Решение от 21.09.2012 по делу № 2-1022



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 сентября 2012 года                                                  город Киреевск Тульской области

    Киреевский районный суд Тульской области в составе:

    председательствующего Назарова В.В.,

    при секретаре Ивановой Н.В.,

    с участием помощника Киреевского межрайонного прокурора Бабушкина А.О., а также представителя ответчика ОАО «МРСК Центра и Приволжья» – Нефёдова М.Н.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киреевского межрайонного прокурора, поданному в интересах Дит З.А., к ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья», ОАО «Тулаэнергосбыт» и администрации муниципального образования город Липки Киреевского района о признании незаконными действий по установке общедомового прибора учёта и начисления платы за электроэнергию, о перерасчёте потребителю платы за электроэнергию,

у с т а н о в и л:

Киреевский межрайонный прокурор, действующий в интересах ФИО7 Дит З.А., обратился в суд с иском, в котором просит признать незаконными действия ОАО «МРСК Центра и Приволжья» и администрации МО г.Липки Киреевского района по установке общедомового прибора учёта электроэнергии в жилом доме №7 по ул.Гоголя г.Липки Киреевского района Тульской области, а также действия ОАО «Тулаэнергосбыт» по начислению Дит З.А., проживающей в квартире №7 указанного жилого дома, платы за потреблённую электроэнергию с учётом расходов по общедомовому прибору учёта.

Также просит обязать ОАО «МРСК Центра и Приволжья» демонтировать общедомовый прибор учёта электроэнергии, установленный в жилом доме №7 по ул.Гоголя г.Липки Киреевского района Тульской области; обязать ОАО «Тулаэнергосбыт» произвести перерасчёт платы потреблённой Дит З.А. электроэнергии, исключив расходы по общедомовому прибору учёта.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Киреевской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства РФ об энергосбережении в части правомерности установки общедомового прибора учёта и начисления платы за электроэнергию жителям многоквартирных домов, признанных ветхими (непригодными для проживания). Проверка показала, что 20.06.2011 г. в многоквартирном жилом доме №7 по ул.Гоголя г.Липки Киреевского района Тульской области был установлен общедомовый прибор учёта потреблённой электроэнергии. Согласно реестру расходов электроэнергии, потребителям в период с августа 2011 г. по сентябрь 2011 г., а также с мая 2012 г. по июнь 2012 г. предъявлялось к оплате потребление электроэнергии, учтённой по общедомовому прибору учёта за освещение мест общего пользования. Так Дит З.А. в августе 2011 г. с учётом расходов по ОДС за освещение мест общего пользования было предъявлено к оплате 66 кВтч, в сентябре 2011 г. с учётом расходов ОДС – 2 кВтч, в мае 2012 г. с учётом расходов ОДС – 61 кВтч, в июне 2012 г. с учётом расходов ОДС – 11 кВтч. <данные изъяты> Дит З.А. обратилась за защитой нарушенных прав в Киреевскую межрайонную прокуратуру. Было установлено, что на основании постановления и.о. главы администрации МО Киреевский район Тульской области от 10.09.2001 г. №787, жилой дом №7 по ул.Гоголя г.Липки Киреевского района Тульской области был отнесён к категории непригодных для проживания с учётом его физического износа. Между тем, в силу ст.13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учёту с применением приборов учёта используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учёта используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключённые к электрическим сетям централизованного электроснабжения. Требования настоящей статьи в части организации учёта используемых энергетических ресурсов не распространяются в т.ч. на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013 г. При этом 04.02.2008 г. между ОАО «Тульская сбытовая компания», правопреемником которого является ОАО «Тулаэнергосбыт» и ОАО «Тулэнерго» был заключён договор оказания услуг по передаче электроэнергии, по условиям которого исполнитель в лице зам.генерального директора ОАО «МРСК Центра и Приволжья» обязуется обеспечить передачу электроэнергии по электросетям, которыми он владеет до потребителей заказчика в зоне его деятельности. Кроме того, исполнитель самостоятельно регулирует отношения с потребителями по технологическому присоединению энергоустановок потребителей к электросети исполнителя. Таким образом, лицом, ответственным за установку в ветхом жилом доме общедомового прибора учёта потреблённой электроэнергии является именно ОАО «МРСК Центра и Приволжья».

В судебном заседании помощник Киреевского межрайонного прокурора Бабушкин А.О. поддержал заявленные исковые требования в полном объёме по основаниям, приведённым в иске.

Дит З.А. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объёме.

Представитель ответчика ОАО «МРСК Центра и Приволжья» по доверенности – Нефёдов М.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований в полном объёме. Пояснил, что п.1 ст.13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что требования настоящей статьи в части организации учёта энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013 г. В то же время в законодательстве отсутствует определение такого понятия как «ветхий объект», в связи с чем неясно, на каком именно основании и по каким критериям межведомственная комиссия признала жилой дом ветхим. В соответствии с постановлением администрации МО Киреевский район №787 от 10.09.2001 г. жилой дом, в котором проживает Дит З.А., был признан непригодным для постоянного проживания, а не ветхим, что не исключает возможности установки общедомового прибора учёта. Кроме того, ОДС установлен за счёт собственных средств ОАО «МРСК Центра и Приволжья» и предназначен для взаиморасчётов между сетевой и энергоснабжающей организацией. Даже при отсутствии общедомового прибора учёта, потребитель обязан оплачивать коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды и определение данной услуги должно производиться таким расчётным способом, который будет стимулировать потребителя к расчёту именно по прибору учёта.

Представитель соответчика ОАО «Тулаэнергосбыт» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался в установленном порядке, о причине неявки в суд не сообщил. Представил письменные возражения, в которых просит отказать в удовлетворении исковых требований. Указывает, что установка общедомового прибора учёта осуществлялась ОАО «МРСК Центра и Приволжья» в присутствии представителя администрации МО г.Липки Киреевского района. Общий объём потреблённой электроэнергии распределялся между владельцами жилых помещений в порядке, установленном п.п.1, 3 Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам. По смыслу ст.13 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на собственников жилых помещений в ветхих жилых домах не распространяется обязанность по установке общедомовых приборов учёта, однако данная норма не запрещает сетевой организации самостоятельно за свой счёт осуществлять такую установку. Постановление и.о.главы администрации МО Киреевский район Тульской области №787 от 10.09.2001 г. не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», согласно которому, по каждому жилому дому должно быть принято отдельное решение о признании его непригодным для проживания.

Представитель соответчика администрации МО г.Липки Киреевского района в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. исковые требования признаёт.

На основании ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав пояснения прокурора, возражения представителя ответчика ОАО «МРСК Центра и Приволжья», исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Дит З.А. является собственником жилого помещения – квартиры №7, расположенной в жилом доме №7 по ул.Гоголя г.Липки Киреевского района Тульской области и зарегистрирована по тому же адресу в период с 22.11.2002 г. по настоящее время, что подтверждается соответственно выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и выпиской из домовой книги.

В соответствии со ст.209 Гражданского кодекса (ГК) РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно ст.210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

    Применительно к правоотношениям в жилищной сфере, данная норма аналогичного содержания конкретизирована в ст.30 Жилищного кодекса (ЖК) РФ, в силу которой собственник жилого помещения несёт бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

        В силу ст.39 ЖК РФ, доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несёт собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

    Как предусмотрено ст.154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

    1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

    2) плату за коммунальные услуги.

    Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключёнными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

    Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

    Исходя из положений подп.«в» п.52 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. №307 (в редакции от 06.05.2011 г.), потребитель обязан в целях учёта коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учёта, внесённые в государственный реестр средств измерений.

    Таким образом, потребители коммунальных услуг, являющиеся собственниками квартир в многоквартирном жилом доме, помимо самих услуг обязаны оплачивать в т.ч. содержание общего имущества пропорционально своей доле в праве общей собственности.

    Из выписки из лицевого счёта усматривается, что Дит З.А. оплачивает потребление электроэнергии, при этом в период с августа 2011 г. по сентябрь 2011 г., а также с мая 2012 г. по июнь 2012 г. указанным лицом оплачивалось потребление электроэнергии с учётом показаний общедомового прибора учёта.

    В соответствии со ст.540 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключённым с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

    Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключённым на неопределённый срок и может быть изменён или расторгнут по основаниям, предусмотренным ст.546 настоящего Кодекса.

    Согласно п.64 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 г. №530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» (с последующими изменениями и дополнениями), действие договора энергоснабжения с гражданином-потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или не заключения договора в письменной форме. Наличие заключённого с гражданином-потребителем договора подтверждается документом об оплате гражданином потреблённой им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение данного потребителя. Договор с гарантирующим поставщиком считается заключённым с даты, соответствующей началу периода, за который гражданином-потребителем произведена первая оплата электрической энергии данному гарантирующему поставщику.

    При таких обстоятельствах, Дит З.А. является потребителем услуг по энергоснабжению, при этом в период действия договора, заключенного с ОАО «Тулаэнергосбыт», а именно с августа 2011 г. по сентябрь 2011 г., а также с мая 2012 г. по июнь 2012 г. включительно, она оплачивала данные услуги в т.ч. на основе показаний общедомового прибора учёта потреблённой электроэнергии, что не оспаривается сторонами.

04.02.2008 г. между ОАО «Тульская сбытовая компания» (заказчик) и ОАО «МРСК Центра и Приволжья» (исполнитель) был заключён договор оказания услуг по передаче электроэнергии №5, по условиям которого исполнитель принял на себя обязательства оказывать заказчику услуги по передаче электроэнергии по своим сетям, а также по организации передачи электрической энергии по сетям ПСО, посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии до точек поставки через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю и (или) ПСО на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании, а заказчик обязуется обеспечивать услуги исполнителя (п.2.1 договора).

Кроме того, по условиям указанного договора, исполнитель обязуется оказывать по заявкам заказчика услуги по контролю договорных величин потребления электроэнергии и мощности, а также внеплановые проверки состояния приборов учёта (п.2.3 договора).

При этом, заказчик заключил настоящий договор, в том числе в интересах потребителей, которым в соответствии с ранее заключёнными договорами энергоснабжения (купли-продажи электроэнергии) заказчик обязан организовать передачу электроэнергии (п.1.2 договора).

Исполнитель самостоятельно регулирует отношения с потребителями по технологическому присоединению энергоустановок потребителей к электрической сети исполнителя, в том числе потребителей, энергопринимающие устройства которых были присоединены к электрической сети исполнителя до заключения настоящего договора (п.1.3 договора).

Таким образом, по условиям указанного договора, заключённого заказчиком в лице ОАО «Тульская сбытовая компания», в том числе в интересах обслуживаемых ею потребителей, исполнитель в лице ОАО «МРСК Центра и Приволжья» принял на себя обязательства, в т.ч. по контролю за состоянием приборов учёта электроэнергии.

Как усматривается из акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон №11-2007 от 18.08.2011 г., составленного ОАО «МРСК Центра и Приволжья» и администрацией МО г.Липки Киреевского района, на фасаде жилого дома №7 по ул.Гоголя г.Липки Киреевского района был установлен общедомовый прибор учёта потреблённой электроэнергии.

Федеральным законодателем с целью создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности был принят Федеральный закон от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).

Как предусмотрено ч.ч.1, 9 ст.11 данного Закона, здания, строения, сооружения, за исключением указанных в ч.5 настоящей статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утверждёнными Правительством РФ. Правительство РФ вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности.

Собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащённости приборами учёта используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим ФЗ возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путём организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.

В силу ч.1 ст.13 Закона, производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учёту с применением приборов учёта используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учёта используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключённые, в т.ч. к электрическим сетям централизованного электроснабжения. Требования настоящей статьи в части организации учёта используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013 г., а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учёта используемой электрической энергии).

Как следует из акта межведомственной комиссии администрации МО Киреевский район от 15.08.2003 г., утверждённого главой администрации МО Киреевский район Тульской области, жилой дом №7 по ул.Гоголя г.Липки Киреевского района Тульской области был признан ветхим и непригодным для постоянного проживания, проведение капитального ремонта нецелесообразным.

Постановлением администрации МО Киреевский район Тульской области №890/1 от 29.08.2003 г. жилой дом №7 по ул.Гоголя г.Липки Киреевского района Тульской области был признан непригодным для постоянного проживания, с учётом физического износа, повреждений несущих конструкций, а также санитарных требований.

При этом порядок признания указанного жилого дома непригодным для проживания отвечает требованиям действующего на тот момент Положения об оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утверждённого приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05.11.1985 г. №529.

Как предусмотрено п.п.3.2 и 3.5 данного Положения, подготовка акта о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания производится междуведомственными комиссиями, назначаемыми исполкомами районных, городских, районных в городе Советов народных депутатов в составе заместителя председателя исполкома (председатель комиссии), представителей жилищно-эксплуатационных организаций исполкома, районного или городского архитектора, бюро технической инвентаризации, санитарного надзора, управления пожарного надзора.

При таких обстоятельствах, на данный жилой дом, являющийся ветхим и непригодным для проживания с 2003 г., не распространяются требования действующего законодательства об организации обязательного учёта потреблённых энергетических ресурсов с использованием общедомовых приборов учёта, в связи с чем расчёты между поставщиком и потребителями – собственниками жилых помещений в ветхих домах не могут быть основаны на показаниях таких приборов.

    В приведённом случае избранный поставщиком электрической энергии расчётный способ не подлежит применению, а действия ответчиков, связанные с установкой общедомового прибора учёта и начислением потребителю Дит З.А. платы на основании данного прибора, не соответствуют требованиям закона, в связи с чем исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объёме.

    В ч.1 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 г. №261-ФЗ определены общие положения системы обеспечения обязательного учёта используемых энергетических ресурсов, включающие и перечень объектов-исключений, на которых учёт не осуществляется, это – ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие капитальному ремонту или сносу до 01.01.2013 г.

    При осуществлении расчётов за энергетические ресурсы без учёта данных, полученных при помощи установленных и введённых в эксплуатацию приборов учёта используемых энергетических ресурсов, применяются расчётные способы определения количества энергетических ресурсов, установленные согласно законодательству РФ. Содержание и порядок выбора способов регулирования цен и тарифов в сфере теплоснабжения и электроэнергетики определены в Постановлении Правительства РФ от 26.02.2004 г. №109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации».

ОАО «МРСК Центра и Приволжья» устанавливая за свой счёт общедомовый прибор учёта потребленной электроэнергии в ветхом доме, не известил энергоснабжающую организацию и потребителей о том, что данный прибор будет использоваться только для взаимозачётов между сетевой и энергоснабжающей организациями, а не для расчётов с собственниками помещений в многоквартирном доме, в связи с чем Дит З.А. незаконно производилось начисление платы за электроэнергию на основании общедомового прибора учёта.

С учётом указанных обстоятельств, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объёме.

        В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

        По правилам ст.45 ГПК РФ прокурор освобождён от обязанности по оплате судебных расходов, в связи с чем расходы по оплате государственной пошлины, составляющей на основании ст.333.19 Налогового кодекса (НК) РФ 200 рублей, подлежат взысканию с ответчиков в доход государства.

        Учитывая то обстоятельство, что администрация МО г.Липки, являясь органом местного самоуправления, также освобождается от уплаты государственной пошлины на основании подп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ, расходы по её уплате подлежат взысканию с ОАО «МРСК Центра и Приволжья» и ОАО «Тулаэнергосбыт».

        При этом действующее гражданское процессуальное законодательство не предусматривает возможность солидарного взыскания судебных расходов со всех ответчиков, в связи с чем расходы по оплате государственной пошлины подлежат взысканию с двух ответчиков в равных долях, что составит: 200 рублей / 2 = 100 рублей с каждого из ответчиков.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

    исковые требования Киреевского межрайонного прокурора удовлетворить в полном объёме.

    Признать не соответствующими требованиям закона действия ОАО «МРСК Центра и Приволжья» и администрации МО г.Липки Киреевского района по установке общедомового прибора учёта электроэнергии в жилом доме №7 по ул.Гоголя г.Липки Киреевского района Тульской области, а также действия ОАО «Тулаэнергосбыт» по начислению Дит З.А., проживающей в квартире №7 указанного жилого дома, платы за потреблённую электроэнергию с учётом расходов по общедомовому прибору учёта.

    Обязать ОАО «МРСК Центра и Приволжья» демонтировать общедомовой прибор учёта электроэнергии, установленный в жилом доме №7 по ул.Гоголя г.Липки Киреевского района Тульской области.

    Обязать ОАО «Тулаэнергосбыт» произвести перерасчёт платы за потреблённую Дит З.А. электроэнергию, исключив расходы, определённые на основании показаний общедомового прибора учёта.

    Взыскать с ОАО «МРСК Центра и Приволжья» расходы по оплате государственной пошлины в размере 100 рублей в доход государства.

    Взыскать с ОАО «Тулаэнергосбыт» расходы по оплате государственной пошлины в размере 100 рублей в доход государства.

    Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путём подачи апелляционной жалобы, представления в Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

    Судья