Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 августа 2012 года город Киреевск
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Феоктистова Д.Н.,
при секретаре Кулешовой Е.В.,
с участием:
помощника Тульского природоохранного прокурора Шайдовой Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-987/2012 по иску Тульского природоохранного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования Богучаровское Киреевского района о понуждении к исполнению требований природоохранного законодательства,
у с т а н о в и л:
Тульский природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с указанным иском по следующим основаниям.
Тульской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Богучаровское Киреевского района полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Пунктом 8 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», установлено, что к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
независимость контроля в области охраны окружающей среды;
презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;
учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;
обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;
сохранение биологического разнообразия;
обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;
запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся из прав на благоприятную среду, в соответствии с законодательством;
ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;
участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;
международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Статьей 13 названного Закона установлены требования к обращению с отходами на территории муниципальных образований, согласно которым:
- территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями;
- организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Как показала проверка, администрацией муниципального образования Богучаровское Киреевского района указанные требования не выполняются.
При проверке, проведенной 27 июля 2012 года совместно с представителем министерства природных ресурсов и экологии Тульской области установлено, что на территории муниципального образования Богучаровское Киреевского района обнаружены две несанкционированные свалки твердых бытовых отходов: свалка, расположенная вдоль дороги г. Киреевск – г. Липки на расстоянии около 100 м. от г. Киреевска, размером около 5 м. х 20 м.; свалка, расположенная вдоль дороги на шахту «Владимирская» со стороны дороги г. Киреевск – г. Липки, размером около 5 м. х 100 м..
Таким образом, установлено, что имеются условия, способствующие загрязнению среды обитания и представляющие опасность для здоровья населения, что является нарушением пункта 2 статьи 21 Федерального Закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ.
В своём иске Тульский природоохранный прокурор просит:
обязать администрацию муниципального образования Богучаровское Киреевского района организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с несанкционированных мест размещения отходов, расположенных вдоль дороги г. Киреевск – г. Липки на расстоянии около 100 м. от г. Киреевска и вдоль дороги на шахту «Владимирская» со стороны дороги г. Киреевск – г. Липки.
Ответчик - администрация муниципального образования Богучаровское Киреевского района, третье лицо – администрация муниципального образования Киреевский район, извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили.
В письменном заявлении глава администрации муниципального образования Богучаровское Киреевского района Хлопов В.В. ходатайствует о рассмотрении дела в своё отсутствие, при этом исковые требования Тульского природоохранного прокурора признаёт.
В соответствии со статьёй 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика и третьего лица.
Помощник Тульского природоохранного прокурора Шайдова Э.Н в суде исковые требования поддержала в полном объёме.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает, что в соответствии с частью 2 статьи 39 ГПК РФ признание иска ответчиком следует принять, поскольку это не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц.
На основании части 3 статьи 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Исковые требования Тульского природоохранного прокурора основаны на приведённых выше нормах законодательства и подтверждены документально.
Доводов в опровержение иска участвующими в деле лицами суду не представлено.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
принять признание иска ответчиком – администрацией муниципального образования Богучаровское Киреевского района.
Исковые требования Тульского природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Богучаровское Киреевского района организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с несанкционированных мест размещения отходов, расположенных вдоль дороги г. Киреевск – г. Липки на расстоянии около 100 м. от г. Киреевска и вдоль дороги на шахту «Владимирская» со стороны дороги г. Киреевск – г. Липки.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путём подачи апелляционной жалобы, представления в Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца.
Председательствующий Д.Н.Феоктистов