Решение от 19.07.2012. по делу № 2-817



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июля 2012 года город Киреевск Тульской области

Киреевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Назарова В.В.,

при секретаре Ивановой Н.В.,

с участием помощника Киреевского межрайонного прокурора Бабушкина А.О., а также представителя ответчика администрации МО Киреевский район ТО – Бирюковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киреевского межрайонного прокурора Тульской области, поданное в интересах неопределённого круга лиц, к администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области и муниципальному казённому общеобразовательному учреждению «Гвардейская основная общеобразовательная школа администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области» об обязании проведения землеустроительных работ по формированию земельного участка с последующим внесением сведений в Государственный кадастр недвижимости,

у с т а н о в и л:

Киреевский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ с иском к администрации МО Киреевский район Тульской области и МКОУ «Гвардейская основная общеобразовательная школа администрации муниципального образования Киреевский район ТО», в котором просит обязать ответчиков в срок не позднее 01.01.2013 г. провести работы по формированию земельного участка площадью 4800 кв.м. с КН , расположенного по адресу: Тульская область, Киреевский район, пос.Гвардейский, ул.Ленина, дом 5, и внести соответствующие сведения в Государственный кадастр недвижимости.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Киреевской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения земельного законодательства в образовательных учреждениях Киреевского района, в ходе которой было установлено, что ответчиками были допущены нарушения указанного законодательства. Муниципальное образование Киреевский район Тульской области является учредителем МКОУ «Гвардейская основная общеобразовательная школа администрации муниципального образования Киреевский район ТО». В соответствии с Уставом данного образовательного учреждения, последнее на праве оперативного управления владеет, пользуется и распоряжается закреплённым за ним имуществом в целях осуществления уставной деятельности. За образовательным учреждением закреплён земельный участок общей площадью 4800 кв.м., расположенный по адресу: Тульская область, Киреевский район, пос.Гвардейский, ул.Ленина, дом 5, что подтверждается соответствующим свидетельством на право собственности на землю. Между тем, границы земельного участка на местности, являющиеся уникальными характеристиками приведённого вида недвижимого имущества, в настоящее время не определены. Положениями СанПиН 2.4.2.2821-10, утверждённых постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189, установлены санитарно-эпидемиологические требования, в т.ч. к размещению общеобразовательного учреждения; территории общеобразовательного учреждения; зданию общеобразовательного учреждения; санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения; соблюдению санитарных правил. Согласно п.п.3.1, 3.2 СанПиН территория образовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена. Озеленение территории предусматривают из расчёта не менее 50% площади его территории. На территории общеобразовательного учреждения выделяют следующие зоны: зона отдыха, физкультурно-спортивная и хозяйственная. Допускается выделение учебно-опытной зоны. Между тем, невозможность определения границ земельного участка, находящегося в пользовании указанного образовательного учреждения, препятствуют надлежащему выполнению указанных требований, что влечёт за собой нарушение прав и законных интересов учеников образовательного учреждения.

В судебном заседании помощник Киреевского межрайонного прокурора – Бабушкин А.О. поддержал заявленные исковые требования в полном объёме по основаниям, приведённым в иске.

Представитель ответчика администрации МО Киреевский район Тульской области по доверенности – Бирюкова Е.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, просила суд отказать в их удовлетворении, полагала, что круг заинтересованных лиц, в интересах которых прокурор обращается в суд, может быть определён, в связи с чем у истца отсутствуют полномочия на обращение в суд с указанным иском в порядке ст.45 ГПК РФ.

Представитель соответчика МКОУ «Гвардейская основная общеобразовательная школа администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался в установленном порядке, о причине неявки в суд не сообщил.

Представитель третьего лица, привлечённого к участию в деле определением судьи, – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Указал также, что в настоящее время земельный участок площадью 4800 кв.м. с КН , расположенный по адресу: Тульская область, Киреевский район, пос.Гвардейский, ул.Ленина, дом 5, сформирован, однако его границы не установлены. Для уточнения границ земельного участка правообладателю необходимо провести межевание и обратиться в орган кадастрового учёта.

На основании ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав пояснения прокурора, возражения представителя ответчика администрации МО Киреевский район Тульской области, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, МКОУ «Гвардейская основная общеобразовательная школа администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области» является образовательным учреждением, действующим на основании Устава, и созданным с целью реализации права граждан на образование, гарантии общедоступности и бесплатности начального общего и основного общего образования.

Учредителем данной школы является муниципальное образование Киреевский район Тульской области.

МКОУ «Гвардейская основная общеобразовательная школа администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области» является правопреемником МОУ Гвардейская основная общеобразовательная школа администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области» (п.1.1 Устава).

Школа осуществляет образовательную деятельность, реализуя основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего образования, предоставляет возможность реализовывать гарантированное государством право на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований (п.1.8 Устава).

За школой в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с её Уставом учредитель в установленном порядке закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество) принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица. Школа владеет, пользуется и распоряжается закреплённым за ней на праве оперативного управления имуществом в соответствии с уставными целями деятельности, законодательством РФ, договором между учредителем и школой о закреплении имущества на праве оперативного управления (п.6.1 Устава).

Земельные участки закрепляются за школой в порядке, установленном законодательством РФ (п.6.2 Устава).

Школа несёт ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закреплённой за ней собственности. Контроль деятельности школы в этой части осуществляется учредителем или иным юридическим лицом, уполномоченным собственником (п.6.3 Устава).

В соответствии со ст.120 Гражданского кодекса (ГК) РФ учреждением признаётся некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Права учреждения на имущество, закреплённое за ним собственником, а также на имущество, приобретённое учреждением, определяются в соответствии со ст.296 настоящего Кодекса.

Учреждение может быть создано, в т.ч. муниципальным образованием (муниципальное учреждение).

Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казённым учреждением.

Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

Приведённая норма закона устанавливает, что юридическое лицо, созданное в организационно-правовой форме учреждения, владеет и пользуется закреплённым за ним имуществом на праве оперативного управления.

Согласно п.1 ст.296 ГК РФ учреждение и казённое предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Таким образом, МКОУ «Гвардейская основная общеобразовательная школа администрации МО Киреевский район Тульской области», являясь юридическим лицом, созданным его учредителем – МО Киреевский район Тульской области, с целью реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований, может владеть и пользоваться закреплённым за ним имуществом на праве оперативного управления.

На основании договора о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за МОУ «Гвардейская основная общеобразовательная школа администрации МО Киреевский район Тульской области», заключённого между ответчиками 07.07.2011 г., за образовательным учреждением было закреплено движимое и недвижимое имущество, переданное собственником в тот же день по акту приёма-передачи.

Постановлением главы администрации Дановского сельсовета №28 от 08.10.1992 г. Гвардейской неполной средней школе, правопреемником которого является учреждение, реорганизованное в форме казённого учреждения, был предоставлен земельный участок площадью 0,48 га, расположенный в пос.Гвардейский Киреевского района, что подтверждается свидетельством на право бессрочного (постоянного) пользования землёй, выданным 20.01.1993 г.

Как следует из кадастрового паспорта, земельный участок площадью 4800 кв.м., расположенный в пос.Гвардейский Киреевского района Тульской области, переданный в постоянное бессрочное пользование Гвардейской неполной средней школе, был поставлен на кадастровый учёт под КН , граница земельного участка не установлена.

В силу ст.11.1 Земельного кодекса (ЗК) РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Как предусмотрено ст.11.2 ЗК РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п.1).

Образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки (п.6).

Исходя из положений ст.20 ЗК РФ, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казённым предприятиям, центрам исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Таким образом, МКОУ «Гвардейская основная общеобразовательная школа администрации МО Киреевский район Тульской области» на праве оперативного управления владеет и пользуется вышеуказанным земельным участком, переданным ему собственником данного недвижимого имущества – администрацией МО Киреевский район Тульской области.

Между тем, из материалов дела следует, что сведения об описании местоположения границ данного земельного участка в Государственный кадастр недвижимости в настоящее время не внесены.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (с последующими изменениями и дополнениями), кадастровый учёт и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 г. 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учёта и ведения государственного кадастра недвижимости.

Согласно ч.5 ст.4 данного Закона сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В силу ч.1 ст.7 Закона в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:

1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);

2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;

3) описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;

4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;

5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение;

6) площадь, определённая с учётом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.

Как предусмотрено ч.7 ст.38 Закона, местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определённом органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в т.ч. линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Таким образом, местоположение земельного участка является одной из уникальных характеристик, связанных с определением его границ на местности, и включением указанных сведений в Государственный кадастр недвижимости.

Проверяя доводы прокурора о нарушении прав и законных интересов неопределённого круга лиц, суд приходит к следующему.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.19.2010 г. №189 были утверждены СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, в т.ч. к размещению общеобразовательного учреждения; к территории общеобразовательного учреждения; санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения; соблюдению санитарных правил.

Исходя из положений п.п.2.1, 2.2 СанПиН, предоставление земельных участков для строительства объектов общеобразовательных учреждений, допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии земельного участка санитарным правилам.

Здания общеобразовательных учреждений должны размещаться в зоне жилой застройки, за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, санитарных разрывов, гаражей, автостоянок, автомагистралей, объектов железнодорожного транспорта, метрополитена, маршрутов взлёта и посадки воздушного транспорта.

Для обеспечения нормативных уровней инсоляции и естественного освещения помещений и игровых площадок при размещении зданий общеобразовательных учреждений должны соблюдаться санитарные разрывы от жилых и общественных зданий.

Через территорию общеобразовательных учреждений не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения – водоснабжения, канализации, теплоснабжения, энергоснабжения.

В соответствии с п.п.3.1, 3.2 СанПиН территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена. Озеленение территории предусматривают из расчёта не менее 50% площади его территории. При размещении территории общеобразовательного учреждения на границе с лесными и садовыми массивами допускается сокращать площадь озеленения на 10%.

На территории общеобразовательного учреждения выделяют следующие зоны: зона отдыха, физкультурно-спортивная и хозяйственная. Допускается выделение учебно-опытной зоны.

При организации учебно-опытной зоны не допускается сокращение физкультурно-спортивной зоны и зоны отдыха.

Совокупность приведённых требований, направленных на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях, предполагает создание эффективных способов и условий для их реализации.

По мнению суда, заслуживают внимания доводы прокурора о том, что реализация перечисленных санитарно-эпидемиологических требований по размещению образовательного учреждения, а также оборудованию и содержанию территории, находится в непосредственной причинно-следственной связи с определением границ земельного участка, предоставленного учреждению в пользование.

В данном случае, определение (уточнение границ) земельного участка, предоставленного в оперативное управление МКОУ «Гвардейская основная общеобразовательная школа администрации МО Киреевский район Тульской области» действительно необходимо для выполнения указанных требований санитарно-эпидемиологических требований, поскольку ограждение территории участка забором, размещение различных зон и определение местоположения относительно иных объектов, без установления границ является невозможным.

Согласно ст.22 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учёта документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимым для кадастрового учёта документом является, в т.ч. межевой план (при постановке на учёт земельного участка, учёте части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка).

При определении лица, на которое должна быть возложена обязанность по проведению работ, связанных с определением границ земельного участка на местности, суд приходит к следующему.

В силу подп.3 и 11 п.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, а также организация общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района относятся к вопросам местного значения муниципального района.

Полномочие администрации МО Киреевский район Тульской области по контролю за деятельностью школы в части эффективного использования закреплённой за ней собственности предусмотрено п.6.3 Устава МКОУ «Гвардейская основная общеобразовательная школа администрации МО Киреевский район Тульской области».

В то же время, по смыслу ст.ст.120, 296 ГК РФ казённое учреждение вправе владеть и пользоваться имуществом, закреплённым на праве оперативного управления, в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, может также распоряжаться этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым возложить обязанность по определению (уточнению) границ земельного участка на местности за обоими ответчиками, полагая, что срок выполнения соответствующих работ до 01.01.2013 г. объективно является разумным и достаточным для этого.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Киреевского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Киреевский район Тульской области и муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Гвардейская основная общеобразовательная школа администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области» в срок до 1 января 2013 года выполнить работы, связанные с определением (уточнением) на местности границ земельного участка площадью 4800 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: Тульская область, Киреевский район, пос.Гвардейский, ул.Ленина, дом 5, и обратиться в орган кадастрового учёта и ведения государственного кадастра недвижимости с межевым планом и соответствующим заявлением о внесении сведений об описании местоположения данного земельного участка в Государственный кадастр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путём подачи апелляционной жалобы, представления в Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья