РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июля 2012 года город Киреевск Тульской области
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Назарова В.В.,
при секретаре Ивановой Н.В.,
с участием помощника Киреевского межрайонного прокурора Бабушкина А.О., а также представителя ответчика администрации МО Киреевский район ТО – Бирюковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киреевского межрайонного прокурора Тульской области, поданное в интересах неопределённого круга лиц, к администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области и муниципальному казённому дошкольному образовательному учреждению «Красноярский детский сад «Родничок» администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области» об обязании проведения землеустроительных работ по формированию земельного участка с последующим внесением сведений в Государственный кадастр недвижимости,
у с т а н о в и л:
Киреевский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ с иском к администрации МО Киреевский район Тульской области и МКДОУ «Красноярский детский сад «Родничок» администрации МО Киреевский район ТО», в котором просит обязать ответчиков в срок не позднее 01.01.2013 г. провести работы по формированию земельного участка площадью 9800 кв.м. с КН №, расположенного по адресу: Тульская область, Киреевский район, пос.Красный Яр, ул.Комсомольская, и внести соответствующие сведения в Государственный кадастр недвижимости.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Киреевской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения земельного законодательства в образовательных учреждениях Киреевского района, в ходе которой было установлено, что ответчиками были допущены нарушения указанного законодательства. Муниципальное образование Киреевский район Тульской области является учредителем МКДОУ «Красноярский детский сад «Родничок». В соответствии с Уставом данного образовательного учреждения, последнее на праве оперативного управления владеет, пользуется и распоряжается закреплённым за ним имуществом в целях осуществления уставной деятельности. За образовательным учреждением закреплён земельный участок общей площадью 9800 кв.м., расположенный по адресу: Тульская область, Киреевский район, пос.Красный Яр, ул.Комсомольская, что подтверждается соответствующим свидетельством на право собственности на землю. Между тем, границы земельного участка на местности, являющиеся уникальными характеристиками приведённого вида недвижимого имущества, в настоящее время не определены. Положениями СанПиН 2.4.1.2660-10, утверждённых постановлением Главного санитарного врача РФ от 22.07.2010 г. №91, установлены санитарно-эпидемиологические требования, в т.ч. к условиям размещения дошкольных организаций, оборудованию и содержанию территории, соблюдению санитарных правил. Согласно п.3.1 СанПиН территория дошкольной организации по периметру ограждается забором и полосой зелёных насаждений; предусматривается озеленение территории (не менее 50%). На территории дошкольной организации оборудуются различные функциональные зоны: игровая, хозяйственная. Между тем, невозможность определения границ земельного участка, находящегося в пользовании дошкольного учреждения, препятствуют надлежащему выполнению указанных требований, что влечёт за собой нарушение прав и законных интересов воспитанников образовательного учреждения.
В судебном заседании помощник Киреевского межрайонного прокурора – Бабушкин А.О. поддержал заявленные исковые требования в полном объёме по основаниям, приведённым в иске.
Представитель ответчика администрации МО Киреевский район Тульской области по доверенности – Бирюкова Е.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, просила суд отказать в их удовлетворении, полагала, что круг заинтересованных лиц, в интересах которых прокурор обращается в суд, может быть определён, в связи с чем у истца отсутствуют полномочия на обращение в суд с указанным иском в порядке ст.45 ГПК РФ.
Представитель соответчика МКДОУ «Красноярский детский сад «Родничок администрации МО Киреевский район ТО» в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, возражает против удовлетворения заявленных требований.
Представитель третьего лица, привлечённого к участию в деле определением судьи, – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Указал также, что в настоящее время земельный участок площадью 9800 кв.м. с КН №, расположенный по адресу: Тульская область, Киреевский район, пос.Красный Яр, ул.Комсомольская, сформирован, однако его границы не установлены. Для уточнения границ земельного участка правообладателю необходимо провести межевание и обратиться в орган кадастрового учёта.
Представитель третьего лица Комитета по образованию администрации МО Киреевский район в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований возражает.
На основании ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав пояснения прокурора, возражения представителя ответчика администрации МО Киреевский район Тульской области, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, МКДОУ «Красноярский детский сад «Родничок» администрации МО Киреевский район ТО» является образовательным учреждением, действующим на основании Устава, и созданным с целью обеспечения условий для реализации гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории МО Киреевский район Тульской области.
Учредителем данного детского сада является муниципальное образование Киреевский район Тульской области.
МКДОУ «Красноярский детский сад «Родничок» администрации МО Киреевский район ТО» является правопреемником МДОУ «Красноярский детский сад «Родничок» администрации МО Киреевский район ТО (п.1.1 Устава).
Основной целью уставной деятельности указанного учреждения является воспитание детей дошкольного возраста, охрана и укрепление их физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей, необходимая коррекция нарушения развития детей и помощь в семье (п.2.1 Устава).
За детским садом в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его Уставом учредитель в установленном порядке закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество) принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица. Детский сад владеет, пользуется и распоряжается закреплённым за ним на праве оперативного управления имуществом в соответствии с уставными целями деятельности, законодательством РФ, договором между учредителем и детским садом о закреплении имущества на праве оперативного управления (п.6.1 Устава).
Земельные участки закрепляются за детским садом в порядке, установленном законодательством РФ (п.6.2 Устава).
Детский сад несёт ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закреплённой за ним собственности. Контроль деятельности детского сада в этой части осуществляется учредителем или иным юридическим лицом, уполномоченным собственником (п.6.3 Устава).
В соответствии со ст.120 Гражданского кодекса (ГК) РФ учреждением признаётся некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Права учреждения на имущество, закреплённое за ним собственником, а также на имущество, приобретённое учреждением, определяются в соответствии со ст.296 настоящего Кодекса.
Учреждение может быть создано, в т.ч. муниципальным образованием (муниципальное учреждение).
Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казённым учреждением.
Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.
Приведённая норма закона устанавливает, что юридическое лицо, созданное в организационно-правовой форме учреждения, владеет и пользуется закреплённым за ним имуществом на праве оперативного управления.
Согласно п.1 ст.296 ГК РФ учреждение и казённое предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Таким образом, МКДОУ «Красноярский детский сад «Родничок», являясь юридическим лицом, созданным его учредителем – МО Киреевский район Тульской области с целью реализации прав граждан РФ на дошкольное образование, может владеть и пользоваться закреплённым за ним имуществом на праве оперативного управления.
Постановлением главы администрации Красноярского муниципального образования №109 от 05.10.1992 г., МДОУ «Красноярский детский сад «Родничок», правопреемником которого является учреждение, реорганизованное в форме казённого учреждения, для производственных целей был предоставлен земельный участок площадью 0,98 га, расположенный в пос.Красный Яр Киреевского района, что подтверждается свидетельством на право бессрочного (постоянного) пользования землёй, выданного 26.01.1993 г., и прилагаемой к нему схемой земельного участка.
Указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учёт под кадастровым номером №, местоположение было определено следующим образом: Тульская область, Киреевский район, пос.Красный Яр, ул.Комсомольская.
На основании договора о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за МДОУ «Красноярский детский сад «Родничок», заключённого между ответчиками 09.03.2011 г., за образовательным учреждением было закреплено движимое и недвижимое имущество, переданное собственником в тот же день по акту приёма-передачи.
В силу ст.11.1 Земельного кодекса (ЗК) РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Как предусмотрено ст.11.2 ЗК РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п.1).
Образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки (п.6).
Исходя из положений ст.20 ЗК РФ, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казённым предприятиям, центрам исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Таким образом, МКДОУ «Красноярский детский сад «Родничок» на праве оперативного управления владеет и пользуется вышеуказанным земельным участком, переданным ему собственником данного недвижимого имущества – администрацией МО Киреевский район Тульской области.
Между тем, из материалов дела следует, что сведения об описании местоположения границ данного земельного участка в Государственный кадастр недвижимости в настоящее время не внесены.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (с последующими изменениями и дополнениями), кадастровый учёт и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 г. 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учёта и ведения государственного кадастра недвижимости.
Согласно ч.5 ст.4 данного Закона сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу ч.1 ст.7 Закона в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:
1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);
2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;
3) описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;
4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;
5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение;
6) площадь, определённая с учётом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Как предусмотрено ч.7 ст.38 Закона, местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определённом органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в т.ч. линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Таким образом, местоположение земельного участка является одной из уникальных характеристик, связанных с определением его границ на местности, и включением указанных сведений в Государственный кадастр недвижимости.
Проверяя доводы прокурора о нарушении прав и законных интересов неопределённого круга лиц, суд приходит к следующему.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 г. №91 были утверждены СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, в т.ч. к условиям размещения дошкольных организаций; оборудованию и содержанию территории.
Исходя из положений п.п.2.2, 2.3 СанПиН, здания дошкольных организаций размещают на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, удалённых от городских улиц, межквартальных проездов на расстояние, обеспечивающее уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха требованиям санитарных правил и нормативов. От границы участка дошкольной организации до проезда должно быть не менее 25 м.
Здания дошкольных организаций должны размещаться в зоне жилой застройки, за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, санитарных разрывов, гаражей, автостоянок, автомагистралей, объектов железнодорожного транспорта, метрополитена, маршрутов взлёта и посадки воздушного транспорта.
При размещении зданий дошкольных организаций должны соблюдаться санитарные разрывы от жилых и общественных зданий: для обеспечения нормативных уровней инсоляции и естественного освещения помещений и игровых площадок. Через территорию организации не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения – водоснабжения, канализации, теплоснабжения, энергоснабжения.
В соответствии с п.п.3.1, 3.4, 3.20 СанПиН территория дошкольной организации по периметру ограждается забором и полосой зелёных насаждений. Деревья высаживаются на расстоянии не ближе 15 м, а кустарники не ближе 5 м от здания дошкольной организации.
Озеленение территории предусматривают из расчета не менее 50% площади территории, свободной от застройки. Зелёные насаждения используют для отделения групповых площадок друг от друга и отделения групповых площадок от хозяйственной зоны. При размещении территории дошкольной образовательной организации на границе с лесными и садовыми массивами допускается сокращать площадь озеленения на 10%.
На территории дошкольной организации выделяют следующие функциональные зоны: игровая зона; хозяйственная зона.
Въезды и входы на территорию дошкольной организации, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, к контейнерной площадке для сбора мусора покрывают асфальтом, бетоном или другим твердым покрытием.
Совокупность приведённых требований, направленных на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях, предполагает создание эффективных способов и условий для их реализации.
По мнению суда, заслуживают внимания доводы прокурора о том, что реализация перечисленных санитарно-эпидемиологических требований по размещению дошкольного учреждения, а также оборудованию и содержанию территории, находится в непосредственной причинно-следственной связи с определением границ земельного участка, предоставленного учреждению в пользование.
В данном случае, определение (уточнение границ) земельного участка, предоставленного в оперативное управление МКДОУ «Красноярский детский сад «Родничок» администрации МО Киреевский район» действительно необходимо для выполнения указанных требований санитарно-эпидемиологических требований, поскольку ограждение территории участка забором, размещение различных зон и определение местоположения относительно иных объектов, без установления границ является невозможным.
Согласно ст.22 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учёта документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимым для кадастрового учёта документом является, в т.ч. межевой план (при постановке на учёт земельного участка, учёте части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка).
При определении лица, на которое должна быть возложена обязанность по проведению работ, связанных с определением границ земельного участка на местности, суд приходит к следующему.
В силу подп.3 и 11 п.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, а также организация общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района относятся к вопросам местного значения муниципального района.
Полномочие администрации МО Киреевский район Тульской области по контролю за деятельностью детского сада в части эффективного использования закреплённой за ним собственности предусмотрено п.6.3 Устава МКДОУ «Красноярский детский сад «Родничок» администрации МО Киреевский район».
В то же время, по смыслу ст.ст.120, 296 ГК РФ казённое учреждение вправе владеть и пользоваться имуществом, закреплённым на праве оперативного управления, в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, может также распоряжаться этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым возложить обязанность по определению (уточнению) границ земельного участка на местности за обоими ответчиками, полагая, что срок выполнения соответствующих работ до 01.01.2013 г. объективно является разумным и достаточным для этого.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.198-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Киреевского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Киреевский район Тульской области и муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Красноярский детский сад «Родничок» администрации муниципального образования Киреевский район» в срок до 1 января 2013 года выполнить работы, связанные с определением (уточнением) на местности границ земельного участка площадью 9800 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Тульская область, Киреевский район, пос.Красный Яр, ул.Комсомольская, и обратиться в орган кадастрового учёта и ведения государственного кадастра недвижимости с межевым планом и соответствующим заявлением о внесении сведений об описании местоположения данного земельного участка в Государственный кадастр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путём подачи апелляционной жалобы, представления в Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья