РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 апреля 2011 годаг. Киреевск Тульской области
Киреевский районный суд Тульской области в составе
председательствующего Семеновой Т.Е.,
при секретаре Лазукиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-361/11 по иску Дробышевой Н.В. к Лисютиной И.В. об установлении факта принятия наследства, признании права собственности на квартиру в порядке наследования,
установил:
на основания договора купли-продажи № от 30.07.1992 года Лисютиной П.А. приобретена квартира №36 в доме №8 по ул.Перовомайская пос. Шварцевский Киреевского района Тульской области. Сделка и право собственности зарегистрированы в органе технической инвентаризации.
Лисютина П.А. умерла 26.11.2009 года. Постоянно и по день своей смерти она проживала в указанной квартире одна.
При жизни ФИО1 распорядилась имуществом, которое окажется принадлежащим ей ко дню смерти, включая указанную выше квартиру, оформив завещание на имя Дробышевой Н.В. Завещание удостоверено нотариусом г.Тулы 29.08.2006 года (реестровый номер №).
Лисютин В.И., супруг Лисютиной П.А., умер 02.07.1983 года. Ее дочери – Лисютина И.В. и Дробышева Н.В., а равно кто-либо еще их наследников умершей, к нотариусу с заявлениями о принятии наследства не обратились, наследственных дел не заведено.
Дробышева Н.В. обратилась в суд с иском к Лисютиной И.В. об установлении факта принятия наследства после смерти матери, признании за ней в порядке наследования права собственности на указанную выше квартиру. В обоснование своих требований истец указала, что фактически вступила во владение наследством после смерти матери, поскольку принимала меры по сохранению ее имущества (квартиры) в надлежащем состоянии, оплачивала коммунальные услуги, предоставляемые в спорное жилое помещение. Лисютина И.В. на наследство не претендует.
В судебное заседание истец не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещалась, в своем письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Ответчик Лисютина И.В. в суд не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена, в своем письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, указала, что против удовлетворения иска не возражает.
Изучив материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п.2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ст. 1111 ГК РФ, действовавшего на момент открытия наследства после смерти Лисютиной П.А.., наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ.
Согласно ст. 1118 ГК РФ, распорядиться имуществом на случай смерти можно только путем совершения завещания.
В силу ст. 1119 ГК РФ, завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, включить в завещание иные распоряжения. Завещатель вправе отменить или изменить совершенное завещание в соответствии с правилами статьи 1130 настоящего Кодекса.
Свобода завещания ограничивается правилами об обязательной доле в наследстве (статья 1149).
Ст.1120 ГК РФ предоставляет завещателю право совершить завещание, содержащее распоряжение о любом имуществе, в том числе о том, которое он может приобрести в будущем.
В силу ст.ст. 1152, 1153 ГК PФ для приобретения наследства наследник должен его принять, в частности, путем подачи по месту открытия наследства нотариусу заявления о принятии наследства либо о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Согласно ст.1154 наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (ч.1).
Мотивируя свои требования, истец указала, что с момента смерти матери пользовалась ее квартирой, несла бремя ее содержания, - то есть, в смысле ст. ст. 1152, 1153 ГК РСФСР совершила действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.
Факт совершения ею таких действий подтвердили допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО6 и ФИО7 (дочери истца). Оснований не доверять показаниям названных свидетелей у суда не имеется, они никем не оспорены, не противоречат объяснениям истца, материалам дела, в связи с чем являются достоверными доказательствами по делу.
В соответствии с ч.2 ст. 264, ст. 265 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит изменение, возникновение или прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, в том числе, факты принятия наследства, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Учитывая, что установление факта принятия наследства после смерти матери имеет для истца юридическое значение, однако у суда имеются все основания полагать, что в ином порядке надлежащие документы ею получены быть не могут, суд полагает возможным удовлетворить заявленные требования в соответствующей части.
Изложенное, в условиях отсутствия доказательств наличия у Лисютиной П.А. иных наследников, принявших наследство, в том числе, наследующих обязательную долю (ст. 1149 ГК РФ), приводит суд к выводу, что Дробышева Н.В. является единственным наследником Лисютиной П.А., принявшим наследство и обладающим правом наследовать.
Согласно ст. 1112 ГК РФ, в состав наследственного имущества входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Как видно из установленных по делу обстоятельств, на день смерти Лисютиной П.А. принадлежала на праве собственности квартира №36 в доме №8 по ул.Перовомайская пос. Шварцевский Киреевского района Тульской области. Данное имущество подлежит включению в наследственную массу после её смерти.
Следуя изложенным выше выводам относительно наследственных прав истца, суд полагает возможным признать за ней право собственности на квартиру в порядке наследования по завещанию после смерти Лисютиной П.А.
Таким образом, проанализировав установленные по делу обстоятельства, полно, всесторонне и объективно исследовав собранные по делу доказательства, каждое в отдельности и в совокупности с другими доказательствами, оценив их относимость, допустимость и достоверность в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования законны, обоснованны и являются подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
исковые требования Дробышевой Н.В. – удовлетворить.
Установить факт принятия Дробышевой Н..В. наследства после смерти матери, Лисютиной П.И., последовавшей 26.11.2009 года.
Признать за Дробышевой Н.В. право собственности на квартиру №36 в доме №8 по ул.Перовомайская пос. Шварцевский Киреевского района Тульской области в порядке наследования после смерти Лисютиной П.И., последовавшей 26.11.2009 года.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий -