РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июля 2012 года г. Киреевск Тульской области
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Семеновой Т.Е.,
при секретаре Хромовой М.Н.,
с участием прокурора Крицыной Л.Н.,
представителем ответчика Талановой Н.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-829/12 по иску Киреевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МКОУДОД «Липковский Дом детского творчества» об обязании зарегистрировать право оперативного управления недвижимым имуществом,
у с т а н о в и л:
Киреевский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц., обратился в суд с иском, в котором просит обязать МКОУДОД «Липковский дом детского творчества» администрации муниципального образования Киреевский район принять меры, направленные на регистрацию в органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, права оперативного управления недвижимым имуществом, переданным ему администрацией муниципального образования Киреевский район.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Киреевской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о собственности в части использования имущества муниципальными бюджетными образовательными учреждениями. Проверка показала, в нарушение норм федерального законодательства МКОУДОД «Липковский дом детского творчества» не приняты меры по регистрации права оперативного управления недвижимым имуществом в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что влечет отсутствие правовых оснований для использования недвижимого имущества, лишает ответчика права распоряжения указанным имуществом. Неисполнение ответчиком требований федерального законодательства о государственной регистрации права оперативного управления недвижимым имуществом в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
ДД.ММ.ГГГГ истец, воспользовавшись положения ст. 39 ГПК РФ, уточнил заявленные требования, а именно просил обязать МКОУДОД «Липковский дом детского творчества» администрации муниципального образования Киреевский район принять меры, направленные на регистрацию в органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, права оперативного управления недвижимым имуществом, переданным ему администрацией муниципального образования Киреевский район, путем получения свидетельства государственной регистрации права оперативного управления на недвижимое имущество – здание, расположенное по адресу: <адрес>.
В судебном заседании помощник Киреевского межрайонного прокурора Крицыной Л.Н. поддержала уточненные заявленные исковые требования в полном объеме по изложенным выше основаниям.
Представитель ответчика – директор МКОУДОД «Липковский Дом детского творчества» Таланова Н.П. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что в настоящее время в регистрирующий орган поданы документы для регистрации права оперативного управления на указанное имущество.
Третье лицо – администрация м.о. Киреевский район Тульской области, будучи извещенным о дне, времени и месте судебного разбирательства, представителя так же в суд не направила, представила заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
На основании ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, в соответствии с п.п. 1.1 Устава муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Липковский дом детского творчества» администрации муниципального образования Киреевский район (далее МКОУ ДОД «Липковский дом детского творчества») учреждение создано в целях реализации права граждан на дополнительное образование и является, правопреемником муниципального общеобразовательного учреждения дополнительного образования детей «Липковский дом детского творчества» (далее МОУ ДОД «Липковский дом детского творчества»).
ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным образованием «Киреевский район» (собственником) в лице главы муниципального образования Киреевский район, действующего на основании Устава, и МОУ ДОД «Липковский дом детского творчества» в лице директора учреждения, действующего на основании Устава, заключен договор № о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Липковский дом детского творчества» администрации муниципального образования «Киреевский район».
Согласно пункту 1.2 Договора, приложению к Договору, акту приема-передачи за Учреждением на праве Оперативного управления закреплено следующее недвижимое имущество - здание, расположенное по адресу: <адрес>.
В силу п.п. 1,4 ст. 212 Гражданского кодекса РФ, ч. 2 ст. 49 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.
В соответствии со ст. 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
В силу п. 1 ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» муниципальными учреждениями признаются учреждения муниципальным образованием.
Пунктами 1, 2 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании предусмотрено, что за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника). Объекты собственности, закрепленные учредителем за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения.
В соответствии с п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют и пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В силу ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ст.ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход л прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитут, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно разъяснениям, данным в п. 5 совместного Постановления Пленума Верховного суда РФ № 10 Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в силу абзаца пятого п. 1 ст. 216 ГК РФ право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента их государственной регистрации.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Как установил суд, в нарушение указанных норм закона ответчиком не приняты все необходимые меры по регистрации права оперативного управления муниципальным имуществом, что влечет отсутствие правовых оснований для использования данного муниципального имущества с учетом его назначения, лишает ответчика права распоряжаться им в интересах муниципального образования.
Суд принимает во внимание доводы ответчика о том, что им предприняты меры по осуществлению указанных выше обязанностей. Однако, поскольку до настоящего времени свидетельство о регистрации права ответчиком не получено, утверждать об исполнении им указанных выше требований закона в полном объеме возможным не представляется.
При таких данных, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, с учетом вышеприведенных правовых норм, суд полагает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Киреевского межрайонного прокурора удовлетворить в полном объеме.
Обязать МКОУДОД «Липковский дом детского творчества» администрации муниципального образования Киреевский район принять меры, направленные на регистрацию в органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, права оперативного управления недвижимым имуществом, переданным ему администрацией муниципального образования Киреевский район, путем получения свидетельства государственной регистрации права оперативного управления на недвижимое имущество – здание, расположенное по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путём подачи апелляционной жалобы, представления в Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: