Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 сентября 2012 года город Киреевск
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Феоктистова Д.Н.,
при секретаре Кулешовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1053/2012 по иску Струкова А.В. к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» о предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда,
у с т а н о в и л :
истец Струков А.В. обратился в суд с указанным иском по следующим основаниям.
Он является ветераном труда, в связи с чем, имеет право на льготы, которые предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и Законом Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
23 августа 2012 года он обратился с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района», которое отказало ему в этом, в связи с тем, что он не достиг возраста 60 лет.
Истец считает отказ незаконным, поскольку законодательство России не связывает предоставление льгот ветеранам труда с достижением возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, то есть 60 лет. Он имеет право на пенсионное обеспечение по выслуге лет независимо от возраста, а также имеет звание «Ветеран труда», то есть имеются все основания для предоставления ему соответствующих мер социальной поддержки.
В своём иске Струков А.В. просит:
признать незаконным отказ ответчика в предоставлении ему мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда;
обязать ответчика назначить и выплачивать ему с 23 августа 2012 года ежемесячную денежную выплату, с 1 сентября 2012 года ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение).
Истец Струков А.В. в суд не явился. В письменном заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Ответчик – ГУ ТО «УСЗН Киреевского района», третье лицо - министерство здравоохранения и социального развития Тульской области, извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направили, в своём письменном ходатайстве ответчик просит рассмотреть дело без участия их представителя.
Из письменных возражений ответчика относительно иска Струкова А.В. следует, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения иска ввиду недостижения истцом возраста, дающего право на назначение ему пенсии по старости, то есть 60 лет.
В соответствии со статьёй 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почёт и уважение в обществе, устанавливает Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ (далее базовый закон).
Согласно положениям статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 (в редакции от 10 декабря 2010 года) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениям и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», право на пенсию за выслугу лет имеют лица, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
В соответствии со статьёй 59 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1 (в редакции от 7 февраля 2011 года) сотрудники органов внутренних дел, имеющие специальные звания рядового и младшего начальствующего состава, могут состоять на службе в органах внутренних дел до достижения ими 45-летнего возраста. Сотрудники органов внутренних дел, имеющие специальные звания среднего, старшего и высшего начальствующего состава, в зависимости от присвоенных им специальных званий могут состоять на службе в органах внутренних дел до достижения следующего возраста: от младших лейтенантов полиции, младших лейтенантов внутренней службы, младших лейтенантов юстиции до подполковников полиции, подполковников внутренней службы, подполковников юстиции включительно 45 лет.
Из представленной истцом справки, выданной ОМВД России по Киреевскому району, следует, что Струков А.В. в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениям и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» имеет право на пенсию по выслуге лет с 11 апреля 2012 года. Выслуга лет на 11 апреля 2012 года составляет 20 лет 00 месяцев 18 дней.
Истцом также представлено удостоверение серии №, выданное 23 августа 2012 года ГУ ТО «УСЗН Киреевского района» из которого следует, что Струков А.В. является ветераном труда и имеет права и льготы, предоставляемые на условиях и в порядке, установленных статьями 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах».
Данные доказательства приводят суд к выводу о том, что по состоянию на 23 августа 2012 года Струкову А.В. было присвоено звание «Ветеран труда», и с этого времени он имел право на предоставление льгот, предусмотренных статьёй 22 закона «О ветеранах».
Льготы, предоставляемые ветеранам труда, установлены в статье 22 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ.
Статья 22 ранее действовала в редакции закона «О внесении изменений и дополнения в статьи 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах» от 8 августа 2001 года № 124, и предусматривала, в частности, бесплатный проезд ветеранов труда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) (подпункт 4 пункта 2); оплату в размере 50% общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы, установленной законодательством субъектов Российской Федерации (подпункт 6 пункта 2 данной статьи); оплату в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления (подпункт 7 пункта 2 данной статьи).
Указанные льготы согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 22 базового закона, должны предоставляться лицам, имеющим звание «Ветеран труда», после установления (назначения) им пенсии в соответствии с законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», то есть условиями предоставления льгот являются: а) наличие звания «Ветеран труда»; б) ветерану труда должна быть назначена пенсия по любому основанию, предусмотренному пенсионным законодательством, а не по возрасту (по старости).
Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 года № 340-1 признан утратившим силу Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3. С 1 января 2002 года основания возникновения и порядок реализации права на пенсионное обеспечение регулируются законом от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Как следует из вышеуказанного удостоверения, Струков А.В. является ветераном труда.
Согласно статьи 22 базового закона, в редакции закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Данная норма вступила в действие с 1 января 2005 года и в силу статьи 155 закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, прежний порядок предоставления льгот, предусмотренных статьёй 22 базового закона, сохранялся до принятия соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В Тульской области новый порядок предоставления указанных льгот установлен законом Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». Согласно статьи 3 данного закона, ветераны труда, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки: оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Тульской области, - пункт 1 данной статьи; оплата в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, - пункт 2 данной статьи, то есть условия предоставления данных мер социальной поддержки точно совпадают с условиями предоставления соответствующих льгот, установленных в базовом (Федеральном) законе, за исключением указания на факт достижения возраста, дающего право на назначение пенсии.
Такое дополнительное условие, влекущее ограничение круга лиц категории «Ветеран труда», имеющих право на предоставление аналогичных льгот, по сравнению с нормами законодательства Российской Федерации противоречит положениям статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. В соответствии с пунктом 1 данной статьи в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закреплённые в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права. Согласно пункту 2 данной статьи, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия социальных выплат, гарантии и компенсации не могут быть ниже тех, которые предоставлялись соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года, а условия предоставления льгот в натуральной форме не могут быть ухудшены.
В соответствии с Федеральным законом, данное право не может быть ограничено законодательством субъекта Российской Федерации, в данном случае законом Тульской области.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО ветераны труда имеют право на ежемесячную денежную выплату, причём в законе не содержится каких-либо дополнительных условий, достаточно наличия самого статуса гражданина - «Ветеран труда».
Следовательно, Струков А.В. имеет право на предоставление указанной меры социальной поддержки и в соответствии с Законом Тульской области в размере, установленном в подпункте 2 пункта 4 указанной статьи.
Законом от 31 октября 2009 года № 1352-ЗТО в закон Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО внесены изменения, согласно которым с 1 января 2010 года оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Тульской области, заменена на ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах – занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области (пункт 1 статьи 3 закона № 493-ЗТО), а льгота по оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг заменена на ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение в пределах установленных нормативов (пункт 2 статьи 3 закона № 493-ЗТО).
Следовательно, Струков А.В. имеет право на указанные ежемесячные денежные выплаты.
Из вышеприведенных обстоятельств следует, что основанием к отказу органами социальной защиты населения в предоставлении истцу мер социальной поддержки, в том числе в виде ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов за жилое помещение, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов за коммунальные услуги послужил тот факт, что Струков А.В. не достиг возраста 60 лет, при наличии которого, по мнению ответчика, Закон Тульской области предусматривает право на получение указанных льгот.
Между тем, суд считает, что указанная позиция не согласуется с положениями Закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку данный Закон сам по себе не связывает право на получение указанных выше мер социальной поддержки с достижением определенного возраста, в том числе и дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), то есть 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
В целях реализации закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО, постановлением администрации Тульской области от 15 марта 2005 года № 201 был утвержден Порядок назначения и предоставления ежемесячных денежных выплат отдельным категориям жителей Тульской области (далее Порядок).
В соответствии с пунктом 4 Порядка, граждане подают письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в орган социального развития по месту жительства.
Согласно пункту 8 Порядка, ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днём обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приёма органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.
Струков А.В. впервые обратился с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» 23 августа 2012 года, что следует из искового заявления и подтверждается представленным письмом от 23 августа 2012 года № ГУ ТО «УСЗН Киреевского района».
В соответствии с п.12 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного постановлением Администрации Тульской области от 15 января 2010 г. № 30, днем обращения за назначением денежной выплаты считается день приема учреждением социальной защиты заявления со всеми необходимыми документами.
Денежная выплата назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения права на предоставление денежной выплаты, но не более чем за три месяца до месяца, в котором подано письменное заявление с приложением документов, указанных в п.п.8-9 настоящего Положения (п.19).
При таких обстоятельствах, учитывая факт обращения истца в органы соцзащиты 23 августа 2012 г., право на получение указанных денежных выплат возникло у него с 1 сентября 2012 г.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Струкова А.В. удовлетворить.
Признать незаконным отказ государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» от 23 августа 2012 года в назначении Струкову А.В. ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО, а также в назначении денежных выплат, предусмотренных статьей 3 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» назначить Струкову А.В. как ветерану труда ежемесячную денежную выплату, предусмотренную подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», начиная с 23 августа 2012 года.
Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» предоставить Струкову А.В. как ветерану труда меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, предусмотренные статьёй 3 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», начиная с 1 сентября 2012 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путём подачи апелляционной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца.
Председательствующий Д.Н.Феоктистов