирном жилом доме № 8 по улице Папанина поселка Приупский Киреевского района Тульской области установлен общедомовой прибор учёта потреблённой электроэнергии.

С июня по сентябрь 2011 года потребителям предъявлялось к оплате потребление электроэнергии, учтённой по общедомовому прибору учёта за освещение мест общего пользования.

По мнению Киреевского межрайонного прокурора, установка общедомового прибора учёта и последующие начисления платы за потребленную электроэнергию с учётом показаний общедомового прибора учёта являются незаконными по следующим основаниям.

Постановлением главы администрации муниципального образования Киреевский район от 10 сентября 2001 № 787 утверждён список жилых домов, непригодных для постоянного проживания, с учётом физического износа, повреждений несущих конструкций, а также санитарных требований согласно приложению.

В приложении к вышеуказанному постановлению в числе жилых домов, непригодных для постоянного проживания значится и многоквартирный жилой дом № 8 по улице Папанина поселка Приупский Киреевского района Тульской области, 1958 года постройки.

Киреевский межрайонный прокурор считает, что поскольку данный жилой дом признан ветхим, действия ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиала «Тулэнерго», администрации муниципального образования Киреевский район по установке общедомового прибора учёта в указанном жилом доме, а также последующие начисления платы ОАО «Тулаэнергосбыт» с учётом показаний общедомового счётчика потребителям указанного жилого дома являются неправомерными.

17 апреля 2012 житель многоквартирного жилого дома № 8 по улице Папанина поселка Приупский Киреевского района Тульской области инвалид группы Печкарев М.А. обратился за защитой своих нарушенных прав в Киреевскую межрайонную прокуратуру.

В своём иске Киреевский межрайонный прокурор просит:

признать незаконными действия ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиала «Тулэнерго», администрации муниципального образования Киреевский район по установке общедомового прибора учёта в жилом доме № 8 по улице Папанина поселка Приупский Киреевского района Тульской области;

признать незаконными действия ОАО «Тулаэнергосбыт» по начислению инвалиду группы Печкареву М.А., проживающему в квартире № 6 дома № 8 по улице Папанина поселка Приупский Киреевского района Тульской области платы потреблённой им электроэнергии с учётом расходов по общедомовому прибору учёта;

обязать ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Тулэнерго» демонтировать общедомовой прибор учёта в жилом доме № 8 по улице Папанина поселка Приупский Киреевского района Тульской области;

обязать ОАО Тулаэнергосбыт» произвести перерасчёт платы потреблённой Печкаревым М.А. электроэнергии, исключив расходы по общедомовому прибору учёта.

Печкарев М.А. в суд не явился.

Ответчик – администрация муниципального образования Киреевский район, третьи лица – администрация муниципального образования Приупское Киреевского района, ООО «Управляющая компания «КомСервис» своих представителей в суд не направили.

О времени и месте судебного заседания указанные участвующие в деле лица извещены надлежащим образом. В своих письменных заявлениях просят рассмотреть дело в их отсутствие, при этом Печкарев М.А. исковые требования поддерживает, администрация муниципального образования Киреевский район исковые требования признаёт.

В соответствии со статьёй 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц.

Помощник Киреевского межрайонного прокурора Пятов В.В. в суде исковые требования поддержал в полном объёме.

Представитель ответчика – ОАО «МРСК Центра и Приволжья» согласно доверенности Нефедов М.Н. в суде исковые требования не признал, пояснив, что определение объёмов поставленной электроэнергии осуществляется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретение у ресурсоснабжающей организации объёмы электрической энергии исходя из показаний приборов учёта, установленных на границе сетей. Для определения объёмов потребления электроэнергии устанавливаются общедомовые приборы учёта. Также указанный представитель пояснил, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором проживает Печкарев М.А., выбрали способ управления своим домом в виде управления управляющей организацией – ООО «Комсервис», которое ответственно перед собственниками жилых помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии общедомового прибора учёта коммунального ресурса является место соединения общедомового прибора учёта с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом. Количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой компании) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. Потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разность между объёмом электрической энергии, приобретённым на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, объёмом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объёмом оказанных потребителем коммунальных услуг электроснабжения. Сетевая организация определяет объём потерь электрической энергии в принадлежащих ей электрических сетях за расчётный период на основании данных коммерческого учёта электрической энергии. Прибор учёта электроэнергии, установленный ОАО «МРСК Центра и Приволжья» на спорном доме, является прибором учёта потерь в сетях ОАО «МРСК Центра и Приволжья» и в сетях управляющей компании ООО КомСервис».

Представитель ответчика – ОАО «Тулаэнергосбыт» согласно доверенности Панин П.Н в суде иск не признал, пояснив, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения иска, поскольку требования статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по установке общедомовых приборов учёта электроэнергии на распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, только в части организации учёта используемых энергетических ресурсов, то есть собственники упомянутых объектов имеют право не устанавливать приборы учёта, однако данная статья не запрещает сетевой организации самостоятельно за свой счёт устанавливать общедомовые приборы учёта на указанных объектах.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 26 марта 2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.

Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу пункта 1 статьи 540, пункта 2 статьи 543 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключённым с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. При этом обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учёта потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Пунктом 1 статьи 541 ГК РФ установлено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединённую сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о её фактическом потреблении.

Порядок оплаты принятой электроэнергии конкретизирован в статье 544 ГК РФ.

Так, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Порядок расчётов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Пунктом 3 статьи 539 ГК РФ предусмотрено, что к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23 ноября 2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Целью данного Федерального закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности (часть 2 статьи 1).

В соответствии со статьёй 3 этого Федерального закона законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В силу части 1 статьи 11 вышеназванного Федерального закона здания, строения, сооружения, за исключением указанных в части 5 настоящей статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям    энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности.

При этом из положений части 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 № 261-ФЗ следует, что до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введённых в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учёта используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учёта в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учёта используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учёта используемых воды, электрической энергии.

Из требований части 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 № 261-ФЗ также следует, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учёту с применением приборов учёта используемых энергетических ресурсов. Однако требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой
энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в
отношении организации учета используемой тепловой энергии).    

Как установлено судом, Печкарев М.А., в интересах которого Киреевский межрайонный прокурор обратился в суд с настоящим иском, является инвалидом группы, бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, что подтверждается справкой ВТЭК, удостоверением сер . Копии данных документов имеются в деле.

Право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, предусмотрено частью 1 статьи 45 ГПК РФ.

Печкарев М.А. зарегистрирован и проживает в <адрес> <адрес>, его дочь ФИО7 является собственником вышеуказанной квартиры, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданными 12 сентября 2006 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Тульской области.

В соответствии с пунктом 3.2 Устава открытого акционерного общества «Тулаэнергосбыт», данное общество, созданное в результате реорганизации ОАО «Тулэнерго» в форме выделения и являющееся правопреемником в отношении части прав и обязанностей ОАО «Тулэнерго» в соответствии с разделительным балансом ОАО «Тулэнерго», осуществляет следующие виды деятельности: покупка электрической энергии (мощности) на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности); реализация (продажа) электрической энергии (мощности) на оптовом и розничном рынках электрической энергии потребителям (в том числе гражданам); диагностика, эксплуатация, ремонт, замена и проверка средств измерений и учёта электрической и тепловой энергии; оказание энергосервисных услуг; предоставление коммунальных услуг населению.

На основании пункта 3.2 Устава открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» указанное общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещённые законом, в том числе: оказание услуг по передаче электрической энергии; оказание услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям; деятельность по эксплуатации электрических сетей; обеспечение работоспособности и исправности оборудования электрических сетей в соответствии с действующими нормативными потреблениями, проведение технического обслуживания, диагностики, ремонта электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства; деятельность на предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию приборов и инструментов для измерения, контроля, испытания, навигации, локации и прочих целей.

Одним из филиалов ОАО «МРСК Центра и Приволжья» является филиал «Тулэнерго» (Приложение № 1 к Уставу).

4 февраля 2008 между открытым акционерным обществом «Тульская сбытовая компания», правопреемником которого является ОАО «Тулаэнергосбыт» (заказчик) и открытым акционерным обществом энергетики и электрификации «Тулэнерго» (исполнитель) в лице исполняющего обязанности заместителя генерального директора ОАО «МРСК Центра и Приволжья» - управляющего директора ОАО «Тулэнерго» ФИО8 заключён договор оказания услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии с пунктами 1.3 и 1.4 данного договора исполнитель при оказании услуг по настоящему договору осуществляет передачу электрической энергии (мощности) по электрическим сетям, которыми он владеет и пользуется на праве собственности или на ином законном основании, а также в соответствии с взаимными договорными обязательствами между исполнителем и прочими сетевыми организациями (ПСО) обязуется обеспечить передачу электрической энергии (мощности) по электрическим сетям соответствующих ПСО до потребителей заказчика в зоне его деятельности, как гарантирующего поставщика.

Исполнитель самостоятельно регулирует отношения с потребителями по технологическому присоединению энергоустановок потребителей к электрической сети Исполнителя.

23 мая 2011 в многоквартирном жилом доме № 8 по улице Папанина поселка Приупский Киреевского района Тульской области установлен общедомовой прибор учёта потреблённой электроэнергии, что подтверждается актом ввода в эксплуатацию прибора учёта, составленного представителями ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиала «Тулэнерго», заместителем главы администрации муниципального образования Киреевский район.

27 июня 2011 года ОАО «МРСК Центра и Приволжья» и ООО «КомСервис» составлен и подписан акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон, согласно которому граница эксплуатационной ответственности сторон установлена на контактах присоединения ввода ВЛИ-0,22 кВ в ШУЭ жилого дома.

С июня по сентябрь 2011 года владельцам жилых помещений в указанном доме предъявлялось к оплате потребление электроэнергии, учтённой по общедомовому прибору учёта за освещение мест общего пользования, что не оспаривается участвующими в деле лицами и подтверждается реестром расходов электроэнергии за период с июня по сентябрь 2011 года, из которого следует, что в расход электроэнергии, подлежащей оплате, включены как подтверждённый указанными абонентами расход электроэнергии, так и расход электроэнергии по общедомовому счётчику.

17 апреля 2012 года Печкарев М.А. обратился к Киреевскому межрайонному прокурору с заявлением, в котором просил оказать помощь в сложившейся, в связи с установкой общедомового прибора учёта электроэнергии ситуации.

Также судом установлено, что постановлением главы администрации муниципального образования «Киреевский район» от 10 сентября 2001 № 787 утверждён список жилых домов, непригодных для постоянного проживания, с учётом физического износа, повреждений несущих конструкций, а также санитарных требований согласно приложению.

В приложении к указанному постановлению в числе жилых домов, непригодных для постоянного проживания значится и многоквартирный жилой дом № 8 по улице Папанина поселка Приупский Киреевского района Тульской области, 1958 года постройки.

Ранее, 27 августа 2001 года главой муниципального образования «Киреевский район» был утверждён акт, в соответствии с которым жилой дом под № 8 по улице Папанина поселка Приупский Киреевского района Тульской области был признан ветхим.

Анализируя приведённую выше совокупность доказательств и правовых норм, суд приходит к убеждению в том, что требования статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части организации учёта используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие объекты, каковым является многоквартирный жилой дом под № 8 по улице Папанина поселка Приупский Киреевского района Тульской области, 1958 года постройки.

Следовательно, действия ОАО МРСК «Центра и Приволжья» филиала «Тулэнерго» и администрации муниципального образования Киреевский район по установке общедомового прибора учёта электрической энергии в указанном жилом доме являются незаконными, поскольку противоречат приведённой выше норме закона.

В связи с тем, что начисление за потреблённую электроэнергию производится ОАО «Тулаэнергосбыт» на основании, в том числе, показаний общедомового счётчика, установленного незаконно, действия данного общества по начислению платы потреблённой электроэнергии с учётом расходов по общедомовому прибору учёта (счётчика), по мнению суда, также являются незаконными.

При таких обстоятельствах исковые требования Киреевского межрайонного прокурора в части признания незаконными перечисленных выше действий ответчиков подлежат удовлетворению.

С целью устранения нарушения прав инвалида группы Печкарева М.А., проживающего в <адрес> <адрес> необходимо: обязать ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиала «Тулэнерго» демонтировать общедомовой прибор учёта в жилом доме № 8 по улице Папанина поселка Приупский Киреевского района Тульской области, 1958 года постройки; обязать ОАО «Тулаэнергосбыт» произвести перерасчёт платы потреблённой Печкаревым М.А. электроэнергии, исключив расходы по общедомовому прибору учёта.

Таким образом, исковые требования Киреевского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению в полном объёме.

По приведённым выше основаниям суд находит неправильными доводы представителей ответчиков ОАО «МРСК Центра и Приволжья», ОАО «Тулаэнергосбыт» в обоснование своих возражений относительно иска. По мнению суда, возражения представителей указанных ответчиков основаны на неправильном толковании закона.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковые требования Киреевского межрайонного прокурора в интересах инвалидов группы Печкарева М.А. удовлетворить.

Признать незаконными действия открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» в лице филиала «Тулэнерго», администрации муниципального образования Киреевский район по установке общедомового прибора учёта в жилом доме № 8 по улице Папанина посёлка Приупский Киреевского района Тульской области.

Признать незаконными действия открытого акционерного общества «Тулаэнергосбыт» по начислению инвалиду группы Печкареву М.А., проживающему в <адрес> <адрес> платы потреблённой им электроэнергии с учётом расходов по общедомовому прибору учёта.

Обязать открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» в лице филиала «Тулэнерго» демонтировать общедомовой прибор учёта в жилом доме № 8 по улице Папанина поселка Приупский Киреевского района Тульской области.

Обязать открытое акционерное общество «Тулаэнергосбыт» произвести перерасчёт платы потреблённой Печкаревым М.А. электроэнергии, исключив расходы по общедомовому прибору учёта.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путём подачи апелляционной жалобы, представления в Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня вынесения

Председательствующий