Решение от 28.06.2012 по делу № 2-678



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 июня 2012 года город Киреевск

Киреевский районный суд Тульской области в составе

председательствующего Феоктистова Д.Н.,

при секретаре Кулешовой Е.В.,

с участием:

истца Марина И.Г.,

представителя ответчика Виноградовой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-678/2012 по иску Марина И.Г. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Киреевском районе Тульской области о признании права на досрочную пенсию по старости, взыскании недополученной пенсии,

у с т а н о в и л :

истец Марин И.Г. обратился в суд с указанным иском по следующим основаниям.

В июне 2011 года он обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении ему пенсии в связи с работой с вредными условиями труда, наличием необходимого для этого общего и специального стажа.

Сотрудниками Управления Пенсионного фонда в Киреевском районе ему было предложено представить недостающие документы, подтверждающие период его работы с вредными условиями труда.

В феврале 2002 года, то есть в течение месяца со дня достижения 50-летнего возраста, истец представил ответчику все недостающие документы.

Сотрудник пенсионного органа приняла у него документы, пояснив, что в течение месяца будет решён вопрос о назначении ему пенсии, а в случае, если каких-либо документов будет не хватать, Управление пенсионного фонда запросит их самостоятельно.

При последующих обращениях истца с целью уточнения сроков выплаты пенсии, истцу предлагали заменить имеющиеся справки, заверяя при этом в том, что пенсия будет выплачена за прошлое время в полном объёме.

При очередном обращении к ответчику в декабре 2002 года сотрудник пенсионного органа предложила ему написать заявление о назначении пенсии, что он и сделал 24 декабря 2002 года.

В январе 2003 года на приёме в Управлении пенсионного фонда в Киреевском районе истцу пояснили, что он не имеет права на пенсию на льготных условиях, поскольку не был засчитан период его работы на Первомайском химзаводе Харьковской области с 7 января 1981 года по 10 сентября 1984 года в должности машиниста прессупаковочных машин.

После неоднократных жалоб истца на действия сотрудников Управления Пенсионного фонда в Киреевском районе в вышестоящие инстанции, а также в прокуратуру Тульской области, истцу всё же была назначена досрочная трудовая пенсия с 24 декабря 2002 года в сумме 1507 руб. 37 коп. с учётом специального трудового стажа 7 лет 7 месяцев.

Истец считает, что ему было необоснованно отказано в назначении пенсии с 22 января 2002 года (по достижении возраста 50 лет) в соответствии с положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку он (Марин И.Г.) обратился к ответчику с соответствующим заявлением 8 февраля 2002 года, приложив необходимые документы.

Куда девались его заявления от июня 2001 года и от февраля 2002 года, ему не известно.

В своём иске Марин И.Г. просил:

признать за собой право на получение трудовой пенсии по старости на льготных условиях в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 22 января 2001 года и обязать ответчика выплатить ему указанную пенсию за период с 22 января 2002 года по 24 декабря 2002 года.

Впоследствии – 20 июня 2012 года – Марин И.Г. исковые требования уточнил и просил взыскать в свою пользу с ответчика недополученную пенсию за вышеуказанный период в сумме 13921 руб. в соответствии с представленным ответчиком расчётом.

Истец Марин И.Г. в судебном заседании исковые требования в уточнённой редакции поддержал в полном объёме, пояснив, что его заявления от июня 2001 года и от февраля 2002 года о назначении пенсии пропали из пенсионного дела. Фактически вопрос о назначении ему пенсии разрешился лишь в марте 2003 года, при этом очередное заявление о назначении пенсии по настоянию работника Управления Пенсионного фонда в Киреевском районе ФИО11 было датировано им 24 декабря 2002 года. Также пояснил, что размер назначенной ему пенсии он не оспаривает и её перерасчёта не требует.

Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Киреевском районе Тульской области согласно доверенности Виноградова Е.Н. в суде иск не признала, пояснив, что трудовая пенсия по старости назначена Марину И.Г. со дня его обращения в пенсионный орган с соответствующим заявлением – 24 декабря 2002 года, при этом общеустановленный пенсионный возраст был снижен ему на 10 лет (на 7 лет за работу с вредными условиями труда по Списку № 1 и на 3 года за проживание на территории с льготным социально-экономическим статусом в соответствии с Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»). Также данный представитель пояснила, что иных письменных заявлений о назначении пенсии от Марина И.Г. не поступало. Его обращение в феврале 2002 года носило консультационный характер, к тому же у истца отсутствовал паспорт и льготно-уточняющая справка из ОАО АК «Синтвита». Считает, что пенсия назначена истцу в соответствии с нормами законодательства, в связи с чем находит исковые требования Марина И.Г. не подлежащими удовлетворению в полном объёме.

Выслушав объяснения указанных участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 27 данного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьёй 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

На основании пункта 2 указанной статьи списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 утверждён Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости).

Днём обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приёма органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Согласно пункту 2 статьи 18 указанного закона перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, её назначения и перерасчёта размера указанной пенсии, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 6 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчёта размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утверждённых Постановлением Минтруда Российской Федерации № 17, ПФ РФ № 19пб от 27 февраля 2002 (далее - Правила), граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.

Согласно пункту 7 Правил граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на неё, без ограничения каким-либо сроком, путём подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя.

Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.

Согласно пункту 15 Правил пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме случаев, указанных в статье 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и статье 23 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», но не ранее дня приобретения права на пенсию.

Днём обращения за назначением пенсии считается день приёма территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами.

При направлении заявления и всех необходимых документов по почте днём обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления (Закон от 17 декабря 2001 года).Дата приёма заявления регистрируется в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно пункту 16 Правил факт и дата приёма заявления и необходимых документов от гражданина, обращающегося за пенсией, подтверждается распиской-уведомлением, выдаваемой территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

В том случае, если заявление и необходимые документы поступили по почте, расписка-уведомление направляется в адрес заявителя в таком же порядке либо выдаётся ему на руки.

Как установлено судом и подтверждается материалами пенсионного дела Марина И.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, последний обратился в государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Киреевскому району Тульской области с заявлением о назначении ему пенсии по старости 24 декабря 2002 года.

В тот же день ему была выдана расписка-уведомление о получении от него заявления и приложенных к нему документов.

Именно с указанной даты – 24 декабря 2002 года истцу была назначена досрочная трудовая пенсия со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет (на 7 лет за 7 лет стажа работы по Списку № 1 и дополнительно на 3 года за проживание на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом на основании статьи 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

Данные установленные судом обстоятельства с учётом приведённых законоположений позволяют суду прийти к выводу о законности действий ответчика по назначению истцу пенсии со дня его обращения в пенсионный орган с соответствующим заявлением.

Между тем, как следует из иска Марина И.Г., а также из его объяснений в суде, с заявлениями о назначении пенсии он обращался в пенсионный орган в июне 2001 года, а также в феврале 2002 года.

Проверяя вышеприведённые доводы истца, суд приходит к следующим выводам.

В силу приведённых выше норм закона, в частности, статьи 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», обращение Марина И.Г. в пенсионный орган в июне 2001 года не могло служить основанием для назначения ему пенсии ввиду недостижения истцом возраста, с которого у него возникло право на пенсионное обеспечение, поскольку данное право возникло лишь 22 января 2002 года.

Факт обращения истца к ответчику с письменным заявлением о назначении пенсии в феврале 2002 года, по мнению суда, не нашёл в суде своего подтверждения, поскольку в пенсионном деле таковое заявление отсутствует.

Кроме того, истцом в подтверждение своего довода не представлена предусмотренная вышеприведёнными нормами закона расписка-уведомление территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о получении соответствующего заявления с приложенными документами.

Сам истец пояснил в суде о том, что по почте заявление о назначение ему пенсии от февраля 2002 года им в адрес пенсионного органа не направлялось.

Из сообщения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Киреевском районе Тульской области от 28 июня 2012 года следует, что журналы регистрации заявлений о назначении пенсии хранятся 5 лет после окончания регистрации.

Как следует из письма ответчика от 16 мая 2003 года , когда Марин И.Г. обратился в феврале 2002 года, то у него был собран неполный пакет документов (льготно-уточняющая справка выдана «Синтвитой» в марте 2002 года). Также отсутствовал документ, удостоверяющий личность (паспорт был выдан в апреле 2002 года). Марину И.Г. было разъяснено, что оценить его право на пенсию по имевшимся тогда в наличии документам не представилось возможным. С полным пакетом документов Марин И.Г. обратился 24 декабря 2002 года, с указанной даты ему и была назначена пенсия.

Справка о страховом стаже отнесена к числу документов, прилагаемых к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости, что следует из Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утверждённого Постановлением Минтруда РФ № 16, ПФ РФ № 19па от 27 февраля 2002 года.

Как пояснила в судебном заседании 20 июня 2012 года свидетель ФИО11, с 1985 года по 2004 год работавшая начальником отдела назначения и перерасчёта пенсий в Управлении Пенсионного фонда России в Киреевском районе, до 24 декабря 2002 года письменных заявлений о назначении пенсии от Марина И.Г. не поступало. В противном случае было бы принято решение либо о назначении пенсии, либо об отказе в назначении таковой. Никакие документы из пенсионного дела Марина И.Г. не изымались.

Суд не находит оснований для сомнения в достоверности показаний данного свидетеля, поскольку они последовательны, непротиворечивы, согласуются с другими доказательствами по делу.

Так, из пенсионного дела истца следует, что льготно-уточняющая справка, о которой упоминается в вышеназванном письме ответчика от 16 мая 2003 года, была выдана ОАО «Синтвита» 1 марта 2003 года, то есть отсутствовала в феврале 2002 года.

Как следует из объяснений в суде представителя ответчика Виноградовой Е.Н., обращение Марина И.Г. в пенсионный орган в феврале 2002 года носило консультационный характер.

Суд считает, что с учётом положений указанных выше норм законодательства, гражданин должен самостоятельно обратиться в соответствующее отделение пенсионного фонда с заявлением о назначении ему пенсии, то есть назначение пенсии носит заявительный характер и назначается со дня обращения за указанной пенсией.

Исчислять день обращения истца за назначением пенсии следует со дня приёма территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления Марина И.Г., то есть 24 декабря 2002 года.

Также суд полагает, что устная консультация, полученная Мариным И.Г. от работников системы Пенсионного фонда Российской Федерации, не свидетельствует о соблюдении истцом установленного законом порядка обращения за назначением пенсии.

Таким образом, истцом в силу статьи 56 ГПК РФ доказательств обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии в феврале 2002 года не представлено. Не подтвердил данный факт и допрошенный свидетель ФИО11

Более того, судом установлено, что паспорт серии , выдан Марину И.Г. Болоховским отделением милиции Киреевского РОВД Тульской области 4 апреля 2002 года, то есть в феврале 2002 года паспорта у истца не было, что не оспаривается и самим истцом.

8 февраля 2002 года истцу вышеназванным отделением милиции было выдано временное удостоверение личности.

Согласно пункту 2 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости, должен быть приложен документ, удостоверяющий личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству.

Согласно пункту 15 указанного Перечня в качестве документа, удостоверяющего личность, возраст и гражданство лица, которому устанавливается пенсия, предъявляется паспорт этого лица.

По мнению суда, предъявление лицом, обращающимся за назначением пенсии, в качестве документа, удостоверяющего его личность, возраст и гражданство временного удостоверения личности гражданина Российской Федерации не предусмотрено действующим законодательством.

При таких обстоятельствах, учитывая, что паспорт Марин И.Г. не мог предъявить в пенсионный орган в феврале 2002 года, предусмотренных законом оснований для назначения истцу пенсии с февраля 2002 года или с января указанного года, по мнению суда, не имеется даже если бы было соответствующее заявление истца от февраля 2002 года, каковое, как установлено судом, ранее 24 декабря 2002 года в Управление Пенсионного фонда в Киреевском районе не поступало.

Таким образом, при рассмотрении настоящего гражданского дела судом не установлено обстоятельств виновных действий или бездействия ответчика, в результате которых, как полагает истец, нарушено его право на пенсионное обеспечение.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым отказать истцу в удовлетворении его исковых требований о признании права на получение трудовой пенсии по старости на льготных условиях с 22 января 2001 года и взыскании с ответчика недополученной пенсии за период с 22 января 2002 года по 24 декабря 2002 года в сумме 13921 руб. в соответствии с представленным ответчиком расчётом.

Следовательно, в удовлетворении исковых требований Марину И.Г. необходимо отказать в полном объёме.

По приведённым выше мотивам суд находит неправильными доводы истца Марина И.Г. в обоснование заявленных им исковых требований.

Приложенные истцом к иску документы: письма ответчика от 16 мая 2003 года , от 5 февраля 2002 года , а также от 19 марта 2012 года ; письмо Государственного учреждения-отделения Пенсионного фонда Российской Федерации от 29 января 2003 года ; письмо прокурора Тульской области от 18 мая 2005 года ; письмо главного федерального инспектора в Тульской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федерального округе от 25 мая 2005 года № , по мнению суда, не опровергают вышеприведённых установленных судом обстоятельств.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

в удовлетворении исковых требований Марину И.Г. отказать в полном объёме.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путём подачи апелляционной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий