Решение от 30.07.2012. по делу № 2-864



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июля 2012 года г. Киреевск

Киреевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Ткаченко И.С.,

при секретаре Коростиной И.А.,

с участием истца Бондаренко И.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-864/12 по иску Бондаренко И.Ф. к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» о предоставлении мер социальной поддержки,

установил:

Бондаренко И.Ф. обратилась в суд с иском к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» о предоставлении мер социальной поддержки, в котором просила признать незаконным отказ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» в предоставлении ей мер социальной поддержки и обязать ответчика назначить ей меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты начиная с 05.07.2012 г. В обоснование заявленных требований указала, что является ветераном труда о чем имеет удостоверение установленного образца, в связи с чем, имеет право на меры социальной поддержки и защиты, в том числе на льготы, установленные для ветеранов труда, вне зависимости от достижения общего пенсионного возраста. 09.07.2012 г. она обратилась в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» с заявлением о предоставлении указанной меры социальной поддержки, представив все необходимые документы. Однако, в предоставлении меры социальной поддержки как ветерану труда ей было отказано, в связи с не достижением 55-летнего возраста, дающего право на назначение пенсии по старости. Отказ ответчика она находит незаконным.

В судебном заседании истец Бондаренко И.Ф. обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердила, уточнив заявленные требования, просила обязать ответчика назначить ей меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты начиная с 09.07.2012 г. Полагала, что заявленные исковые требования являются законными и обоснованными.

Ответчик ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» в суд своего представителя не направило, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещалось надлежащим образом. В материалах дела имеется ходатайство с просьбой рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие его представителя, просит в иске отказать.

В материалах дела имеется возражение ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» на исковое заявление Бондаренко И.Ф., из содержания которого усматривается, что Закон Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» связывает право на получение устанавливаемых им льгот с достижением лицами, являющимися ветеранами труда, пенсионного возраста согласно Федеральному закону от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а именно, для женщин – 55 лет. В результате внесения изменений в Федеральный закон «О ветеранах» (в частности, ст.22) Федеральным законом от 22.08.2004 г. №122-ФЗ, часть ранее предоставляемых льгот была заменена денежным эквивалентом, трансформировалась в право на предоставление ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), при этом круг лиц, имеющих право на выплаты, остался прежним (как до так и после 01.01.2005 г.), - как в предыдущей редакции ст.22 Федерального закона «О ветеранах». До 01.01.2005 г. права на льготы согласно указанному закону у истца не было. Поэтому определенные законом меры социальной поддержки истец может реализовать при достижении им возраста, дающего право на трудовую пенсию.

Третье лицо Министерство здравоохранения и социального развития Тульской области в суд своего представителя не направило, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещалось надлежащим образом. В материалах дела имеется отзыв на исковое заявление Бондаренко И.Ф., в котором просит отказать в удовлетворении заявленных истцом требований по основаниям аналогичным тем, что, приведены стороной ответчика, а также рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие его представителя.

На основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. «ж» ч.1, ч.2 ст.72 Конституции РФ вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ).

В соответствии со ст.22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы и ст.153 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31.12.2004 г.), а при изменении после 31.12.2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31.12.2004 г. (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.

Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ не содержит предписаний на предмет того, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, не определяет круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», ст.1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 г.

Судом установлено, что Бондаренко И.Ф. является ветераном труда, что подтверждается удостоверением «Ветеран труда» от 05.07.2012 г.

Таким образом, Бондаренко И.Ф. имеет право как ветеран труда на предоставление мер социальной поддержки, в частности на назначение ежемесячной денежной выплаты.

09.07.2012 г. Бондаренко И.Ф. в установленном порядке обратилась в орган социальной защиты населения с письменным заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты. Из письма ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» № 2212 от 09.07.2012 г. следует, что Бондаренко И.Ф. в предоставлении соответствующей льготы отказано, поскольку получателем такой льготы истец не является. Данная льгота предоставляется при достижении возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии в соответствии с федеральным пенсионным законодательством, то есть по достижении 55 лет. В этой связи, по мнению ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района», правовых оснований для предоставления Бондаренко И.Ф. мер социальной поддержки как ветерану труда в настоящее время не имеется.

Данный отказ суд считает неправомерным исходя из следующего.

Мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты выделена в отдельную статью Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», по аналогии с федеральным законодательством.

Статьей 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 г. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2005 г.

Из приведенной нормы Закона следует, что право ветеранов труда на получение данного вида меры социальной поддержки законодатель Тульской области связывает лишь с приобретением гражданином статуса «Ветеран труда» и не ставит приобретение этого права в зависимость от иных обстоятельств, в том числе от наличия определенного возраста или от получения какого-либо вида пенсии.

В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 г. № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 г. Причем никаких возрастных ограничений данным Порядком не установлено.

Решение о назначении ежемесячной денежной выплаты, в соответствии с п.3 указанного Порядка, принимают органы социального развития.

В данном случае таким органом является ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района».

Исходя из п.8 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области (утв. Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 года №201) ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

Таким образом, поскольку в ходе судебного разбирательства нашел доказательственное подтверждение факт наличия у истца, как ветерана труда, права на получение ежемесячной денежной выплаты, по вопросу реализации которого она обратилась в органы социальной защиты населения, ее требования о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты с 09.07.2012 г., в соответствии с п.4, п.8 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 г. № 201, подлежат удовлетворению.

Позиция ответчика, утверждающего, что необходимым условием для получения указанных выше льгот является достижение Бондаренко И.Ф. возраста 55 лет, основана на неверном толковании Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

При таких обстоятельствах, суд не может рассматривать указанный факт как обстоятельство, исключающее право истца на получение мер социальной поддержки в соответствии с положениями Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» и другими региональными нормативными правовыми актами.

Принимая во внимание, что истец является ветераном труда, жителем Киреевского района Тульской области и не получает каких-либо мер социальной поддержки по иным основаниям и согласно другим законам, отказ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» в предоставлении ей мер социальной поддержки является неправомерным. Суд полагает, что Бондаренко И.Ф. приобрела право на предоставление ей меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, а потому требования истца о ее назначении подлежат удовлетворению с возложением этой обязанности на ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района».    

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования Бондаренко И.Ф. к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» о предоставлении мер социальной поддержки законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:     

исковые требования Бондаренко И.Ф. к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» о предоставлении мер социальной поддержки удовлетворить.

Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» назначить Бондаренко И.Ф. как ветерану труда ежемесячную денежную выплату, начиная с 09 июля 2012 года.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий