РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июля 2012 года город Киреевск Тульской области
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Назарова В.В.,
при секретаре Ивановой Н.В.,
с участием помощника Киреевского межрайонного прокурора Бабушкина А.О., а также представителя ответчика администрации МО Киреевский район ТО – Бирюковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киреевского межрайонного прокурора Тульской области, поданное в интересах неопределённого круга лиц, к администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области и муниципальному казённому дошкольному образовательному учреждению «Серебряноключевской детский сад «Ключик» администрации МО Киреевский район» об обязании проведения землеустроительных работ по формированию земельного участка с последующим внесением сведений в государственный кадастр недвижимости,
у с т а н о в и л:
Киреевский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ с иском к администрации МО Киреевский район Тульской области и МКДОУ «Серебряноключевской детский сад «Ключик» администрации МО Киреевский район ТО», в котором просит обязать ответчиков в срок не позднее 01.01.2013 г. поставить на кадастровый учет земельный участок, расположенный по адресу: Тульская область, Киреевский район, пос.Серебряные Ключи, улица Парковая,д.55.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Киреевской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения земельного законодательства в образовательных учреждениях Киреевского района, в ходе которой было установлено, что ответчиками были допущены нарушения указанного законодательства. Муниципальное образование Киреевский район Тульской области является учредителем МКДОУ «Серебряноключевской детский сад «Ключик». В соответствии с Уставом данного образовательного учреждения, последнее на праве оперативного управления владеет, пользуется и распоряжается закреплённым за ним имуществом в целях осуществления уставной деятельности. В ходе проверки было установлено, что документ, подтверждающий предоставление земельного участка общеобразовательному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования, в том числе кадастровый паспорт, отсутствует. Договор аренды земельного участка также отсутствует. Фактически используемый МКДОУ «Серебряноключевской детский сад «Ключик» для осуществления уставной деятельности не сформирован. Положениями СанПиН 2.4.1.2660-10, утверждённых постановлением Главного санитарного врача РФ от 22.07.2010 г. №91, установлены санитарно-эпидемиологические требования, в т.ч. к условиям размещения дошкольных организаций, оборудованию и содержанию территории, соблюдению санитарных правил. Согласно п.3.1 СанПиН территория дошкольной организации по периметру ограждается забором и полосой зелёных насаждений; предусматривается озеленение территории (не менее 50%). На территории дошкольной организации оборудуются различные функциональные зоны: игровая, хозяйственная. Между тем, невозможность определения границ земельного участка, находящегося в пользовании дошкольного учреждения, препятствуют надлежащему выполнению указанных требований, что влечёт за собой нарушение прав и законных интересов воспитанников образовательного учреждения.
В судебном заседании помощник Киреевского межрайонного прокурора – Бабушкин А.О. поддержал заявленные исковые требования в полном объёме по основаниям, приведённым в иске.
Представитель ответчика администрации МО Киреевский район Тульской области по доверенности – Бирюкова Е.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, просила суд отказать в их удовлетворении, полагала, что круг заинтересованных лиц, в интересах которых прокурор обращается в суд, может быть определён, в связи с чем у истца отсутствуют полномочия на обращение в суд с указанным иском в порядке ст.45 ГПК РФ.
Представитель соответчика МКДОУ «Серебряноключевской детский сад «Ключик» в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, возражает против удовлетворения заявленных требований.
Представитель третьего лица, привлечённого к участию в деле определением судьи, – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Указал также, что для осуществления кадастрового учета необходимо сформировать земельный участок путём проведения межевания и представить заявление об осуществлении кадастрового учёта с приложением соответствующего межевого плана в орган кадастрового учёта в соответствии со ст.ст.20-22 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ « О государственном кадастре недвижимости».
Представитель третьего лица Комитета по образованию администрации МО Киреевский район Тульской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований возражает.
На основании ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав пояснения прокурора, возражения представителя ответчика администрации МО Киреевский район Тульской области, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, МКДОУ «Серебряноключевской детский сад «Ключик» администрации МО Киреевский район ТО» является образовательным учреждением, действующим на основании Устава, и созданным с целью обеспечения условий для реализации гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории МО Киреевский район Тульской области.
Учредителем данного детского сада является муниципальное образование Киреевский район Тульской области.
МКДОУ «Серебряноключевской детский сад «Ключик» администрации МО Киреевский район ТО» является правопреемником МДОУ «Серебряноключевской детский сад «Ключик» администрации МО Киреевский район ТО (п.1.1 Устава).
Основной целью уставной деятельности указанного учреждения является воспитание детей дошкольного возраста, охрана и укрепление их физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей, необходимая коррекция нарушения развития детей и помощь в семье (п.2.1 Устава).
За детским садом в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его Уставом учредитель в установленном порядке закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество) принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица. Детский сад владеет, пользуется и распоряжается закреплённым за ним на праве оперативного управления имуществом в соответствии с уставными целями деятельности, законодательством РФ, договором между учредителем и детским садом о закреплении имущества на праве оперативного управления (п.6.1 Устава).
Земельные участки закрепляются за детским садом в порядке, установленном законодательством РФ (п.6.2 Устава).
Детский сад несёт ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закреплённой за ним собственности. Контроль деятельности детского сада в этой части осуществляется учредителем или иным юридическим лицом, уполномоченным собственником (п.6.3 Устава).
В соответствии со ст.120 Гражданского кодекса (ГК) РФ учреждением признаётся некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Права учреждения на имущество, закреплённое за ним собственником, а также на имущество, приобретённое учреждением, определяются в соответствии со ст.296 настоящего Кодекса.
Учреждение может быть создано, в т.ч. муниципальным образованием (муниципальное учреждение).
Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казённым учреждением.
Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.
Приведённая норма закона устанавливает, что юридическое лицо, созданное в организационно-правовой форме учреждения, владеет и пользуется закреплённым за ним имуществом на праве оперативного управления.
Согласно п.1 ст.296 ГК РФ учреждение и казённое предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Таким образом, МКДОУ «Серебряноключевской детский сад «Ключик», являясь юридическим лицом, созданным его учредителем – МО Киреевский район Тульской области с целью реализации прав граждан РФ на дошкольное образование, может владеть и пользоваться закреплённым за ним имуществом на праве оперативного управления.
В силу ст.11.1 Земельного кодекса (ЗК) РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Как предусмотрено ст.11.2 ЗК РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п.1).
Образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки (п.6).
Исходя из положений ст.20 ЗК РФ, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казённым предприятиям, центрам исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Таким образом, МКДОУ «Серебряноключевской детский сад «Ключик» пользуется земельным участком, находящимся под зданием.
Между тем, из материалов дела следует, что земельный участок под зданием МДОУ «Серебряноключевской детский сад «Ключик» не сформирован и сведения о нём в Государственный кадастр недвижимости в настоящее время не внесены.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (с последующими изменениями и дополнениями), кадастровый учёт и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 г. 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учёта и ведения государственного кадастра недвижимости.
Согласно ч.5 ст.4 данного Закона сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу ч.1 ст.7 Закона в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:
1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);
2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;
3) описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;
4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;
5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение;
6) площадь, определённая с учётом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Проверяя доводы прокурора о нарушении прав и законных интересов неопределённого круга лиц, суд приходит к следующему.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 г. №91 были утверждены СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, в т.ч. к условиям размещения дошкольных организаций; оборудованию и содержанию территории.
Исходя из положений п.п.2.2, 2.3 СанПиН, здания дошкольных организаций размещают на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, удалённых от городских улиц, межквартальных проездов на расстояние, обеспечивающее уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха требованиям санитарных правил и нормативов. От границы участка дошкольной организации до проезда должно быть не менее 25 м.
Здания дошкольных организаций должны размещаться в зоне жилой застройки, за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, санитарных разрывов, гаражей, автостоянок, автомагистралей, объектов железнодорожного транспорта, метрополитена, маршрутов взлёта и посадки воздушного транспорта.
При размещении зданий дошкольных организаций должны соблюдаться санитарные разрывы от жилых и общественных зданий: для обеспечения нормативных уровней инсоляции и естественного освещения помещений и игровых площадок. Через территорию организации не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения – водоснабжения, канализации, теплоснабжения, энергоснабжения.
В соответствии с п.п.3.1, 3.4, 3.20 СанПиН территория дошкольной организации по периметру ограждается забором и полосой зелёных насаждений. Деревья высаживаются на расстоянии не ближе 15 м, а кустарники не ближе 5 м от здания дошкольной организации.
Озеленение территории предусматривают из расчета не менее 50% площади территории, свободной от застройки. Зелёные насаждения используют для отделения групповых площадок друг от друга и отделения групповых площадок от хозяйственной зоны. При размещении территории дошкольной образовательной организации на границе с лесными и садовыми массивами допускается сокращать площадь озеленения на 10%.
На территории дошкольной организации выделяют следующие функциональные зоны: игровая зона; хозяйственная зона.
Въезды и входы на территорию дошкольной организации, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, к контейнерной площадке для сбора мусора покрывают асфальтом, бетоном или другим твердым покрытием.
Совокупность приведённых требований, направленных на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях, предполагает создание эффективных способов и условий для их реализации.
В данном случае, формирование и постановка земельного участка на кадастровый учёт МКДОУ «Серебряноключевской детский сад «Ключик» администрации МО Киреевский район» действительно необходима для выполнения указанных санитарно-эпидемиологических требований.
Согласно ст.22 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учёта документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимым для кадастрового учёта документом является, в т.ч. межевой план (при постановке на учёт земельного участка, учёте части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка).
При определении лица, на которое должна быть возложена обязанность по проведению работ, связанных с определением границ земельного участка на местности, суд приходит к следующему.
В силу подп.3 и 11 п.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, а также организация общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района относятся к вопросам местного значения муниципального района.
Полномочие администрации МО Киреевский район Тульской области по контролю за деятельностью детского сада в части эффективного использования закреплённой за ним собственности предусмотрено п.6.3 Устава МКДОУ «Серебряноключевской детский сад «Ключик» администрации МО Киреевский район».
В то же время, по смыслу ст.ст.120, 296 ГК РФ казённое учреждение вправе владеть и пользоваться имуществом, закреплённым на праве оперативного управления, в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, может также распоряжаться этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым возложить обязанность по формированию земельного участка и его постановке на кадастровый учёт на обоих ответчиков, полагая, что срок выполнения соответствующих работ до 01.01.2013 г. объективно является разумным и достаточным для этого.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.198-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Киреевского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Киреевский район Тульской области и муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Серебряноключевской детский сад «Ключик» администрации МО Киреевский район» в срок до 1 января 2013 года поставить на кадастровый учёт земельный участок, расположенный по адресу: Тульская область, Киреевский район, поселок Серебряные Ключи, улица Парковая, д.55.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путём подачи апелляционной жалобы, представления в Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья