Решение от 05.07.2012 по делу № 2-685



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 июля 2012 года город Киреевск Тульской области

Киреевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Назарова В.В.,

при секретаре Ивановой Н.В.,

с участием истицы Мухиной Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мухиной Л.И. к администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Мухина Л.И. обратилась в суд с иском к администрации МО Киреевский район Тульской области, в котором просит признать её нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать ответчика предоставить ей отдельную квартиру либо субсидию для приобретения отдельного жилого помещения.

В обоснование заявленных требований истица указала, что приговором Военного трибунала войск НКВД Тульской области от 10.01.1942 г., её отец ФИО5 был осужден по ст.58-1-в УК РСФСР и приговорён к высшей мере наказания с конфискацией имущества. Постановлением президиума Тульского областного суда от 07.10.1963 г. приговор, вынесенный в отношении её отца, был отменён, производство по делу было прекращено за недоказанностью обвинения. 07.05.2002 г. прокуратурой Тульской области ей была выдана справка о реабилитации на основании ст.1.1 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» как лицу, оставшемуся в несовершеннолетнем возрасте без попечения отца, о чём 30.05.2002 г. ей было выдано бессрочное свидетельство. До 1971 г. она вместе со своей семьёй проживала в г.Киреевске Тульской области, а с 1971 г. по 2000 г. – в Крыму на территории р.Украина. В период 2000 г. по 2007 г. она проживала в различных субъектах Российской Федерации, а 23.11.2007 г. на основании постановления главы администрации МО Киреевский район ей была предоставлена комната, расположенная на пятом этаже общежития, находящегося по адресу: Тульская область, г.Киреевск, ул.Тесакова, дом 2а. Поскольку по состоянию здоровья ей было затруднительно проживать на пятом этаже, в 2010 г. ей была предоставлена комната №34, расположенная на втором этаже общежития, находящегося по адресу: Тульская область, г.Киреевск, ул.Чехова, дом 15, в которой она проживает до настоящего времени. Между тем, условия проживания в общежитии (общие кухня, туалет и душ) не отвечают необходимым требованиям с учётом её возраста и состояния здоровья, в связи с чем она обращалась в различные организации по вопросу улучшения жилищных условий, но получила отказ. Полагает, что приобрела право на первоочередное получение жилья либо субсидию на основании ст.16 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий».

В судебном заседании истица Мухина Л.И. поддержала заявленные исковые требования в полном объёме по основаниям, приведённым в иске.

Представитель ответчика администрации МО Киреевский район Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался в установленном порядке, о причине неявки в суд не сообщил. Представил заявление, в котором полагал администрацию МО Киреевский район Тульской области ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель третьего лица, привлечённого к участию в деле определением судьи, – администрации МО г.Киреевск Киреевского района в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и вынесении решения на усмотрение суда.

Представитель третьего лица, привлечённого к участию в деле определением судьи, – Министерства здравоохранения и социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался в установленном порядке, о причине неявки в суд не сообщил, возражений по иску не представил.

На основании ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участвующих в деле лиц.

Выслушав пояснения истицы Мухиной Л.И., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истица Мухина Л.И. зарегистрирована по адресу: Тульская область, г.Киреевск, ул.Чехова, дом 15, к.34, в период с 05.09.2009 г. по настоящее время.

В период с 10.12.2007 г. по 05.09.2009 г. истица была зарегистрирована по адресу: Тульская область, г.Киреевск, ул.Тесакова, дом №2-а, комната №61 (общежитие).

Данное жилое помещение специализированного жилого фонда общей площадью 25,4 кв.м. было предоставлено Мухиной Л.И. на основании постановления главы администрации МО Киреевский район Тульской области от 23.11.2007 г.

23.11.2007 г. между МУП «Жилищник» МО Киреевский район и Мухиной Л.И. был заключён договор найма указанного жилого помещения №25 от 30.11.2007 г.

В дальнейшем 24.03.2010 г. между администрацией МО г.Киреевск Киреевского района, действующей от лица собственника жилого помещения – администрации МО Киреевский район Тульской области, с одной стороны, а также Мухиной Л.И. – с другой стороны, был заключен договор №443 социального найма жилого помещения – жилой комнаты №34 общей площадью 20 кв.м., в т.ч. жилой площадью 16,9 кв.м., расположенной по адресу: Тульская область, ул.Чехова, дом №15.

