Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 июня 2012 года город Киреевск Тульской области
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Семеновой Т.Е.,
при секретаре Хромовой М.Н.,
с участием истца - прокурора Бабушкина А.О,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-709/2012 по иску Киреевского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования Новосельское Киреевского района о возложении обязанности по постановке земельных участков на кадастровый учёт,
у с т а н о в и л :
Киреевский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с указанным выше иском по следующим основаниям.
Киреевской межрайонной прокуратурой в рамках осуществления прокурорского надзора проведена проверка исполнения требований законодательства, регламентирующего вопросы погребения умерших, в ходе которой установлено, что на территории муниципального образования Новосельское Киреевского района находится 3 кладбища в следующих населенных пунктах: 1 кладбище в районе <адрес>, 2 кладбища в районе <адрес>. Проверкой, проведенной межрайонной прокуратурой установлено, что земельные участки, на которых расположены общественные сельские кладбища в следующих населенных пунктах: кладбища в районе <адрес> и <адрес> не поставлены на кадастровый учет, не проведено межевание данных земельных участков и не определены их границы. Право собственности на вышеуказанные земельные участки, на которых находятся кладбища, в установленном порядке не зарегистрировано, в результате чего органами местного самоуправления Новосельское Киреевского района не реализуются закрепленные в законе полномочия по организации на территории поселения ритуальных услуг и содержанию мест захоронения. В своём иске Киреевский межрайонный прокурор просит обязать администрацию муниципального образования Новосельское Киреевского района в срок до ДД.ММ.ГГГГ поставить земельные участки, на которых расположены общественные сельские кладбища в районе следующих населенных пунктов: <адрес> и <адрес> на кадастровый учет в ФГУ «Земельная кадастровая палата по Тульской области».
Истец в лице помощника Киреевского межрайонного прокурора Бабушкина А.О. в суде исковые требования поддержала в полном объёме.
Ответчик - администрация муниципального образования Новосельское Киреевского района Тульской области, третье лицо - администрация муниципального образования Киреевский район Тульской области в суд своих представителей не направили, о времени и месте судебного заседания извещены. В своем письменном заявлении названный ответчик просит рассмотреть дело без участия их представителя, при этом возражений по исковым требованиям Киреевского межрайонного прокурора не имеет. Администрация м.о. Киреевский район Тульской области в своем письменном заявлении просила принять решение на усмотрение суда, рассмотрев дело в ее отсутствие.
В соответствии со статьёй 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участвующих в деле лиц.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта 1 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.
В соответствии со статьей 6 Земельного кодекса РФ объектом земельных отношений является земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке.
Пунктом 3 части 1 статьи 99 Земельного кодекса РФ установлено, что к землям историко-культурного назначения относятся земли военных и гражданских захоронений.
Частью 2 данной статьи Кодекса предусмотрено, что земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускается.
Частью 13 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов погребения и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.
Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ).
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований.
На основании части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-Ф3 в государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости: адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости (субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт и тому подобное); сведения о вещных правах на объект недвижимости и об обладателях этих прав в объеме сведений, которые содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.
В силу пункта 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в частности, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Аналогичные полномочия поселения закреплены в пункте 22 части 1 статьи 7 Устава муниципального образования <адрес>.
В соответствии с санитарными правилами и нормами «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003г. №35 устанавливают гигиеническое требования в размещению, проектированию, строительству, реконструкции, реставрации, в том числе воссоздании, эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения.
В соответствии с п.2.5 санитарных правил кладбища с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии:
от жилых домов, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с санитарными правилами по санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов;
от водозаборных сооружений централизованного источника водоснабжения населения не менее 1000 м с подтверждением достаточности расстояния расчетами поясов зон санитарной охраны водоисточника и времени фильтрации.
При этом п. 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007г. №74 предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. №52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования ) далее- санитарная-защитная зона СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятие 1 и 2 класса опасности- как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой 7 и приложениями 1-6 к настоящим санитарным правилам.
В соответствии с п.7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 сельские кладбища относятся к 5 классу опасности и для них установлена санитарно-защитая зона 50 метров.
Таким образом, отсутствие четких границ земельных участков, на которых расположены сельские кладбища, отсутствие собственников данных объектов создают угрозу жизни и здоровью населения, проживающего на территории муниципального образования, не позволяет обеспечить соблюдение требований Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ по безопасной эксплуатации и содержанию мест захоронения.
Суд установил, что на территории муниципального образования Новосельское Киреевского района Тульской области находится три кладбища в следующих населенных пунктах: одно кладбище в районе <адрес>, два кладбища в районе <адрес>. Проверкой.
Земельные участки, на которых расположены общественные сельские кладбища в следующих населенных пунктах: кладбища в районе <адрес> и <адрес> не поставлены на кадастровый учет, не проведено межевание данных земельных участков и не определены их границы. Право собственности на вышеуказанные земельные участки в установленном порядке не зарегистрировано.
Из изложенного следует, что органами местного самоуправления Новосельское Киреевского района не реализуются закрепленные в законе полномочия по организации на территории поселения ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.
Учитывая, что общественные сельские кладбища, не постановленные на кадастровый учет, представляют собой потенциальную опасность для жизни и здоровья и законных интересов людей, окружающей среды, суд полагает возможным требования Киреевского межрайонного прокурора удовлетворить.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Киреевского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Новосельское Киреевского района Тульской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ поставить земельные участки, на которых расположены общественные сельские кладбища, в районе следующих населенных пунктов: <адрес>, - на кадастровый учет в ФГУ «Земельная кадастровая палата по Тульской области».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путём подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления в Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца.
Председательствующий: