решение об удовлетворении исковых требований о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей



                                                                                                     Дело № 2-103/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июня 2012 года                                                                         с. Кыра

Кыринский районный суд Забайкальского края в составе

председательствующего судьи Курсиновой М.И.

при секретаре                               Родиковой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Кыра гражданское дело по иску прокурора Кыринского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «<данные изъяты>» о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кыринского района обратился в суд с вышеназванным иском, указывая, что в результате проведенной прокуратурой совместно с органами государственного пожарного надзора (дата) проверки установлено, что состояние противопожарной безопасности <адрес> не отвечает установленным требованиям, в ходе проверки были выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности со стороны администрации сельского поселения «<данные изъяты>», а именно в нарушение п. 112 ППБ 01-03 минерализованная полоса вокруг населенного пункта не обновлена, не очищен верхний плодородный слой, с юго-восточной и южной сторон <адрес> минерализованная полоса отсутствует, в нарушение п. 90 ППБ 01-03 и табл. № 2 и 3 п. 2.2 НПБ 160-97 по направлению движения к водоисточникам - водокачкам по <адрес> (между <адрес>) в <адрес>, в <адрес> и непосредственно на водоисточниках отсутствуют соответствующие требованиям пожарной безопасности и ГОСТ Р 12.4.026 - 2001 указательные знаки, в нарушение п. 27 ППБ 01-03 отсутствует соответствующее требованиям пожарной безопасности и нормам электроэнергетики наружное освещение в темное время суток зданий водокачек по <адрес> (между <адрес>) и в <адрес>, которое необходимо для быстрого нахождения водоисточника в темное время суток, в нарушение п. 6.2.6 СНиП 41-01-2003 и п.п. 72, 75 ППБ 01-03 дымовая труба в вертикальной стене здания водокачки в <адрес> недостаточно выведена за пределы габаритов здания и не оборудована искрогасителем. Бездействие администрации сельского поселения «<данные изъяты>», связанное с не устранением нарушений требований пожарной безопасности в условиях пожароопасного периода создает угрозу жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, в частности жителей <адрес> <адрес> Просит признать бездействие ответчика незаконным и обязать администрацию сельского поселения «<данные изъяты>» в <адрес> края обновить минерализованную полосу вокруг населенного пункта и очистить ее от сухой травы и иных горючих материалов; проложить минерализованную полосу с юго-восточной и южной сторон <адрес>; по направлению движения к водоисточникам - водокачкам по <адрес> (между <адрес>), в <адрес>, в <адрес> и непосредственно на этих водоисточниках установить соответствующие требованиям пожарной безопасности и ГОСТ Р 12.4.026-2001 указательные знаки; оборудовать здание водокачек по <адрес> (между <адрес>), в <адрес> в <адрес> соответствующими требованиям пожарной безопасности и нормам электроэнергетики наружным освещением в темное время суток; вывести дымовую трубу в вертикальной стене здания водокачки в <адрес> в <адрес> за пределы габаритов здания на достаточное расстояние и оборудовать искрогасителем.

     Старший помощник прокурора Виноградова Ю.А. в судебном заседании поддержала исковые требования в части признания незаконным бездействия ответчика, выразившееся в не устранении нарушений требований пожарной безопасности, от исковых требований о возложении на ответчика обязанностей отказалась, пояснив суду, что ответчик, на которого возложены обязанности по обеспечению мер пожарной безопасности не выполнил требования пожарной безопасности, нарушения которых были обнаружены при прокурорской проверке, ответчик до момента проверки бездействовал. После прокурорской проверки ответчиком были устранены выявленные нарушения требований пожарной безопасности.

     Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

Выслушав объяснения истца, допросив специалиста - старшего дознавателя ТПНД по <адрес> Крупеня А.Н., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.п. 8, 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Из акта проверки пожарной безопасности сельского поселения «<данные изъяты>» от (дата) следует, что в <адрес> не обновлена минерализованная полоса, не очищен верхний плодородный слой, на котором имеется сухая трава, с южной стороны <адрес> минерализованная полоса отсутствует, по направлению движения к водоисточникам - водокачкам по <адрес>, в <адрес>, в <адрес> в <адрес> и непосредственно на водоисточниках отсутствуют соответствующие требованиям пожарной безопасности указательные знаки, отсутствует соответствующее требованиям пожарной безопасности и нормам электроэнергетики наружное освещение в темное время суток зданий водокачек по <адрес> и в <адрес>, дымовая труба металлической печи, установленной в здании водокачки по <адрес> не оборудована искрогасителем и не выведена вертикально до уровня выше конька крыши здания на 20 см.

В соответствии с п. 1 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003г., Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Согласно п. 11 Правил пожарной безопасности в РФ в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях.

Согласно п. 90 Правил пожарной безопасности в РФ у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

Согласно п. 112 Правил пожарной безопасности для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).

Как следует из п. 27 Правил пожарной безопасности территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения.

Согласно п. 72 ППБ 01-03 установка металлических печей, не отвечающих требованиям пожарной безопасности, не допускается.

Пунктом 75 ППБ 01-03 предусмотрено, что дымовые трубы котельных установок, работающих на твердом топливе, должны быть оборудованы искрогасителями и очищаться от сажи.

Согласно п. 6.2.6 СНиП 41-01-2003 выбросы дыма следует, как правило, выполнять выше кровли здания. Допускается при согласовании с органами Госсанэпиднадзора России осуществлять выброс дыма через стену здания, при этом дымоход следует выводить за пределы габаритов лоджий, балконов, террас, веранд и т.п..

В соответствии с п. «а» и «в» ч. 2 ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 года № 68 - ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.

Согласно ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, руководители органов местного самоуправления.

Специалист - старший дознаватель ТПНД по <адрес> Крупеня А.Н. суду показал, что в результате проверки состояния пожарной безопасности сельского поселения «Кыринское» были обнаружены нарушения требований пожарной безопасности, указанные в акте проверки. В настоящее время все нарушения требований пожарной безопасности устранены администрацией СП «<данные изъяты>».

Таким образом, в судебном заседании из пояснений истца и старшего дознавателя ТПНД Крупеня А.Н., акта проверки пожарной безопасности от (дата) установлено, что на момент проверки (дата) состояние противопожарной безопасности села <адрес> не отвечало требованиям пожарной безопасности, ответчик, к полномочиям которого относится обеспечение мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, не выполнил требования Правил пожарной безопасности, обязательных для применения и исполнения органами местного самоуправления.

При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования прокурора <адрес> о признании бездействия ответчика незаконным обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Как следует из пояснений истца и показаний специалиста, ответчиком устранены указанные в иске прокурора нарушения правил пожарной безопасности.

Учитывая, что на момент рассмотрения судом дела ответчиком устранены установленные нарушения Правил пожарной безопасности, указанные в иске, прокурор в этой части отказался от исковых требований, суд приходит к выводу, что требования прокурора о возложении обязанностей на ответчика не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

           Исковые требования прокурора Кыринского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «<данные изъяты> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению нарушений правил пожарной безопасности удовлетворить частично.

Признать бездействие Администрации сельского поселения «<данные изъяты>», выразившееся в не устранении нарушений требований пожарной безопасности, незаконным. В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Кыринский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:                        М.И.Курсинова