РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 июля 2012 года город Киреевск Тульской области
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Назарова В.В.,
при секретаре Ивановой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Струкова А.В. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, о признании права на получение указанного звания и его присвоении,
у с т а н о в и л:
Струков А.В. обратился в суд с иском, в котором просит признать незаконным отказ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» в присвоении ему звания «Ветеран труда», признать его право на получение указанного звания.
В обоснование заявленных требований Струков А.В. указал, что 25.05.2012 г. он обратился в ГУ ТО «УСЗН Киреевского района» с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда», предоставив все необходимые документы. Однако 25.05.2012 г. в присвоении указанного звания ему было отказано, поскольку продолжительность его трудового стажа не соответствует требованиям Закона Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда». Он награждён ведомственной медалью «За отличие в службе III степени», и имеет трудовой стаж за выслугу лет 20 лет 18 дней в льготном исчислении, в связи с чем имеются предусмотренные законом основания для присвоения ему звания «Ветеран труда».
В судебное заседание истец Струков А.В. не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддержал по основаниям, приведенным в иске.
Представитель ответчика ГУ ТО «УСЗН Киреевского района» в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также письменные возражения, в которых просит отказать истцу в удовлетворении исковых требований по тем основаниям, что у Струкова А.В. отсутствует трудовой стаж, необходимый для назначения ему пенсии, что является одним из необходимых условий для присвоения звания «Ветеран труда».
Представитель третьего лица Министерства здравоохранения и социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался в установленном порядке, о причине неявки в суд не сообщил, возражений по иску не представил.
На основании ст.167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Струков А.В. имеет трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, что подтверждается справкой ОМВД России по Киреевскому району от 18.04.2012 г., его трудовой стаж в календарном исчислении составляет 20 лет 18 дней.
Как усматривается из наградного удостоверения, выданного истцу, последний награждён на основании приказа начальника УВД Тульской области медалью «За отличие в службе III степени» (приказ №л/с от 21.10.2004 г.)
Таким образом, Струков А.В. награждён ведомственной медалью, дающей право на присвоение звания «Ветеран труда», что ответчиком не оспаривалось.
25.05.2012 г. Струков А.В. обратился в органы социальной защиты населения с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда», предоставив необходимые документы, однако письмом ГУ ТО «УСЗН Киреевского района» от 25.05.2012 г. истцу было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» по тем основаниям, что у него отсутствует трудовой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии (25 лет для мужчин) и необходимый для присвоения звания «Ветеран труда».
Между тем, суд полагает, что указанная позиция ответчика является несостоятельной и не основана на нормах действующего законодательства по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.7 Федерального закона от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются, в том числе лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
22.08.2004 г. в данный Закон были внесены изменения, согласно которым порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (п.4 ст.7 Закона).
Таким образом, указанные полномочия были делегированы федеральным законодателем субъектам РФ.
В порядке реализации указанного правомочия в Тульской области был принят Закон Тульской области №797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», исходя из положений п.1 ст.1 которого, условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются:
1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почётных званий СССР или РФ, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;
2) наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Как предусмотрено п.3 ст.2 данного Закона, лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» предоставляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почётных званий СССР или РФ, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде.
Таким образом, Закон Тульской области №797-ЗТО не изменил правовых оснований и условий присвоения звания «Ветеран труда», предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах».
Как установлено п.2 Постановления Администрации Тульской области от 08.05.2007 г. №217 «О порядке выдачи удостоверения «Ветеран труда» лицу, которому присвоено звание «Ветеран труда», выдается удостоверение «Ветеран труда» соответствующего образца.
В соответствии со ст.1 Закона Тульской области №797-ЗТО условиями присвоения звания «Ветеран труда» является наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почётных званий СССР или РФ, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Право на пенсию согласно ст.3 Федерального закона от 15.12.2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» имеют граждане РФ при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
Статьей 4 данного Закона установлена категория граждан, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, к числу которых отнесены, в том числе и военнослужащие.
Согласно ст.5 Закона назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; пенсия по случаю потери кормильца; социальная пенсия.
Пенсия за выслугу лет назначается гражданам, указанным в подп.1, 2, 6 и 7 п.1 ст.4 настоящего Федерального закона, то есть: федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим, гражданам из числа космонавтов, гражданам из числа работников летно-испытательного состава, к числу которых относится и истец, являясь военнослужащим, поскольку в силу ст.2 названного Закона сотрудники учреждений и органов внутренних дел приравнены к военнослужащим.
Как предусмотрено ст.8 данного Закона, пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим назначается в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Исходя из положений данного Закона РФ (в последней редакции), право на пенсию за выслугу лет имеют:
а) лица, указанные в ст.1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более;
б) лица, указанные в ст.1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
При определении права на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом «б» ч.1 настоящей статьи в общий трудовой стаж включаются:
а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчёта государственных пенсий до дня вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Струков А.В. имеет право на пенсию по выслуге лет, что подтверждается справкой, выданной УМВД России по Тульской области.
Таким образом, приведёнными нормами Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении» достоверно подтверждено наличие у истца права на получение государственного пенсионного обеспечения.
При этом, само по себе право истца на пенсию по выслуге лет в порядке, предусмотренном Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», свидетельствует о возможности реализации истцом вышеуказанного права на государственное пенсионное обеспечение, но по условиям, в порядке и по нормам названного выше Закона РФ, что основано на положениях статей Федерального закона от 15.12.2001 г. №166-ФЗ.
В связи с этим, суд не может рассматривать указанное обстоятельство, как исключающее право истца на присвоение звания «Ветеран труда».
Изложенное свидетельствует о том, что ответчиком ошибочно истолкованы положения ранее указанных норм материального права, что привело к неправомерному и безосновательному ограничению прав истца на присвоение звания «Ветеран труда».
Статьи 6, 15, 17, 18, 19 и 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе ранее действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Таким образом, Струков А.В. на момент обращения в органы социальной защиты населения с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», имел необходимый трудовой стаж и был награждён ведомственными наградами, что в совокупности даёт ему право на присвоение звание «Ветеран труда».
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что отказ ГУ ТО «УСЗН Киреевского района» в присвоении Струкову А.В. звания «Ветеран труда» не соответствует требованиям закона.
Постановлением администрации Тульской области от 14.05.2009 г. №309 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача гражданам удостоверения «Ветеран труда», утвержден регламент предоставления данной государственной услуги.
В соответствии с данным регламентом, результатом предоставления государственной услуги является выдача заявителю удостоверения «Ветеран труда». Заявителями являются граждане РФ, проживающие на территории Тульской области, которым присвоено звание «Ветеран труда».
Для получения государственной услуги заявитель подает в территориальный орган Департамента социального развития Тульской области по месту жительства заявление в письменной форме с приложением следующих документов: паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; решения о присвоении звания «Ветеран труда».
В связи с этим суд полагает необходимым обязать ГУ ТО «УСЗН Киреевского района» выдать истцу удостоверение «Ветеран труда».
В то же время, поскольку обращение Струкова А.В. было рассмотрено ответчиком в установленном порядке, в связи с чем имеется спор о праве истца на присвоение звания «Ветеран труда», разрешаемый в судебном порядке, право на выдачу удостоверения истец приобретает после вступления настоящего решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Струкова А.В. удовлетворить.
Признать за Струковым А.В. право на присвоение звания «Ветеран труда».
Обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» присвоить Струкову А.В. звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда».
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путём подачи апелляционной жалобы Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца момента изготовления в окончательной форме
Судья