РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июля 2012 года г. Киреевск Тульской области
Киреевский районный суд Тульской области в составе
председательствующего Семеновой Т.Е.,
при секретаре Хромовой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-810/12 по иску Карпухина А.А. к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» о предоставлении мер социальной поддержки,
у с т а н о в и л:
Карпухин А.А. обратился в суд с иском к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района»: просит признать за ним право на получение меры социальной поддержки в виде ЕДВ, как ветерану труда, с <адрес> года, а так же выдать справку для приобретения единого месячного льготного проездного билета.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является ветераном труда, в связи с чем, по его мнению, имеет право на меры социальной поддержки и защиты, в том числе на льготы, установленные для ветеранов труда, вне зависимости от достижения общего пенсионного возраста. На его обращение в орган соцзащиты в предоставлении указанных льгот, ему был выдан письменный отказ, который он находит незаконным.
В судебное заседание истец не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен, в своем письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик - ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» своего представителя в суд не направил, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен, имеется письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно представленным письменным возражениям, иск не признает, полагая, что Закон Тульской области от 28.12.2004 года №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» связывает право на получение устанавливаемых им льгот с достижением лицами, являющимися ветеранами труда, с достижением пенсионного возраста согласно Федеральному закону от 17.12.2001 года «173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а именно, для мужчин – 60 лет. В результате внесения изменений в Федеральный закон «О ветеранах» (в частности, ст.22) Федеральным законом 22.08.2004 N122-ФЗ часть ранее предоставляемых льгот трансформировалась в право на предоставление денежной выплаты, однако круг лиц, имеющих право на выплаты, остался прежним (как до так и после 01.01.2005 года), - как в предыдущей редакции ст. 22 Федерального закона «О ветеранах». До 01.01.2005 года права на льготы согласно указанному закону у истца не было. Полагает, что, хотя меры в виде ЕДВ и льготного проезда выделены законодателем в отдельную категорию, эти меры должны предоставляться только лицам, достигшим пенсионного возраста.
На основании ст.167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. «ж» ч.1, ч.2 ст.72 Конституции РФ вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
В соответствии со ст.22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы и ст.153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31.12.2004 г.), а при изменении после 31.12.2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31.12.2004 г. (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.
Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ не содержит предписаний на предмет того, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, не определяет круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.
В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», ст.1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 г.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Карпухину А.А. выдано удостоверение «Ветеран труда».
ДД.ММ.ГГГГ он в установленном порядке обратился в орган социальной защиты населения с письменным заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, о выдаче ему справки для реализации права на приобретение единого месячного льготного проездного билета, в чем письмом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано по причине недостижения пенсионного возраста.
Получателем таких льгот по иным основаниям истец ныне не является.
Установленные обстоятельства подтверждаются названным удостоверением, иными документами, исследованными в судебном заседании, и ответчиком не оспариваются.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
Статьей 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 г. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2005 г.
Из приведенной нормы Закона следует, что право ветеранов труда на получение данного вида меры социальной поддержки законодатель Тульской области связывает лишь с приобретением гражданином статуса «Ветеран труда».
В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 г. № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 г.
Что же касается даты назначения данной выплаты, то, исходя из п.8 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области (утв. Постановлением администрации ТО от 15.03.2005 года №201), предусматривающего, что назначение указанной выше меры социальной поддержки, носит заявительный характер, суд полагает возможным определить указанную дату - с ДД.ММ.ГГГГ, то есть, с момента официального обращения за истца в орган соцзащиты.
Таким образом, поскольку в ходе судебного разбирательства нашел доказательственное подтверждение факт наличия у истца, как ветерана труда, права на получение ежемесячной денежной выплаты, по вопросу реализации которого он обратился в органы социальной защиты населения, его требования о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты в соответствии с п.4, п.8 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением Администрации Тульской области от 15.03.2005 г. № 201, подлежат удовлетворению.
Позиция же ответчика, пролагающего, что необходимым условием для получения указанных выше льгот является достижение ФИО5 возраста 60 лет, равно, как и получение пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», основана на неверном толковании Закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», а также Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении».
Что касается требования истца о предоставлении ему права на получение единого месячного льготного проездного билета, то в целях реализации прав отдельных категорий жителей Тульской области на получение социальной услуги – льготного транспортного обслуживания, Постановлением Администрации Тульской области от 15.02.2006 г. № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» предусмотрено введение единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси) для категорий жителей Тульской области, в том числе ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 г.
Единый месячный льготный проездной билет действителен при предъявлении удостоверения установленного образца либо иных документов, подтверждающих право на меры социальной поддержки.
Реализация прав граждан на приобретение единого месячного льготного проездного билета производится путем продажи единого месячного льготного проездного билета транспортными организациями.
При этом названный выше нормативный правовой акт не содержит указаний на возможность получения данной льготы на транспортное обслуживание лишь при достижении ветеранами труда возраста для назначения пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Однако, законодатель не связывает право на получение такого проездного билета с выдачей каких-либо справок, потому, по мнению суда, в указанной части требования истца удовлетворению не подлежат.
По смыслу п.4 указанного постановления, организация выдачи указанного льготного проездного билета должна быть осуществлена уполномоченными органами власти по месту жительства граждан при предъявлении удостоверения установленного образца либо иных документов, подтверждающих право на меры социальной поддержки, на государственную социальную помощь. Следовательно, право на получение льготного проездного билета может быть реализовано истцом и без предъявления дополнительных справок.
Таким образом, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в части.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Карпухина А.А. удовлетворить частично.
Признать за Карпухиным А.А. право на предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и единого месячного льготного проездного билета, как ветерану труда.
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» назначить Карпухину А.А., как ветерану труда, ежемесячную денежную выплату, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении требований Карпухина А.А. в части обязания Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» выдать справку установленного образца для приобретения единого месячного льготного проездного билета – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тульский областной суд через Киреевский районный суд в течение месяца.
Председательствующий