РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 августа 2012 года г.Киреевск
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Ткаченко И.С.,
при секретаре Коростиной И.А.,
с участием помощника Киреевского межрайонного прокурора Бабушкина А.О.,
представителя ответчика администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области по доверенности Бирюковой Е.В.,
представителя ответчика МКДОУ «Прогрессовский детский сад «Колосок» администрации муниципального образования Киреевский район – Рупчевой В.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-885/12 по заявлению Киреевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области, муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Прогрессовский детский сад «Колосок» администрации муниципального образования Киреевский район о возложении обязанности по постановке земельного участка на кадастровый учет,
установил:
Киреевский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области, МКДОУ «Прогрессовский детский сад «Колосок» администрации муниципального образования Киреевский район, в котором просит обязать ответчиков в срок до 01.01.2013 г. поставить земельный участок, расположенный по адресу: Киреевский район, пос.Прогресс, ул.Трудовая, д.6 на кадастровый учет в ФГУ «Земельная кадастровая палата по Тульской области». В обоснование заявленных требований указал, что Киреевской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения земельного законодательства в образовательных учреждениях Киреевского района, в ходе которой установлено, что администрацией муниципального образования Киреевский район и МКДОУ «Прогрессовский детский сад «Колосок» допущены нарушения законодательства. В ходе проверки установлено, что документ, подтверждающий предоставление земельного участка общеобразовательному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе кадастровый паспорт), отсутствует. Договор аренды земельного участка, находящегося в пользовании дошкольного образовательного учебного заведения также отсутствует. Проверка показала, что земельный участок, фактически используемый МКДОУ «Прогрессовский детский сад «Колосок» для осуществления уставной деятельности, не сформирован. Данный факт подтверждается информацией, направленной 28.06.2012 г. филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области». Не принятие мер к проведению работ по формированию земельного участка образовательного учреждения, с внесением соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости, является нарушением требований действующего законодательства. Вышеуказанные факты свидетельствуют о нарушении требований Санитарных правил, предусматривающих наличие на территории дошкольной организации ограждения, зонирование территории и влекут нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе, воспитанников данного дошкольного образовательного учреждения.
В судебном заседании помощник Киреевского межрайонного прокурора Бабушкин А.О. поддержал исковые требования по изложенным выше основаниям, пояснив, что обращение в суд последовало не только в защиту интересов воспитанников учреждения, но и в интересах иных лиц, проживающих на территории муниципального образования. Просил обязать ответчиков в срок до 01.01.2013 г. поставить земельный участок, расположенный по адресу: Киреевский район, пос.Прогресс, ул.Трудовая, д.6 на кадастровый учет.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области по доверенности Бирюкова Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала, полагала, что в удовлетворении требований следует отказать, поскольку круг заинтересованных лиц, в интересах которых прокурор обращается в суд, может быть определен, в связи с чем у истца отсутствуют полномочия на обращение в суд с указанным иском в порядке ст.45 ГПК РФ. Также указала, что норм, обязывающих администрацию района предоставить, формировать, поставить на кадастровый учет земельный участок образовательному учреждению, не имеется. Решение о предоставлении земельного участка конкретному образовательному учреждению уполномоченным органом не принималось, кадастровые работы в отношении участка не проводились. Организации, в которой прокурор просит поставить земельный участок на кадастровый учет, не существует. Считала, что заявление прокурора не основано на нормах закона.
Представитель ответчика МКДОУ «Прогрессовский детский сад «Колосок» администрации муниципального образования Киреевский район – Рупчева В.Ф. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям аналогичным тем, что, приведены стороной ответчика - администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области.
Третье лицо комитет по образованию администрации муниципального образования Киреевский район в судебное заседание своего представителя не направил, о дате, времени и месте рассмотрения данного гражданского дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, возражений относительно заявленных требований не представил.
На основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, в соответствии с п.п.1.1-1.3 Устава МКДОУ «Прогрессовский детский сад «Колосок» администрации муниципального образования Киреевский район, утвержденного постановлением главы администрации муниципального образования Киреевский район от 03.11.2011 г. №1212, данное учреждение создано в целях реализации права граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Учредитель детского сада - муниципальное образование Киреевский район. Функции и полномочия Учредителя от имени муниципального образования Киреевский район осуществляет администрация муниципального образования Киреевский район. Детский сад находится в ведомственном подчинении Комитета по образованию администрации муниципального образования Киреевский район.
В соответствии с п.1.11 Устава право на образовательную деятельность возникает у детского сада со дня выдачи ему лицензии. Детский сад проходит лицензирование согласно Закону РФ «Об образовании».
Из положений п.6.1 Устава за детским садом в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его Уставом учредитель в установленном законом порядке закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество), принадлежащее учредителю на праве собственности или арендуемое им у третьего лица (собственника). Детский сад владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в соответствии с уставными целями деятельности, законодательством РФ, договором между учредителем и детским садом о закреплении имущества на праве оперативного управления.
В соответствии со ст.39 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании», п.6.2 Устава МКДОУ «Прогрессовский детский сад «Колосок» администрации муниципального образования Киреевский район, земельные участки закрепляются за образовательным учреждением в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу ст.1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является учет земли, как основы жизни и деятельности человека; регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.
Частью 1 ст.20 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В соответствии со ст.6 Земельного кодекса РФ объектом земельных отношений является земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке.
В п.6 ст.85 Земельного кодекса РФ установлено, что земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам.
В силу правил ст.25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» – ст.26 Земельного кодекса РФ.
Согласно п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Следовательно, администрация муниципального образования Киреевский район, как орган, осуществляющий полномочия учредителя муниципального дошкольного образовательного учреждения, и само образовательное учреждение должны совершить действия, направленные на закрепление земельного участка за образовательным учреждением, что предполагает подачу соответствующих документов для государственной регистрации права на земельный участок.
Права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав (п.1 ст.12 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
Идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ).
В силу ч.1 ст.5 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
Согласно ч.1 ст.7 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований.
Следовательно, при регистрации права на земельный участок необходимо внести сведения о данном участке, которые позволяют его идентифицировать.
Такого рода сведения содержатся в документах, представляемых одновременно с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка, что следует из содержания ст.22 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ.
К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования в соответствии с п.16 ч.1 ст.28 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» относится, в том числе, установление федеральных требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10, утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 г. №91 (далее - Санитарные правила) направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения дошкольных организаций, оборудованию и содержанию территории, помещениям, их оборудованию и содержанию, естественному и искусственному освещению помещений, отоплению и вентиляции, водоснабжению и канализации, дошкольным организациям и группам для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, группам кратковременного пребывания, семейным дошкольным группам и иным подобным им видам дошкольных организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, организации питания, медицинскому обеспечению, приему детей в дошкольные организации, организации режима дня, организации физического воспитания, личной гигиене персонала, соблюдению санитарных правил (п.1.2 Санитарных правил).
Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных организаций, воспитанием и обучением детей, а также оказывающие услуги по уходу и присмотру за детьми, не связанные с образовательной деятельностью (п.1.13 Санитарных правил).
Требования к оборудованию и содержанию территорий дошкольных организаций закреплены в разделе 3 Санитарных правил.
Так, в соответствии с п.3.1 Санитарных правил территория дошкольной организации по периметру ограждается забором и полосой зеленых насаждений.
Озеленение территории предусматривают из расчета не менее 50% площади территории, свободной от застройки.
Из положений п.3.4 Санитарных правил следует, что на территории дошкольной организации выделяют следующие функциональные зоны: игровая зона; хозяйственная зона. Расстояние между игровой и хозяйственной зоной должно быть не менее 3 м.
Согласно ч.3 ст.32 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность, в том числе, за нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения и иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Мотивируя свои требования, истец указал, что до настоящего времени ответчиками не предпринято мер к проведению работ по формированию земельного участка образовательного учреждения, с внесением соответствующих сведений в кадастр недвижимости. Это обстоятельство подтверждается: свидетельством о государственной регистрации права от 05.04.2012 г. 71-АГ № 523517; уведомлением об отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке по адресу: пос.Прогресс, ул.Трудовая, МДОУ «Прогрессовский детский сад» от 21.01.2010 г.; договором № 15 о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за МДОУ «Прогрессовский детский сад «Колосок» от 06.12.2010 г. с приложениями к нему (Перечнем муниципального имущества, актом приема-передачи); дополнительным соглашением к договору № 15 от 06.12.2010 г.; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении МКДОУ «Прогрессовский детский сад «Колосок» от 14.03.2012 г.; сообщением филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области» от 27.06.2012 г.
Из содержания представленных документов усматривается, что границы участка МКДОУ на местности не определены, работы по формированию земельного участка с внесением соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости, не проведены. Доказательств обратному со стороны ответчиков не представлено.
Из сообщения филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тульской области от 27.06.2012 г. №17-3281 НА следует, что сведения о земельном участке, расположенном по адресу: Киреевский район, пос.Прогресс, ул.Трудовая, д.6 (под зданием МКДОУ «Прогрессовский детский сад «Колосок») в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
Следовательно, отсутствие в государственном кадастре недвижимости описания границ земельного участка, фактически используемого детским садом для осуществления уставной деятельности, с одной стороны, создает опасность для жизни, здоровья граждан, поскольку не позволяет обеспечить соблюдение соответствующего санитарного режима, с другой стороны, может привести к нарушению порядка использования земель соответствующего назначения, и не позволяет осуществить передачу в пользование земельного участка в установленном законом порядке.
Таким образом, суд установил, что ответчиками требования закона не исполняются, тем самым создается угроза нарушения связанных с санитарным состоянием окружающей территории, содержания учреждения прав неопределенного круга лиц.
Доводы ответчиков о том, что иск заявлен фактически в интересах воспитанников учреждения при отсутствии на то полномочий, несостоятельны, поскольку истец ставит перед судом вопрос не только о защите прав лиц, посещающих дошкольное учреждение, но и всех жителей муниципального образования, в числе которых воспитанники учреждения, его работники.
При таких данных, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, с учетом вышеприведенных правовых норм, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
заявление Киреевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области, муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Прогрессовский детский сад «Колосок» администрации муниципального образования Киреевский район о возложении обязанности по постановке земельного участка на кадастровый учет удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Киреевский район Тульской области и муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Прогрессовский детский сад «Колосок» администрации муниципального образования Киреевский район в срок до 1 января 2013 года поставить земельный участок, расположенный по адресу: Тульская область, Киреевский район, пос.Прогресс, ул.Трудовая, д.6, на кадастровый учет.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы, представления в Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий