Решение от 09.07.2012. по делу № 2-731



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 июля 2012 года город Киреевск Тульской области

Киреевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Семеновой Т.Е.,

при секретаре Хромовой М.Н.,

истца Бажановой Н.Н.,

представителя истца по ордеру – адвоката Улановой З.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-731/12 по иску Бажановой Н.Н., Лисицкой К.И., действующей также от имени и в интересах несовершеннолетнего Лисицкого А.А., к администрации муниципального образования гЛипки Киреевского района Тульской области, администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области о внесении изменений в список жилых домов, непригодных для постоянного проживания, о восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, о предоставлении равноценного благоустроенного жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Бажанова Н.Н., Лисицкая К.И., действующая также от имени и в интересах несовершеннолетнего Лисицкого А.А., обратились в суд с иском к администрации м.о. Киреевский район Тульской области, администрации м.о. Липки Киреевского района Тульской области: просили признать жилой <адрес> <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ непригодным для проживания, обязать администрацию м.о. Киреевский район внести изменения в список переселения граждан из ветхого и аварийного жилого фонда по м.о. Киреевский район, включив дом в список жилых домов, непригодных для проживания на территории муниципального образования; признать недействительным постановление главы администрации м.о.г.Липки Киреевского района от ДД.ММ.ГГГГ об исключении истцов из списков очередности лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при администрации м.о. г.Липки Киреевского района, и вынести постановление о восстановлении их в указанных списках; признать за ними право пользования жилым помещением – квартирой , состоящей из двух жилых комнат, общей площадью 38.1 кв.м, <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ на условиях найма жилого помещения, а с ДД.ММ.ГГГГ – на условиях договора социального найма; признать за ними право и обязать ответчиков солидарно предоставить им вне очереди на условиях договора социального найма равнозначное благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 38.1 кв.м.

Истцы указали, что с ДД.ММ.ГГГГ года их семья проживала в указанном выше жилом помещении в доме барачного типа, однако документы, подтверждающие право пользования данным жилым помещением у них не сохранились. С ДД.ММ.ГГГГ в квартире была зарегистрирована Бажанова Н.Н., затем ее дочь – Лисицкая К.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, внук – Лисицкий А.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения.

ДД.ММ.ГГГГ Бажанова Н.Н. состояла на очереди лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с проживанием в ветхом жилье, на основании постановления администрации г.Липки от ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ почти все жители указанного жилого дома были расселены, однако их семье жилье не было предоставлено, они продолжали состоять на очереди. В ДД.ММ.ГГГГ дом был разрушен. В ДД.ММ.ГГГГ года им стало известно, что они сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по той причине, что их дом оказался не включенным в списки домов, непригодных для постоянного проживания, утвержденные постановлением администрации м.о. Киреевский район от ДД.ММ.ГГГГ. Дом не был включен в акт межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого было вынесено поименованное постановление, поскольку на момент обследования домов их дом уже был разрушен. Для получения нового акта необходимо представить правоустанавливающие документы на жилье, а также техпаспорт, которые ныне получить у них возможности не имеется.

В судебном заседании истец Бажанова Н.Н., а также ее представитель по ордеру, поддержали свои требования об обязании администрации м.о. г.Липки Киреевского района Тульской области предоставить им вне очереди на условиях договора социального найма равнозначное благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 38.1 кв.м. В остальной части истец требования в суде не поддержала, в дополнение к изложенному в исковом заявлении указав, что на ДД.ММ.ГГГГ, когда производилось комиссионное обследования жилищного фонда, составлялся акт, ее барак уже был полностью разрушен в результате пожара, потому не был обследован. Иные жители данного дома уже получили благоустроенное жилье.

Ответчик Лисицкая К.И., действующая также от имени несовершеннолетнего Лисицкого А.А., в суд не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена, в своем письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Ответчики - администрация м.о. Киреевский район Тульской области, администрация м.о.г.Липки Киреевского района Тульской области (в лице представителей) в суд не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены, в своих письменных заявлениях указали, что просят рассмотреть дело в их отсутствие.

На основании ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся ответчиков.

Выслушав объяснения истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Бажанова Н.Н. зарегистрирована в <адрес> <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года. В ДД.ММ.ГГГГ году (с рождения) по данному адресу была зарегистрирована также дочь Бажановой Н.Н. – Лисицкая К.И., а с ДД.ММ.ГГГГ года (также с рождения) – сын последней Лисицкий А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Помимо них, по данному адресу никто не зарегистрирован. На имя Бажановой Н.Н. на квартиру был открыт лицевой счет.

В соответствии с постановлением главы администрации г.Липки Киреевского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ Бажанова Н.Н. с семьей состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, как проживающая в ветхом жилье.

Постановлением главы администрации м.о. г.Липки Киреевского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, Бажанова Н.Н. с составом семьи три человека исключена из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п.6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ.

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к указанному ответчику с заявлением о восстановлении в списках, на что ей письмом от ДД.ММ.ГГГГ было сообщено, что для восстановления в списках нет оснований, так как назначенной администрацией Киреевского района Тульской области межведомственной комиссией дом не был признан ветхим.

Иных прав на жилье за истцами не зарегистрировано.

Данные обстоятельства, помимо названных документов, подтверждаются выпиской из домовой книги, материалами учетного дела на Бажанову Н.Н., иными материалами дела, исследованными в судебном заседании, и сторонами не оспариваются.

Определяя основания пользования истцами указанным выше жилым помещением, суд исходит из установленных обстоятельств и нижеследующего.

В соответствии со ст.5 ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 года к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Принимая во внимание, что жилищные правоотношения носят длящийся характер, и в данном случае, возникнув до введения в действие указанного Кодекса, продолжаются до настоящего времени, а также с учетом времени возникновения данного спора, суд руководствуется также нормами ЖК РФ, вступившего в силу 01.03.2005 года.

В силу ст.ст.50, 51 ЖК РСФСР, пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществлялось в соответствии с договором найма жилого помещения между наймодателем и нанимателем – гражданином, на имя которого выдан ордер.

Ст. 54 ЖК РСФСР, действовавшего на момент вселения истца в спорное жилое помещение, предоставляла нанимателю вправо в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, иных родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц с письменного согласия всех совершеннолетних членов семьи.

По смыслу приведенных положений закона, основанием для заключения договора найма жилого помещения являлся ордер. Истец пояснил и подтверждается архивной справкой (л.д. 16), письмом администрации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20), ордер Бажановой Н.Н. на кваритру не выдавался, договор найма (социального найма) не заключался.

Между тем, с учетом того, что право пользования Бажановой Н.Н. и членов ее семьи квартирой никем не оспорено и поныне не прекращено, установленные обстоятельства дают суду основания утверждать, что названная квартира предоставлена истцу именно на основании договора найма (в настоящее время – социального найма).

Как следует из ч.1 ст.70 ЖК РФ, наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя – других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи.

Руководствуясь данной правовой нормой, суд находит установленным, что, будучи вселенными истцом в качестве членов ее семьи и проживая с ней совместно, Лисицкая К.И. и Лисицкий А.А. приобрели равные с нанимателем права в отношении данной жилой площади.

В силу ст.55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

В соответствии с пп.1 п.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Согласно ст.87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Как видно из материалов дела, жилой дом истцов был признан непригодным для проживания в соответствии с актом от ДД.ММ.ГГГГ, составленным по результатам обследования квартиры истца комиссией в составе представителей Липковского горсовета.

В момент первичного обследования жилого дома истцов действовала ч. 2 ст. 8 ЖК РСФСР, установившая, что признание жилых помещений непригодными для проживания производится в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. N 552 утверждено Положение о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания». П. 4 данного Положения вопросы о признании жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания относил к компетенции межведомственной комиссии, создаваемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые с учетом региональных особенностей расположения муниципальных образований и по согласованию с органами местного самоуправления могли создавать комиссии, действующие на территории одного или нескольких муниципальных образований.

Положение по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденное Приказом Министра ЖКХ РСФСР от 05.11.1985 N 529 (оно не отменено и по сей день), возлагало рассмотрение вопросов о непригодности жилья на междуведомственные комиссии исполкомов районных (городских, районных в городах) Советов народных депутатов (позднее - соответствующих администраций).

Согласно п. п. 3.2, 3.4 вышеназванного Положения, подготовка акта о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания производится междуведомственными комиссиями, назначаемыми исполкомами районных, городских, районных в городе Советов народных депутатов в составе заместителя председателя исполкома (председатель комиссии), представителей жилищно-эксплуатационных организаций исполкома, районного или городского архитектора, бюро технической инвентаризации, санитарного и пожарного надзора.

В настоящее время основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Согласно данному нормативному акту, на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, органом местного самоуправления образовывается комиссия, которая проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и дает заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания.

Из материалов дела видно, что постановлением и.о. главы администрации м.о. Киреевский район от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список домов, непригодных для постоянного проживания, в числе которых <адрес> не значится дом.

Иных актов обследования жилого дом истцов, а равно постановлений администрации района (либо поселения) о признании его ветхим жильем, не выносилось.

Учитывая, что при обследовании в ДД.ММ.ГГГГ году был установлен 70% износ жилого дома истцов, дом относится к домам барачного типа (для которых п.2.2 вышеназванного Положения от ДД.ММ.ГГГГ года установлен износ 65%, свыше которого дома признаются непригодными для проживания), без удобств, принимая во внимание доводы истца о том, что дом к моменту обследования комиссией в порядке, установленном ныне действующим законодательством, был физически уничтожен, данных о том, что дом восстановлен, не имеется, право на получение благоустроенного равнозначного жилья вне очереди, хотя бы и не оспаривается, но фактически истцами не реализовано, суд полагает, что заявленные исковые требования об обязании предоставить им жилье законы, обоснованы и подлежат удовлетворению.

Снятие семьи Бажановой Н.Н. с учета по п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ (выявление в предоставленных гражданами документах в орган осуществляющий прием на учет сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет) применительно к рассматриваемому случаю носило формальный характер и не может служить основанием к отказу в иске и ограничению жилищных прав истцов.

Статьей 89 ЖК РФ предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Из материалов дела видно, что Бажанова Н.Н. с семьей занимала в жилом <адрес> жилое помещение, общей площадью 38.1 кв.м, жилой – 28.8 кв.м. Это обстоятельство ответчиками не оспорено и доказательств обратному не представлено. Количество комнат в представленных документах не указано. На запрос истца в орган технической инвентаризации (л.д. 17), ей сообщено о невозможности получить сведения о ее жилом помещении.

Следовательно, истцы обладают правом на предоставление вне очереди благоустроенного жилого помещения, площадью не менее указанной выше. Таким образом, их права подлежат защите путем обязания органа местного самоуправления предоставить им такое жилое помещение вне очереди на условиях социального найма.

Истцы адресуют свои требования к администрации м.о. г.Липки Киреевский район. Данный ответчик в своем письме возражает против предоставления жилья в указанном муниципальном образовании.

Ст. 7 Устава м.о. Киреевский район относит к вопросам местного значения в частности владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; местные финансы, формирование, утверждение и исполнение бюджета Киреевского муниципального образования, содержание и использование муниципального жилищного фонда.

Согласно ст. 7-1 Устава, органы местного самоуправления отдельных городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального образования Киреевский район, вправе заключать соглашение с органами местного самоуправления муниципального образования Киреевский район о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, представляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального образования Киреевский район.

Одновременно Устав относит к вопросам местного значения поселения владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Каких-либо доказательств тому, что соответствующие полномочия по предоставлению жилья не переданы администрации поселения, суду не представлено.

Проанализировав приведенные положения жилищного законодательства, Устава м.о. Киреевский район, установленные обстоятельства, принимая во внимание положения ст.ст. 17, 18 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", суд приходит к выводу, что вопрос по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в ветхом жилье на территории м.о. г.Липки Киреевского района Тульской области находится в пределах компетенции администрации именно этого муниципального образования.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Бажановой Н.Н., Лисицкой К.И., действующей также от имени и в интересах несовершеннолетнего Лисицкого А.А., - удовлетворить.

Обязать администрацию м.о. г.Липки Киреевского района Тульской области предоставить Бажановой Н.Н., Лисицкой К.И., Лисицкому А.А. вне очереди равнозначное благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма, общей площадью не менее 38.1 кв.м.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тульский областной суд через Киреевский районный суд в течение месяца.

Председательствующий: