Решение от 27.09.2012 по делу № 2-1080



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 сентября 2012 года                                                                              город Киреевск

Киреевский районный суд Тульской области в составе

председательствующего Феоктистова Д.Н.,

при секретаре Беккер С.Р.,

с участием:

истца Бойкова А.И.,

представителя ответчика Виноградовой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1080/2012 по иску Бойкова А.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Киреевском районе Тульской области о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной доплаты к пенсии, назначении ежемесячной доплаты к пенсии,

у с т а н о в и л :

истец Бойков А.И. обратился в суд с указанным иском по следующим основаниям.

Он является получателем досрочной пенсии по старости на льготных условиях как лицо, занятое полный рабочий день на подземных и открытых горных работах по добыче угля более 25 лет.

До мая 2012 года истец получал ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».

Решением комиссии Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Киреевском районе Тульской области по рассмотрению вопросов по реализации пенсионных прав граждан от 12 мая 2012 года истцу отказано в назначении доплаты, при этом в стаж, дающий право на назначение ежемесячной выплаты, не был включён период его работы с 4 сентября 1979 года по 19 сентября 1982 года электрослесарем по ремонту и обслуживанию ОКП-100 на шахте «Налайха-Капитальная» Монгольской Народной Республики.

В иске Бойков А.И. просит признать незаконным решение ответчика от 12 мая 2012 года , включить указанный период в стаж работы, дающий право на назначение ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с приведённым законом, обязать ответчика назначить ему с 1 мая 2012 года ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».

В судебном заседании истец Бойков А.И. исковые требования поддержал в полном объёме.

Представитель ответчика – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Киреевском районе Тульской области согласно доверенности Виноградова Е.Н. в суде иск не признала, полагая, что обжалуемое истцом решение об отказе в назначении доплаты к пенсии является законным.

Выслушав объяснения вышеперечисленных участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, распоряжением Киреевского комитета социальной защиты населения от 18 июня 1997 года Бойкову А.И. назначена пенсия по старости на льготных условиях за выслугу лет на подземных и открытых горных работах, составившую 25 лет.

Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Киреевском районе Тульской области от 27 мая 2011 года с 1 мая 2011 года установлена ежемесячная доплата к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».

Протоколом заседания комиссии вышеуказанного Управления по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан право на установление дополнительного социального обеспечения в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» у Бойкова А.И. не определено, в связи с отсутствием требуемого специального стажа на дату обращения.

Согласно протокола, копия которого имеется в деле, в специальный стаж не включён период работы с 4 сентября 1979 года по 19 сентября 1982 года электрослесарем по ремонту и обслуживанию ОКП-100 на шахте «Налайха-Капитальная» Монгольской Народной Республики.

Решением ответчика от 12 мая 2012 года истцу отказано в назначении ежемесячной доплаты к пенсии.

По мнению суда, вышеназванное решение ответчика является незаконным исходя из следующего.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счёт взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии. В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Федерального закона (для мужчин – 60 лет), лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.

На основании подпункта «е» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года № 537 О списках производств, работ, профессий и должностей, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»…, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах, (включая личный состав горно-спасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, применяется Список работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста, утверждённый Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 года № 481.

В данный список внесены подземные горные работы в действующих и строящихся шахтах (рудниках) по добыче угля (сланца), руды и других полезных ископаемых, содержащих (в том числе и во вмещающих породах) двуокись кремния 10% и более, или при наличии газодинамических явлений, горных ударов, а также профессия электрослесарь подземный.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по статьям 27 и 28 Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 2 данных Правил при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды, в том числе, подземных работ.

Согласно пунктам 4 и 5 Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вменённый доход для определенных видов деятельности.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьёй 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В соответствии со статьёй 1 Соглашения между Союзом Советских Социалистических Республик и Монгольской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 6 апреля 1981 года его действие распространяется на все виды социального обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством Договаривающихся Сторон.

Под социальным обеспечением по настоящему Соглашению понимаются все виды обеспечения, которые предоставляются гражданам государственными органами, кооперативными и иными общественными организациями Союза Советских Социалистических Республик и Монгольской Народной Республики в случае болезни, по беременности и родам, по старости, инвалидности, а также в связи с потерей кормильца или в других случаях, предусмотренных законодательством Договаривающихся Сторон.

Статьёй 4 Соглашения установлено, что при назначении пенсий и пособий засчитывается полностью трудовой стаж, в том числе и стаж, дающий право для назначения пенсий на льготных условиях и в льготных размерах, приобретённый на территории обеих Договаривающихся Сторон и подтверждённый компетентными органами той Договаривающейся Стороны, на территории которой был приобретён стаж.

С учётом изложенного, по мнению суда, порядок исчисления стажа для назначения пенсии по подпункту 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и порядок исчисления стажа для определения права на доплату к пенсии на основании Федерального закона «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» должен быть одинаков.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела (выданной 23 июля 1997 года государственным внешнеэкономическим объединением «Зарубежуголь» справкой , Бойков А.И. был в загранкомандировке в Монгольской Народной Республике, где работал в качестве электрослесаря по ремонту и обслуживанию комплексов ОКП-100 на шахте «Налайха-Капитальная» с 4 сентября 1979 года по 28 июля 1982 года (с учётом нахождения в пути), а с 29 июля 1982 года ему предоставлен отпуск в количестве 52,5 рабочих дней, засчитывающихся в стаж работы.

Приказом по в/о «Зарубежуголь» от 29 июля 1982 года , в связи с окончанием командировки было решено считать возвратившимся из Монгольской Народной Республики Бойкова А.И., работавшего в качестве электрослесаря по ремонту и обслуживанию комплексов ОКП-100 с 4 сентября 1979 года по 18 июля 1982 года (с подземной работой полный рабочий день). Расчёт с Бойковым А.И. был произведён с 4 сентября 1979 года по 28 июля 1982 года (с учётом нахождения в пути). За время загранкомандировки ему положен отпуск в количестве 82,5 рабочих дней, засчитывающихся в стаж работы. Ранее Бойковым А.И. использовано 30 рабочих дней, в связи с чем отпуск был предоставлен с 29 июля 1982 года в количестве 52,5 рабочих дней.

Таким образом, засчитывающийся в стаж с учётом отпуска период работы истца в Монгольской Народной Республике составляет с 4 сентября 1979 года по 27 сентября 1982 года включительно, то есть свыше 3 лет.

Факт нахождения истца в командировке в указанной выше Республике подтверждается также содержащимися в его трудовой книжке записями.

Также судом установлено, что с 3 июня 1997 года истцу Бойкову А.И. была назначена пенсия по старости на льготных условиях в связи с работой в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах по добыче угля не менее 25 лет.

В выслугу лет на подземных и открытых горных работах был включён и период работы в Монгольской Народной Республике, что подтверждается материалами пенсионного дела истца.

В тоже время, как следует из протокола заседания комиссии Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Киреевском районе Тульской области, за вычетом вышеназванного периода стаж истца для установления ежемесячной доплаты к пенсии составлял 22 года и 1 месяц.

Часть 2 статьи 6, часть 4 статьи 15, часть 1 статьи 17, статьи 18, 19 и часть 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Анализируя приведённую выше совокупность доказательств и правовых норм, суд приходит к убеждению в том, что Бойков А.И. является получателем пенсии за работу в особых условиях труда: полный рабочий день на подземных работах по добыче угля. Соответственно, у него имеется достаточно стажа, дающего право на доплату к пенсии (25 лет) как работнику организации угольной промышленности, который непосредственно полный рабочий день был занят на подземных работах по добыче угля, в связи с чем ответчик необоснованно отказал истцу в назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».

При таких обстоятельствах обжалуемое решение ответчика следует признать незаконным, при этом необходимо включить указанный период в стаж работы, дающий право на назначение ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с приведённым законом, обязать ответчика назначить истцу с 1 мая 2012 года ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».

Таким образом, исковые требования Бойкова А.И. подлежат удовлетворению в полном объёме.

По приведённым выше мотивам суд находит неправильными доводы стороны ответчика в обоснование своих возражений относительно иска.

В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.

Истец понёс судебные расходы за составление искового заявления в сумме 3000 рублей, что подтверждается квитанцией серии от 3 сентября 2012 года.

По мнению суда, указанные расходы являются необходимыми и разумными.

Поскольку исковые требования Бойкова А.И. подлежат удовлетворению в полном объёме, указанную сумму следует взыскать в пользу с истца.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковые требования Бойкова А.И. удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Киреевском районе Тульской области от 12 мая 2012 года об отказе в назначении Бойкову А.И. ежемесячной доплаты к пенсии.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Киреевском районе Тульской области включить в стаж работы Бойкова А.И., дающий право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», период его работы с 4 сентября 1979 года по 19 сентября 1982 года включительно электрослесарем по ремонту и обслуживанию ОКП-100 на шахте «Налайха-Капитальная» Монгольской Народной Республики.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Киреевском районе Тульской области назначить Бойкову А.И. с 1 мая 2012 года ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Киреевском районе Тульской области в пользу Бойкова А.И. в счёт возмещения судебных расходов 3000 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путём подачи апелляционной жалобы в Киреевский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий