РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 июля 2012 года, г. Киреевск Тульской области
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Пахомова А.Г.,
при секретаре Афанасьевой Т.Г.,
с участием истца Тесаковой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-774/12 по иску Тесаковой Н.Г. к ГУ «Управление социальной защиты населения Киреевского района» о возложении обязанностей,
установил:
Тесакова Н.Г. обратилась в суд с иском, в котором просит признать за ней право на меры социальной поддержки, предусмотренные для ветеранов труда; обязать ГУ «Управление социальной защиты населения Киреевского района» назначить ей ежемесячную денежную выплату с 21.06.2012 года и ежемесячные денежные выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с 01.07.2012 года; выдать справку для приобретения единого месячного льготного проездного билета.
Свои требования Тесакова Н.Г. обосновывает тем, что она имеет удостоверение ветерана труда. 21.06.2012 года она обратилась с заявлением в ГУ «Управление социальной защиты населения Киреевского района» о предоставлении ей мер социальной поддержки, предусмотренных законом Тульской области от 28.12.2004г. №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», которое отказало ей в этом..
Истец Тесакова Н.Г. в судебном заседании просила удовлетворить иск по указанным в нём основаниям.
Ответчиком, ГУ «Управление социальной защиты населения Киреевского района», представлены возражения на иск, в которых содержится заявление о рассмотрении дела без его участия. В возражениях позиция ответчика обоснована тем, что кроме наличия самого звания «Ветеран труда» необходимо соблюдение ещё одного условия – женщина, являющаяся ветераном труда, должна достигнуть возраста 55 лет, установленного законом «О трудовых пенсиях в РФ» и законом «О государственном пенсионном обеспечения в РФ», что предусмотрено законом «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 28.12.2004г. №493-ЗТО.
Третье лицо, Министерство здравоохранения и социального развития Тульской области, в судебное заседание не явилось.
Определением, занесенным в протокол судебного заседания, постановлено рассмотреть дело в отсутствие ответчика и третьего лица.
Заслушав объяснение истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, устанавливает Федеральный закон «О ветеранах» от 12.01.1995г. №5-ФЗ (далее, - базовый закон).
Истцом представлено удостоверение серии №, выданное 21.06.2012г. ГУ «Управление социальной защиты населения Киреевского района», из которого следует, что Тесакова Н.Г. имеет права и льготы, предоставленные на условиях и в порядке, установленных статьями 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах».
Данное доказательство приводит суд к выводу о том, что с 21 июня 2012 года Тесакова Н.Г. является ветераном труда.
Тесакова Н.Г. обратилась с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки, как ветерану труда, в орган социального развития по месту своего жительства 21.06.2012 года, что следует из письма ГУ «Управление социальной защиты населения Киреевского района» от 21.06.2012 года №, в котором содержится отказ в назначении выплат.
Согласно ст.22 базового закона в редакции закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ, меры социальной поддержки ветеранов труда, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Данная норма вступила в действие с 01.01.2005г., в силу ст.155 закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ, прежний порядок предоставления льгот, предусмотренных ст.22 базового закона, сохранялся до принятия соответствующих нормативных правовых актов субъектов РФ.
В Тульской области порядок предоставления указанных льгот установлен законом Тульской области от 28.12.2004г. №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
Согласно ст.3 данного закона, ветеранам труда при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности, предоставлялись следующие меры социальной поддержки: оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Тульской области, – п.1 данной статьи; оплата в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, – п.2 данной статьи.
Анализ данной правовой нормы позволяет сделать вывод о том, что условием предоставления ветерану труда мер социальной поддержки является достижение им возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В силу правил п. а) ст.13 закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993г. №4468-1, право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего закона, имеющие выслугу на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел 20 лет и более. Такого рода пенсии предусмотрены законом от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», что следует из содержания п.1 ст.8 закона от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Из представленной истцом справки № от 19.06.2012 года, выданной ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тульской области, следует, что прапорщик внутренней службы Тесакова Н.Г. проходит службу в уголовно-исполнительной системе с 30.08.2001 года, её выслуга по состоянию на 18.06.2012г. составляет 17 лет 01 месяц и 11 дней в календарном исчислении, 22 года 04 месяца 20 дней в льготном исчислении, в связи с чем она имеет право на назначение пенсии за выслугу лет.
Таким образом, стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, у Тесаковой Н.Г. имеется, значит, ей может быть назначена пенсия за выслугу лет, независимо от возраста.
Законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» предусмотрен такой вид пенсии, как пенсия за выслугу лет.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Тесакова Н.Г. по состоянию на 21.06.2012 года имела право на меры социальной поддержки, установленные, в том числе, в ст.3 закона Тульской области от 28.12.2004г. №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку она являлся ветераном труда, и ей может быть назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении.
В соответствии с подпунктом 2 п.1 ст.7 закона Тульской области от 28.12.2004г. №493-ЗТО, ветераны труда имеют право на ежемесячную денежную выплату, причем в законе не содержится каких-либо дополнительных условий - достаточно наличия самого статуса гражданина «Ветеран труда», поскольку данная норма не содержит каких-либо отсылок к другим нормам данного закона. Значит, Тесакова Н.Г. имеет право на предоставление и данной ежемесячной денежной выплаты.
Следовательно, возражения ответчика относительно того, что предоставление мер социальной поддержки обусловлено таким событием (юридическим фактом), как достижение возраста, предусмотренного законом о трудовых пенсиях при назначении пенсии по старости (55 лет), безосновательны.
Законом от 31.10.2009 года №1352-ЗТО в закон Тульской области от 28.12.2004г. №493-ЗТО внесены изменения, согласно которым с 01.01.2010 года льготы по оплате в размере 50 процентов жилого помещения и коммунальных услуг заменены на ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области, и ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение в пределах установленных нормативов.
Согласно п.6 ст.8 закона Тульской области от 28.12.2004г. №493-ЗТО, меры социальной поддержки предоставляются в порядке, установленном администрацией Тульской области.
В соответствии с п.12 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного постановлением Администрации Тульской области от 15.01.2010 г. №30, днём обращения за назначением денежной выплаты считается день приема учреждением социальной защиты заявления со всеми необходимыми документами; денежная выплата назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения права на предоставление денежной выплаты (п.19 данного Положения).
Поскольку Тесакова Н.Г. обратилась в органы соцзащиты 21.06.2012г., право на получение указанных денежных выплат возникло у неё с 21.06.2012 года, а их выплата должна быть назначена с 1.07.2012 года.
В целях реализации закона Тульской области от 28.12.2004г. №493-ЗТО, постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005г. №201 был утвержден Порядок назначения и предоставления ежемесячных денежных выплат отдельным категориям жителей Тульской области (далее, - Порядок).
В соответствии с п.4 Порядка, граждане подают письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в орган социального развития по месту жительства.
Согласно п.8 Порядка, ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днём обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.
Ежемесячная денежная выплата, не полученная гражданином своевременно по вине органов, осуществляющих указанную выплату, выплачивается за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком (п.12 Порядка).
Тесакова Н.Г. обратилась с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты в орган социального развития по месту своего жительства 21.06.2012 года, что следует из письма от 21.06.2012 года №, в котором содержится отказ в назначении выплат.
Следовательно, указанная мера социальной поддержки должна быть назначена с 21.06.2012 года.
Обязанности по предоставлению мер социальной поддержки должны быть исполнены ГУ «Управление социальной защиты населения Киреевского района», поскольку именно территориальные органы Министерства здравоохранения и социального развития Тульской области осуществляют предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда, в соответствии с вышеуказанным Порядком.
В исковом заявлении содержится просьба истца обязать ответчика выдать ему справку для приобретения единого льготного проездного билета.
Согласно подпункту 20 п.1 постановления Администрации Тульской области от 15.03.2006г. №83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области», ветераны труда и пенсионеры вправе пользоваться такими проездными билетами. Каких-либо дополнительных условий, кроме предъявления удостоверения ветерана труда или пенсионного удостоверения, данный нормативный правовой акт не содержит, обязанность выдавать справки о наличии права на проездной билет нормативно-правовыми актами не предусмотрена.
Следовательно, в части требования о возложении обязанности выдать справку для приобретения льготного проездного билета иск удовлетворению не подлежит.
Таким образом, иск подлежит удовлетворению частично.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
иск Тесаковой Н.Г. удовлетворить частично.
Признать за Тесаковой Н.Г. право на меры социальной поддержки, предусмотренные для ветеранов труда.
Обязать ГУ «Управление социальной защиты населения Киреевского района» назначить Тесаковой Н.Г. ежемесячную денежную выплату, предусмотренную в п.2 ч.1 ст.7 (в размере, указанном в п.2 ч.4 ст.7) закона Тульской области от 28.12.2004г. №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», с 21 июня 2012 года.
Обязать ГУ «Управление социальной защиты населения Киреевского района» назначить Тесаковой Н.Г. ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, предусмотренные в ст.3 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», с 01 июля 2012 года.
В удовлетворении иска в части требования о возложении обязанности выдать справку для приобретения льготного проездного билета отказать.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца.
Председательствующий