В соответствии со ст.60 Жилищного кодекса (ЖК) РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нём на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

Согласно ст.63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Таким образом, на основании заключённого с наймодателем договора социального найма, истица Мухина Л.И. в настоящее время является нанимателем жилого помещения общей площадью 20 кв.м., расположенного на территории г.Киреевска Тульской области.

При этом Мухина Л.И. полагает себя нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В силу ст.49 ЖК РФ, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учётом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определённым федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (ч.3).

Категориям граждан, указанным в ч.3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Как предусмотрено ст.51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Между тем, вышеперечисленные основания для признания Мухиной Л.Н. нуждающейся в предоставлении жилья отсутствуют, поскольку в настоящее время она является нанимателем жилого помещения по договору социального найма.

Общая площадь указанного жилого помещения составляет 20 кв.м., в т.ч. жилая площадь – 16, 9 кв.м., то есть выше учётной нормы жилого помещения по МО Киреевский район, установленной в размере 9,5 кв.м. на одного члена семьи решением собрания представителей МО Киреевский район Тульской области №48-359 от 24.08.2005 г.

Каких-либо сведений о признании данного жилого помещения непригодным для проживания в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции», в суд не представлено.

При таких обстоятельствах, предусмотренные ст.51 ЖК РФ основания для признания Мухиной Л.Н. нуждающейся в предоставлении жилья отсутствуют.

По мнению истицы, её право на первоочередное получение жилья как реабилитированного лица предусмотрено ст.16 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий».

Исходя из положений 1.1 Закона РФ (далее – Закон РФ о реабилитации) от 18.10.1991 г. №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» (с последующими изменениями и дополнениями), подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются, в т.ч. дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам.

07.05.2002 г. Мухиной Л.И. была выдана справка прокуратуры Тульской области №14898 о признании истицы подвергшейся политическим репрессиям, как оставшейся без попечения отца, репрессированного 10.01.1942 г. Военным трибуналом войск НКВД Тульской области за измену Родине (ст.58-1-а УК РСФСР) и приговорённого к расстрелу с конфискацией имущества.

Из справки Тульского областного суда от 29.10.1963 г. следует, что приговор Военного трибунала войск НКВД Тульской области от 10.01.1942 г. в отношении Лагутина И.В. был отменён, производство по делу прекращено за недоказанностью обвинения.

30.05.2002 г. истице Мухиной Л.И. было выдано свидетельство серии , подтверждающее право на получение льгот, установленных ст.16 Закона РФ о реабилитации.

Таким образом, истица в установленном законом порядке признана лицом, подвергшимся политическим репрессиям и подлежащим реабилитации.

В соответствии со ст.13 данного Закона реабилитированные лица восстанавливаются в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, воинских и специальных званиях, им возвращаются государственные награды, предоставляются меры социальной поддержки, выплачиваются компенсации в порядке, устанавливаемом настоящим Законом и законами субъектов РФ.

Приведённая норма закона действительно предусматривает предоставление реабилитированным лицам мер социальной поддержки, оговоренных действующим законодательством.

Согласно ст.16 Закона о реабилитации (в редакции от 30.11.2011 г.) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов РФ.

Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов РФ.

Приведённая редакция, введённая в действие Федеральным законом от 30.11.2011 г. №361-ФЗ, исключила с 01.01.2012 г. ранее существовавший порядок софинансирования расходных обязательств по обеспечению мер социальной поддержки указанной категории лиц путём предоставления федеральных субсидий в бюджеты субъектов РФ.

В то же время, выплата отдельных видов компенсаций по-прежнему является расходным обязательством Российской Федерации.

В силу ст.13 Закона о реабилитации признаётся право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населённые пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов РФ. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. При отсутствии документального подтверждения факт вынужденного переселения, связанного с репрессиями родственников, может устанавливаться судом.

Как предусмотрено ст.16.1 Закона о реабилитации, реабилитированным лицам возвращается конфискованное, изъятое и вышедшее иным путём из их владения в связи с репрессиями имущество, либо возмещается его стоимость, либо выплачиваются денежные компенсации.

Реабилитированным лицам возмещается стоимость конфискованного жилого дома в порядке и размерах, предусмотренных ч.6 настоящей статьи.

Имущество возвращают государственные и общественные организации, у которых оно находится, без возмещения износа имущества и взыскания расходов на его хранение.

При невозможности возврата реабилитированным лицам сохранившегося имущества возмещается его стоимость в соответствии с произведенной в установленном порядке оценкой, но в размере не более 4000 рублей за имущество без жилых домов или 10000 рублей за все имущество, включая жилые дома. В таких же размерах возмещается стоимость несохранившегося имущества (ч.6).

В случаях, когда факт конфискации, изъятия или выхода имущества из владения иным путём установлен, но отсутствуют или утрачены документы о характере, состоянии и количестве этого имущества, выплачиваются денежные компенсации в размере до 4000 рублей за имущество без жилых домов или 10000 рублей за всё имущество, включая жилые дома.

В случае смерти реабилитированных лиц возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится их наследникам по закону первой очереди.

Приведённая правовая норма предусматривает возможность возвращения конфискованного имущества в натуральном виде либо в денежной форме в качестве посильной компенсации причинённого ущерба.

В целях реализации делегированных федеральным законодателем полномочий, в т.ч. в области правового регулирования оказания мер социальной поддержки указанной категории реабилитированных лиц, на региональном уровне был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 г. №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» (с последующими изменениями и дополнениями).

Исходя из положений ст.5 данного Закона, лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) внеочередное оказание медицинской помощи;

2) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы (для лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, и совместно с ними проживающих членов их семей) за жилое помещение (в коммунальных квартирах – занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области;

3) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы (для лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, и совместно с ними проживающих членов их семей) за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством РФ, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления.

Каких-либо мер, связанных с предоставлением реабилитированным лицам субсидий для приобретения жилья или отдельных жилых помещений, приведёнными нормативно-правовыми актами не предусмотрено.

При этом из справки УФСБ по Тульской области усматривается, что информации о конфискации у репрессированного Лагутина И.В. какого-либо жилья, не имеется.

Сведения об утрате реабилитированным лицом жилого помещения в связи с применением репрессий, также отсутствуют.

В обоснование заявленных требований, истица в своём исковом заявлении ссылается на положения недействующей в настоящее время редакции (от 23.10.2003 г.) статьи 16 Закона о реабилитации, исходя из которой, реабилитированные лица и члены их семей, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, ранее имели право на первоочередное получение жилья, а проживающие в сельской местности – на получение беспроцентной ссуды и первоочередное обеспечение строительными материалами для строительства жилья.

Действительно, до 01.01.2005 г. ст.16 данного Закона предусматривала перечень льгот для реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий. Федеральным законом от 22.08.2004 г. №122-ФЗ данный перечень из этой статьи был исключён и одновременно установлено, что реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации; расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 01.12.2005 г. №462-О, федеральный законодатель, закрепляя различного рода меры, направленные на восстановление и защиту прав реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, на возмещение причинённого им вреда, и определяя степень и формы участия субъектов РФ в их реализации, вправе установить, что обеспечение указанных лиц мерами социальной поддержки осуществляется субъектами РФ, а также отнести расходные обязательства по обеспечению ими к расходным обязательствам субъектов РФ.

Таким образом, действующая редакция Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» в совокупности с Законом Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» не относят реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий к отдельной категории граждан, нуждающихся в жилых помещениях, либо имеющих право на получение субсидии на приобретение жилых помещений.

В данном случае, отсутствует специальное правовое регулирование, устанавливающее право категории лиц, к которой относится истица на обеспечение жильём, при том, что действующее законодательство даже при наличии специального регулирования, связывает право на получение жилья с нуждаемостью, тогда как Мухина Л.И. не является нуждающейся в предоставлении жилья.

В нарушение требования ст.56 ГПК РФ доводы истицы о невозможности проживания в жилом помещении, занимаемом ею на основании договора социального найма, объективно ничем не подтверждаются.

При таких обстоятельствах, исковые требования Мухиной Л.И. удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

отказать Мухиной Л.И. в удовлетворении исковых требований в полном объёме.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путём подачи апелляционной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья