Решение от 26.07.2012. по делу № 2-830



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июля 2012 года г. Киреевск Тульской области

Киреевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Семеновой Т.Е.,

при секретаре Хромовой М.Н.,

с участием прокурора Крицыной Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-830/12 по иску Киреевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ «Липковский детский сад №2 «Колокольчик» об обязании зарегистрировать право оперативного управления недвижимым имуществом,

у с т а н о в и л:

Киреевский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц., обратился в суд с иском, в котором просит обязать МБДОУ «Липковский детский сад №2 «Колокольчик» администрации муниципального образования Киреевский район принять меры, направленные на регистрацию в органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, права оперативного управления недвижимым имуществом, переданным ему администрацией муниципального образования Киреевский район. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Киреевской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о собственности в части использования имущества муниципальными бюджетными образовательными учреждениями. Проверка показала, в нарушение норм федерального законодательства МБДОУ «Липковский детский сад №2 «Колокольчик» не приняты меры по регистрации права оперативного управления недвижимым имуществом в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что влечет отсутствие правовых оснований для использования недвижимого имущества, лишает ответчика права распоряжения указанным имуществом. Неисполнение ответчиком требований федерального законодательства о государственной регистрации права оперативного управления недвижимым имуществом в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

ДД.ММ.ГГГГ истец, воспользовавшись положения ст. 39 ГПК РФ, уточнил заявленные требования, а именно просил обязать МБДОУ «Липковский детский сад №2 «Колокольчик» администрации муниципального образования Киреевский район принять меры, направленные на регистрацию в органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, права оперативного управления недвижимым имуществом, переданным ему администрацией муниципального образования Киреевский район, путем получения свидетельства государственной регистрации права оперативного управления на недвижимое имущество – здание детского сада, расположенное по адресу: <адрес>.

В судебном заседании помощник Киреевского межрайонного прокурора Крицына Л.Н. поддержала уточненные заявленные исковые требования в полном объеме по изложенным выше основаниям.

Ответчик МБДОУ «Липковский детский сад №2 «Колокольчик»» администрации м.о. Киреевский район своего представителя в суд не направил, имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Третье лицо – администрация м.о. Киреевский район Тульской области, извещен о дне, времени и месте судебного разбирательства, представителя так же в суд не направила, представила заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

На основании ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 1.1 Устава муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Лицковский детский сад № 2 «Колокольчик» администрации муниципального образования Киреевский район (далее МБДОУ «Липковский детский сад Колокольчик») учреждение создано в целях реализации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Детский сад является правопреемником муниципального дошкольного образовательного учреждения «Липковский детский сад №2 «Колокольчик (далее МДОУ «Липковский детский сад
«Колокольчик»).

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального образования Киреевский район (собственником) в лице главы администрации муниципального образования Киреевский район, действующего на основании Устава, и МДОУ «Липковский детский сад № 2 «Колокольчик» в лице заведующей учреждения, действующей на основании Устава, заключен договор о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным дощкбльньщ образовательным учреждением «Липковский детский сад №2 «Колокольчик» администрации муниципального образования Киреевский район.

Согласно пункту 1.2 Договора, приложению к Договору, акту приема-передачи за Учреждением на праве оперативного управления закреплено следующее недвижимое имущество - здание детского сада, расположенное по адресу: <адрес>, д.З8.    

В силу п. 1,4 ст. 212 Гражданского кодекса РФ, ч. 2 ст. 49 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.

В соответствии со ст. 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

В силу п. 1 ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» муниципальными учреждениями признаются учреждения муниципальным образованием

На основании п.п. 1, 9 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Пунктами 1, 2 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» аналогично предусмотрено, что за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника). Объекты собственности, закрепленные учредителем за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения.

В соответствии с п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют и пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

В силу ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ст.ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход л прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитут, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Согласно разъяснениям, данным в п. 5 совместного Постановления Пленума Верховного суда РФ № 10 Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в силу абзаца пятого п. 1 ст. 216 ГК РФ право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента их государственной регистрации.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Как установил суд, в нарушение указанных норм закона ответчиком не приняты все необходимые меры по регистрации права оперативного управления муниципальным имуществом, что влечет отсутствие правовых оснований для использования данного муниципального имущества, лишает ответчика права распоряжаться им с учетом назначения данного имущества в интересах муниципального образования.

При таких данных, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, с учетом вышеприведенных правовых норм, суд полагает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Киреевского межрайонного прокурора удовлетворить в полном объеме.

Обязать МБДОУ «Липковский детский сад №2 «Колокольчик» администрации муниципального образования Киреевский район принять меры, направленные на регистрацию в органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, права оперативного управления недвижимым имуществом, переданным ему администрацией муниципального образования Киреевский район, путем получения свидетельства государственной регистрации права оперативного управления на недвижимое имущество – здание детского сада, расположенное по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путём подачи апелляционной жалобы, представления в Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий