Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 августа 2012 года город Киреевск
Киреевский районный суд Тульской области в составе
председательствующего Феоктистова Д.Н.,
при секретаре Кулешовой Е.В.,
с участием старшего помощника Киреевского межрайонного прокурора Сергеевой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-958/2012 по иску Киреевского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования город Киреевск Киреевского района о понуждении к исполнению обязанностей по обеспечению мер пожарной безопасности,
у с т а н о в и л :
Киреевский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным иском по следующим основаниям.
Киреевской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности администрацией муниципального образования город Киреевск Киреевского района Тульской области.
В ходе проверки установлено, что администрацией муниципального образования город Киреевск не соблюдаются требования пожарной безопасности.
В соответствии с пунктами 8, 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся:
- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;
- обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:
- нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
- содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение
населения к обеспечению пожарной безопасности;
научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
- осуществление государственного пожарного надзора и других
контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
производство пожарно-технической продукции;
выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
- лицензирование деятельности в области пожарной безопасности и
подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной
безопасности;
тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;
учет пожаров и их последствий;
установление особого противопожарного режима.
В статье 19 вышеуказанного Закона закреплены полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
- создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а
также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной
безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
- организация и принятие мер по оповещению населения и
подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов
Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной
безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний
населения;
- установление особого противопожарного режима в случае повышения
пожарной опасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят, Федеральный Закон от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Согласно статье 63 названного Федерального закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по
решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-
технического обеспечения пожарной безопасности муниципального
образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной
безопасности муниципального образования и объектов муниципальной
собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах
развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников
противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии
средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий,
находящихся в муниципальной собственности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица и гражданами установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 313 (далее -Правила).
В соответствии с пунктом 94 Правил при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).
Проверка показала, что в г. Киреевске в настоящее время имеется 1 пирс, предназначенный для установки пожарных автомобилей и забора воды и расположенный по адресу: г. Киреевск, ул. Комарова, около плотины. Указанный пирс требует технической доработки, а именно увеличения длины пирса на 2 метра.
Неосуществление мер по пожарной безопасности препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей в случае пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного числа лиц и является нарушением права на охрану здоровья, гарантируемого статьей 41 Конституции.
29 сентября 2011 года на имя главы муниципального образования город Киреевск было внесено представление об устранении нарушений законодательства о местном самоуправлении в части осуществления полномочий по вопросам местного значения. Несмотря на ответ администрации за № от 24 октября 2011 года о принимаемых мерах к устранению выявленных нарушений, настоящей проверкой установлено, что фактически они не устраняются.
В своём иске Киреевский межрайонный прокурор просил:
признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Киреевск Киреевского района, выражающееся в неисполнении возложенных законом обязанностей по обеспечению первичных мер пожарной безопасности;
обязать администрацию муниципального образования город Киреевск Киреевского района в срок до 1 мая 2013 года оборудовать имеющийся пирс, предназначенный для установки пожарных автомобилей и забора воды в соответствие с требованиями правил пожарной безопасности.
Ответчик администрация муниципального образования город Киреевск Киреевского района, третье лицо – администрация муниципального образования Киреевский район, извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили.
В письменном заявлении администрация муниципального образования город Киреевск Киреевского района ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, при этом исковые требования Киреевского межрайонного прокурора признаёт.
В соответствии со статьёй 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика и третьего лица.
Старший помощник Киреевского межрайонного прокурора Сергеева Н.С. в суде исковые требования уточнила, просила обязать ответчика совершить указанные в иске действия в срок до 1 сентября 2013 года.
Выслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, суд считает, что в соответствии со статьёй 39 ГПК РФ письменное признание иска ответчиком следует принять, поскольку это не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц.
На основании части 3 статьи 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Исковые требования Киреевского межрайонного прокурора основаны на приведённых выше нормах законодательства и подтверждены документально
Доводов в опровержение иска участвующими в деле лицами не представлено.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
принять признание иска ответчиком – администрацией муниципального образования город Киреевск Киреевского района.
Исковые требования Киреевского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Киреевск Киреевского района, выражающееся в неисполнении возложенных законом обязанностей по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.
Обязать администрацию муниципального образования город Киреевск Киреевского района в срок до 1 сентября 2013 года оборудовать имеющийся пирс, предназначенный для установки пожарных автомобилей и забора воды в соответствие с требованиями правил пожарной безопасности.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путём подачи апелляционной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий