с. Кыра 25 августа 2010 года
Судья Кыринского районного суда Забайкальского края Баженов А.В. с участием:
государственного обвинителя - заместителя прокурораКыринского района Забайкальского краяНефедьева А.Н.,
подсудимого Юсубова Р.,
защитника - адвоката Вдовиной О.Г., удостоверение № и ордер №,
переводчика Н.З.С.,
потерпевшего И.Д.В.,
при секретареВасильевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении
ЮСУБОВА РАХИМА,25 января 1952 года рождения, уроженца с/с <адрес> Узбекской ССР, узбека, гражданина РФ, не имеющего образования, холостого, не работающего, инвалида 3 группы, проживающего в <адрес>, ранее не судимого, содержащегося под стражей с ДД.ММ.ГГГГ,
в совершении преступления, предусмотренногоч.4 ст.111 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Юсубов Р. умышленно причинил опасный для жизни тяжкий вред здоровью И.С.В., 1969 года рождения, повлекший по неосторожности ее смерть.
Преступление совершено в <адрес> при следующих обстоятельствах:
10 сентября 2009 года, в вечернее время, Юсубов Р., находясь в своем <адрес>, на почве личных неприязненных отношений решил причинить вред здоровью И.С.В..
Реализуя задуманное, Юсубов в указанном доме в период времени с 18 час. 00 мин. 10 сентября 2009 г. по 5 час. 00 мин. 11 сентября 2009 г. умышленно, с целью причинения тяжкого вреда здоровью, небрежно относясь к возможным последствиям своих действий, нанес множественные удары руками, ногами и иным неустановленным в ходе следствия предметом по голове и телу И.С.В., причинив ей подкожные кровоподтеки на внутренней поверхности обеих бедер, ссадину теменной области, не повлекшие причинение вреда здоровью; полный поперечный перелом тела нижней челюсти, причинивший вред здоровью средней тяжести; закрытую черепно-мозговую травму: тупую травму головы - линейный перелом лобной кости с переходом на основание черепа, двусторонняя субдуральная гематома, разлитые диффузные субарахноидальные кровоизлияния на выпуклой поверхности обоих полушарий мозга и миндалин мозжечка с переходом на междолевые и на базальные поверхности мозга, обширные ушибы мозга на границе выпуклой и базальной поверхности обеих лобных долей, обширные кровоизлияния в мягкие ткани головы с внутренней поверхности в теменной области, расценивающуюся как причинившую тяжкий вред здоровью.
От сдавления ствола мозга субдуральной гематомой, развившейся вследствие тупой травмы головы, потерпевшая И.С.В. скончалась на месте.
Подсудимый Юсубов Р. в судебном заседании вину в предъявленном ему обвинении по ч.4 ст.111 УК РФ не признал и, так же как на протяжении всего предварительного следствия, от дачи показаний отказался.
Исследовав собранные по делу доказательства и оценив их в совокупности, суд считает, что виновность подсудимого Юсубовав умышленном причинении тяжкого вреда здоровью И.С.В., опасного для ее жизни и повлекшего по неосторожности смерть потерпевшей, нашла полное подтверждение в судебном заседании и, несмотря на отрицание подсудимым своей вины,подтверждается следующими исследованными в судебном заседании доказательствами.
Из показаний свидетелей П.А.В., М.С.А., Ч.Е.А. следует, что днем 10.09.2009 Юсубов приходил к М.Н.А., искал И.С.В., но та, боясь избиения Юсубовым, попросила не открывать ему двери. Вечером Юсубов снова пришел и забрал с собой И.С.В..
Свидетели М.Н.А., А.В.А., А.С.Ф., Л.Н.Х., В.А.Н., З.Г.И. подтвердили, что 10.09.2009 Юсубов действительно искал И.С.В., был агрессивно настроен, при этом свидетель З.Г.И. указала, что видела, как около 18 часов 10.09.2009 Юсубов завел И.С.В. в дом, откуда стали доноситься крики И.С.В., судя по которым ее ударил Юсубов.
Свидетель Т.Ю.Б. показал, что 10.09.2009 около 18-19 часов увидел, как Юсубов вел И.С.В. домой, кричал: «Я тебя прибью!», бил И.С.В. руками по голове. Около 5 часов утра 11.09.2009 от М.Н.А. пошел за спиртным по <адрес>. Проходя мимо дома Юсубова, он услышал в доме крики Ивановой: «Не трогай меня! Помогите!».
Свои показания свидетель Т.Ю.Б. подтвердил при проверке его показаний на месте.
т.1 л.д.130-135
Потерпевший И.Д.В. суду показал, что мать постоянно жаловалась ему на то, что Юсубов ее избивает, неоднократно он сам становился свидетелем фактов издевательств Юсубова над И.С.В.. О смерти матери узнал от жителей <адрес>. 11.09.2009, когда он приехал в <адрес> и зашел в дом матери, увидел следы крови на полу возле кровати, на подоконнике, на печи и полу. Узнавший от Юсубова об обстоятельствах смерти И.С.В. Н.С.Н., содержавшийся вместе с ним и Юсубовым под стражей, рассказал ему, что телесные повреждения И.С.В. 10.09.2009 причинил Юсубов, который увел ее от М.Н.А. домой, избил там кулаками, ногами и бутылкой по голове, а потом вытащил и оставил на крыльце дома, рассказал так же о том, в каких местах в доме была кровь. Указанные Н.С.Н. места совпали с местами, в которых видел следы крови он сам. О том, что Н.С.Н. знает об обстоятельствах дела именно от Юсубова, свидетельствуют подробности в рассказе Н.С.Н., никогда не бывавшего в <адрес>, о месте нахождения в ограде дома мусорной кучи, куда Юсубов выбросил осколки разбитых бутылок, которыми бил И.С.В. по голове, о месте расположения в доме печи, о местах нахождения следов крови в доме.
Свидетели И.А.В., А.С.Ф., А.В.А., З.О.И., Т.Ю.Б., Е.Т.А. подтвердили, что Юсубов постоянно избивал И.С.В.. При этом свидетель Е.Т.А. показала, что ночью 11.09.2009 увидела свет на крыльце и на кухне дома Юсубова, а по прошествии менее часа, около 7 часов утра ее позвал Юсубов, пояснив, что И.С.В. лежит на крыльце и не дышит. Вместе с проходящим по улице З.Н.Н. она вошла в ограду дома Юсубова. И.С.В. лежала на крыльце в неестественной позе, под ней лежала куртка, другой курткой была накрыта голова, которая свисала со ступенек и была мокрой. Свидетель А.С.Ф. обратила внимание суда на то, что когда она 11.09.2009 убирала в квартире Юсубова, на полу было очень много крови, она лежала сгустками и плохо отмывалась.
Из показаний свидетеля под псевдонимом «Иванов» следует, что показаний следователю он не давал, Юсубова не знает.
Допрошенный на предварительном следствии свидетель под псевдонимом «Иванов» показал, что знает от Юсубова о том, что последний избил дома свою сожительницу, которая от этого скончалась, что свидетелей этому не было и поэтому вину он (Юсубов) признавать не будет.
т.1 л.д.137-139
Из протокола осмотра места происшествия следует, что на крыльце <адрес> в <адрес> обнаружен труп И.С.В. с повреждениями в области головы и тела. На крыльце дома, в сенях дома на полу, на пороге кухни, на умывальнике, на полу перед ним, на дверном проеме, занавеске, простыне, на полу возле дивана, на окне, на кровати, на цветочном горшке, лежащем на полу, обнаружены пятна, помарки и следы, похожие на кровь, следы замытой крови. В топке печи обнаружены кроссовки-туфли черного цвета.
т.1 л.д. 9-32
Из заключения судебно-медицинской экспертизы трупа И.С.В. следует, что у нее имелись следующие повреждения:
- подкожные кровоподтеки на внутренней поверхности обеих бедер, ссадина теменной области, не повлекшие причинение вреда здоровью;
- полный поперечный перелом тела нижней челюсти, причинивший вред здоровью средней тяжести;
- закрытая черепно-мозговая травма: тупая травма головы - линейный перелом лобной кости с переходом на основание черепа, двусторонняя субдуральная гематома, разлитые диффузные субарахноидальные кровоизлияния на выпуклой поверхности обоих полушарий мозга и миндалин мозжечка с переходом на междолевые и на базальные поверхности мозга, обширные ушибы мозга на границе выпуклой и базальной поверхности обеих лобных долей, обширные кровоизлияния в мягкие ткани головы с внутренней поверхности в теменной области, расценивающаяся как причинившая тяжкий вред здоровью.
Закрытая черепно-мозговая травма могла образоваться в результате неоднократного действия (удара) тупым твердым предметом (предметами) с ограниченной ударяющей поверхностью с достаточной для причинения повреждения силой.
Смерть И.С.В. наступила от сдавления ствола мозга субдуральной гематомой, развившейся вследствие тупой травмы головы.
т.1 л.д.23-27
При этом выводы судебно-медицинского эксперта соответствуют обстоятельствам обвинения по времени причинения потерпевшей телесных повреждений, их локализации и механизму причинения.
Судебно-медицинский эксперт Ч.О.Ю. показал, что обнаруженные у И.С.В. телесные повреждения не могли образоваться от падения с высоты собственного роста ввиду несоответствия механизма их образования. Эти телесные повреждения могли образоваться от воздействия любого тупого твердого предмета с ограниченной ударяющей поверхностью, в том числе при даче телу ускорения и ударе лобной частью головы о тупой твердый предмет.
Из заключения судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств следует, что кровь потерпевшей И.А.В. (4) группы, кровь обвиняемого Юсубова Р. А
На брюках, куртке Юсубова Р., изъятых у него в ИВС ОВД по Кыринскому району (т.1 л.д.73-77), срезе с простыни, смыве с оконной рамы, смыве возле кровати, смыве возле входной двери, срезе шторы, тапочках, изъятых с места происшествия, обнаружена кровь человека АВ группы, происхождение которой от потерпевшей И.С.В. не исключается, от обвиняемого Юсубова Р. исключается.
т.2 л.д.43-51
В судебном заседании свидетель Н.С.Н., отрицая сообщение ему Юсубовым каких-либо сведений об обстоятельствах смерти И.С.В., по собственной инициативе заявил, что это он был допрошен на предварительном следствии под псевдонимом «Иванов».
Сопоставляя показания этого свидетеля на предварительном следствии, данные им под псевдонимом «Иванов», и показания потерпевшего об обстоятельствах смерти матери, ставших ему известными от Н.С.Н. со слов Юсубова, суд не доверяет показаниям свидетеля Н.С.Н. в судебном заседании, кладет в основу приговора его показания под псевдонимом «Иванов» на предварительном следствии, и считает правдивыми показания потерпевшего И.С.В. о том, что Н.С.Н. действительно рассказывал ему со слов Юсубова о том, при каких обстоятельствах последний причинил телесные повреждения И.С.В.. А показания Н.С.Н. в судебном заседании суд расценивает критически, как стремление увести Юсубова от уголовной ответственности из чувства товарищества и сострадания.
Осведомленность свидетеля Н.С.Н., никогда не бывавшего в доме Юсубова, о месте нахождения в ограде этого дома мусорной кучи, о расположении в доме печи, о местах нахождения следов крови в доме, свидетельствует, по мнению суда, о том, что эти обстоятельства в условиях нахождения под стражей могли стать ему известными только от Юсубова.
Как стало известно потерпевшему И.С.В. от Н.С.Н., Юсубов в доме наносил И.С.В. удары по голове в том числе и бутылкой. В судебном заседании именно подсудимый задал судебно-медицинскому эксперту вопрос о возможности причинения И.С.В. телесных повреждений в области головы бутылкой, при этом эксперт такую возможность не исключил.
Как следует из показаний свидетелей, днем 10 сентября 2009 г. И.С.В. на состояние здоровья не жаловалась, видимых телесных повреждений не имела, неприязненных отношений с кем-либо из жителей села Алтан у нее не было. Вместе с тем, как показали потерпевший и свидетели, Юсубов постоянно избивал И.С.В., 10 сентября настойчиво искал ее, будучи злым и агрессивным. Свидетель Т.Ю.Б. видел, как 10.09.2009 вечером Юсубов вел И.С.В. домой, угрожая ей убийством, бил И.С.В. руками по голове. О ссоре между Юсубовым и И.С.В. вечером 10.09.2009 показала и свидетель З.Н.Н..
Поведение Юсубова 10.09.2009, его угрозы в адрес И.С.В. свидетельствовали, по мнению суда, о наличии у Юсубова повода и желания причинить И.С.В. телесные повреждения.
Из показаний свидетеля Т.Ю.Б. следует, что около 5 часов утра 11.09.2009 он с улицы услышал в доме Юсубова крики И.С.В. о помощи. Как установлено, через непродолжительное время, уже около 7 часов утра 11.09.2009 Юсубов позвал Е.Т.А. и сообщил о смерти И.С.В.. При этом указанные Юсубовым свидетелям З.Н.Н., З.Н.Н., Е.Т.А. сведения о том, что он утром обнаружил И.С.В. мертвой на крыльце, суд расценивает как избранную им заранее позицию защиты с целью уйти от ответственности.
Не доверять показаниям потерпевшего и допрошенных в судебном заседании свидетелей у суда оснований не имеется, поскольку они стабильны, последовательны, непротиворечивы, согласовываются с объективными доказательствами по делу, тем более, что каких-либо оснований к оговору подсудимого со стороны указанных лиц не усматривается.
В судебном заседании установлено, что у И.С.В. имелось повреждение пальцев руки, однако, исходя из количества обнаруженной в доме крови, местах ее нахождения, суд ставит под сомнение ее образование от имеющихся порезов пальцев, тем более, что по состоянию на 10.09.2009 раны не кровоточили, а рука была забинтована.
Количество крови в доме Юсубова, ее локализация свидетельствуют так же о том, что телесные повреждения И.С.В. были причинены в доме, а не в ином месте.
Оценив исследованные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что вина Юсубова Р. в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью И.С.В., опасного для ее жизни и повлекшего по неосторожности смерть потерпевшей, полностью доказана и квалифицирует его действия по ч.4 ст. 111 УК РФ.
Об умысле подсудимого на умышленное причинение тяжкого вреда здоровью И.С.В., опасного для ее жизни, свидетельствует характер действий Юсубова, множественность ударов и локализация повреждений в жизненно важный орган (голову), которые были причинены потерпевшей тупыми твердыми предметами с достаточной для этого силой. При этом, как считает суд, Юсубов, хотя и не предвидел возможности наступления смерти потерпевшего от своих действий, однако при необходимой внимательности и предусмотрительности мог и должен был предвидеть наступление таких последствий.
При избрании вида и размера наказания подсудимому суд учитывает характер и степень общественной опасности содеянного, конкретные обстоятельства по делу, данные о личности виновного,в том числе обстоятельства, смягчающие его наказание, а так же влияние назначенного наказания на исправление подсудимого.
Юсубов Р. на учете по поводу психического заболевания не состоит. Исследовав личность подсудимого, допросив свидетелей, с учетом его адекватного поведения до преступления, после его совершения, а так же в судебном заседании, у суда нет сомнений в психической полноценности подсудимого.
Как личность Юсубов по месту жительства характеризуется удовлетворительно.
В качестве обстоятельства, смягчающего наказание подсудимого, суд учитывает состояние его здоровья.
Обстоятельств, отягчающих наказание подсудимого, не имеется.
Потерпевшая И.С.В. по месту жительства характеризуется положительно.
Учитывая, что подсудимый совершил тяжкое преступление против жизни, представляющее повышенную общественную опасность, в целях исправления подсудимого и предупреждения совершения им новых преступлений, суд считает необходимым назначить ему наказание в виде лишения свободы, так как иной менее строгий вид не сможет обеспечить целей наказания.
На основании п. «в» ч.1 ст.58 УК РФ суд назначает подсудимому отбывание наказания в исправительной колонии строгого режима, поскольку он ранее не отбывал лишение свободы, совершил особо тяжкое преступление.
Разрешая вопрос о заявленном гражданском иске о компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
В силу ст.150 ГК РФ жизнь гражданина является нематериальным благом и принадлежит ему от рождения, неотчуждаема и непередаваема иным способом.
В соответствии с требованиями ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а так же в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Тот факт, что действиями подсудимого потерпевшему И.С.В. смертью матери причинен моральный вред, является очевидным, и в силу ч.1 ст.61 ГПК РФ не нуждается в доказывании.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает характер и степень причиненных потерпевшему нравственных страданий. Суд также принимает во внимание степень вины подсудимого, его имущественное положение и материальные возможности по реальному возмещению взыскиваемой суммы, а так же требования разумности и справедливости, обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, и считает, что в пользу потерпевшего должна быть взыскана компенсация морального вреда в сумме 300 000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 307-309 УПК РФ, суд
П Р И Г О В О Р И Л :
Юсубова Рахимапризнать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 УК РФ,и назначитьемунаказание в виде лишения свободы сроком на 9 (девять)лет сотбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Меру пресечения Юсубову Р. оставить без изменения - содержание под стражей, исчисляя срок наказания с 13 сентября 2009 года.
Взыскать с Юсубова Рахима в пользу И.Д.В. компенсацию морального вреда в сумме 300 000 рублей.
Вещественные доказательства: брюки черного цвета и куртку камуфлированную - возвратитьЮсубову Р. по принадлежности; тапочки - уничтожить.
Приговор может быть обжалован в судебную коллегию по уголовным делам Забайкальского краевого суда в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденным - в тот же срок со дня вручения ему копии приговора на руки.
Осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции в тот же срок при подаче кассационной жалобы либо путем подачи отдельного ходатайства, а так же в возражениях на принесенные по делу кассационные жалобы (представления) другими участниками процесса в течение 10 дней со дня вручения их копий.
Председательствующий: А.В. Баженов