О понуждении к заключению договора приватизации служебного жилья



Дело № 2-366/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Кировский районный суд г.Волгограда в составе:

Председательствующего судьи - Мальцева С.Н.

При секретаре -Халиловой З.Б.

С участием истца Финогенова А.В., представителя ответчика - администрации Кировского района Волгограда Александровой О.Н., представителя ответчика - Департамента муниципального имущества администрации Волгограда Гавриковой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 09 февраля 2010 года в городе Волгограде гражданское дело по иску Финогеновой А.В. к администрации Кировского района Волгограда, Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда, Управлению по жилищной политике администрации Волгограда о понуждении к заключению договора приватизации служебного жилья,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Финогенова А.В. обратилась в суд с иском к ответчикам о понуждении к заключению договора приватизации служебного жилья. Свои требования мотивирует тем, указанное жилое помещение было предоставлено на основании ордера на служебное помещение № от ДД.ММ.ГГГГ. Нанимателем указанного жилого помещения является Свешникова Г.В. В квартире зарегистрированы она и ее сестра Свешникова Г.В., которая отказываются от участия в приватизации на вышеуказанную квартиру в ее пользу. Полагает, что вправе приобрести данное помещение в собственность, поскольку квартира находится в муниципальной собственности. Истец Финогенова А.В. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивает, по указанным выше основаниям, просит обязать ответчиков заключить с ней договор на передачу в собственность жилого помещения в виде кв. <адрес>. Представитель ответчика - администрации Кировского района Волгограда Александрова О.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что спорное жилое помещение включено в число служебных жилых помещений, сведениями об изменении его статуса они не располагают. В удовлетворении исковых требований просят отказать. Представитель ответчика - Департамента муниципального имущества администрации Волгограда Гаврикова А.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что спорная квартира была им передана от Волгоградской КЭЧ района в 2003г., и имеет статус служебного жилья. В 2008г. право на квартиру было зарегистрировано в УФРС по Волгоградской области. В удовлетворении иска просят отказать. 3-е лицо Свешникова Г.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что от своего права на приватизацию спорной квартиры отказывается. Представитель 3-го лица Волгоградская КЭЧ района в судебное заседание не явился, до начала судебного заседания поступил отзыв с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие, при рассмотрении дела полагаются на усмотрение суда (л.д. 25). Суд, выслушав истца Финогенову А.В., представителя ответчика - администрации Кировского района Волгограда Александрову О.Н., представителя ответчика - Департамента муниципального имущества администрации Волгограда Гаврикову А.И., исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ч.2 ст.6, ст.17 ч.1, ст.18, 19 Конституции РФ - каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием - Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. В соответствии со ст. 93 ЖК РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную деятельность РФ или государственную должность субъекта РФ либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления. Порядок предоставления служебных жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ определяется органом государственной власти субъекта РФ. муниципального фонда -органом местного самоуправления (статьи 13 и 14 ЖК РФ). Согласно статье 104 ЖК РФ служебные жилые помещения предоставляются на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Таким образом, служебные жилые помещения предоставляются не в целях удовлетворения жилых потребностей гражданина, а в связи с выполнением определенных обязанностей (работа, служба и т.п.) (статья 93 ЖК РФ). Служебные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц (статья 99 Кодекса). В качестве уполномоченных могут выступать администрации предприятий, учреждений, командование воинской части и т.п. Предмет договора найма - жилое помещение (статья 16 Кодекса). По договору найма служебного жилого помещения предоставляется отдельная квартира (статья 104). К пользованию служебными жилыми помещениями применяются правила статьи 65, частей 3 и 4 статьи 67 и частей 2-4 статьи 31 Кодекса. Наниматель служебного жилого помещения сохраняет право пользования помещением при переходе права собственности на это помещение, а также в случае передачи такого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу, если новый собственник или юридическое лицо, которому передано жилое помещение, является стороной трудового договора с работником -нанимателем такого жилого помещения (часть 2 статьи 102 Кодекса). Договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон (часть 1 статьи 1"" Кодекса). Расторжение договора по инициативе нанимателя допускается в любое время и не зависит от причин, которые побудили его к этому (часть 2 стать. 101 Кодекса). В соответствии со ст. 21 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз. Согласно ст. 2, 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» № 1541 от 04.07.1991г., граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года, а также жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Согласно ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Согласно ст. 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается. В соответствии с п.5 Положения о приватизации муниципального жилого фонда в г. Волгограде от 16.02.1993 года №3/50, служебные жилые помещения могут быть приватизированы занимающими их лицами только в случае, если они проработали на предприятии, предоставившим им служебное жилье не менее 10 лет. В судебном заседании установлено, что ФИО1 на основании ордера на служебное жилое помещение № от ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена жилая площадь - квартира <адрес> на состав семьи из пяти человек (л.д. 20). Служебное жилое помещение предоставлено ФИО1 на основании решения жилищной комиссии в/ч №. В настоящее время в квартире <адрес> зарегистрированы его дочери: Финогенова А.В., Свешникова Г.В., согласно справке УРО МУ «ЖКХ Кировского района Волгограда» от ДД.ММ.ГГГГ за № (л.д. 21). Лицевой счет на кв. <адрес> был переоформлен на Свешникову Г.В., на основании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, о чем указано в копии лицевого счета № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24). Свешникова Г.В. от участия в приватизации спорной квартиры отказаласьСогласно справке Военного комиссариата Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № Богачева А.В. ( в настоящее время Финогенова) в период с 1989г. по 1993г. была зарегистрирована на территории войсковой части <(сведения о службе> (л.д. 17). Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МУП «Кировское районное БТИ» г. Волгограда, Финогенова А.В. не участвовала в приватизации жилищного фонда в Кировском районе г. Волгограда (л.д. -18). В соответствии со справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Волгоградской КЭЧ района, Финогенова А.В. правом на приватизацию не воспользовалась (л.д. -15). При обращении истца в Департамент муниципального имущества администрации Волгограда, ей было разъяснено, что спорная квартира имеет статус «служебная» и для решения вопроса об изменении ее правого статуса следует обратится в Управление по жилищной политике администрации Волгограда (л.д. -11-12). Согласно ответа № от ДД.ММ.ГГГГ Управления по жилищной политике администрации Волгограда, законных оснований у администрации Волгограда, для исключения квартиры из разряда служебных и разрешения на его приватизацию, нет (л.д.-14). Как следует из Выписки из реестра муниципального имущества Волгограда № 1217 от 30.04.2009г., квартира <адрес> находится на балансе муниципального учреждения «Жилищно-коммунальное хозяйство Кировского района Волгограда». Учитывая, что спорное жилое помещение находится в муниципальной собственности, дом находится на балансе МУ «ЖКХ Кировского района г.Волгограда», администрация района обладает правами на заключение договора приватизации. Истец, проживающий и зарегистрированный в квартире, имеет желание ее приватизировать, а согласно Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», граждане, занимающие жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде вправе приобрести эти помещения в собственность. Принятие решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Таким образом, служебные помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации, руководствуясь ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ». Суд, находит не состоятельным довод представителя ответчика Департамента муниципального имущества администрации Волгограда о том, что спорная квартира не подлежит приватизации, так как право муниципальной собственности на нее зарегистрировано, согласно свидетельства о государственной регистрации права от 09.12.2008г. (л.д. -37), так как согласно Решения Волгоградской городской думы от 25.11.2009г. №26/768 «О порядке формирования муниципального маневренного фонда Волгограда и представления жилых помещений муниципального маневренного фонда Волгограда» департамент муниципального имущества администрации Волгограда в течение 3-х рабочих дней со дня принятия решения об отнесении жилого помещения к муниципальному маневренному жилищному фонду Волгограда направляет в органы, осуществляющие государственную регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним документы необходимые для государственной регистрации. Так, в материалах дела имеется акт приема-передачи в муниципальную собственность жилого дома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34), а право муниципальной собственности на спорный объект, было зарегистрировано только ДД.ММ.ГГГГ, что является нарушением существующего порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, установленного «Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006г. №42. На основании изложенного, суд не может расценивать свидетельство о государственной регистрации права муниципальной собственности на кв. <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ как основание для отказа в удовлетворении исковых требований. При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования Финогеновой А.В. к администрации Кировского района Волгограда, Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда, управлению по жилищной политике администрации Волгограда о понуждении к заключению договора приватизации служебного жилья подлежат удовлетворению. Согласно Постановления от 15.09.2006г. №2315 «О делегировании администрациям районов права заключать договор приватизации жилых помещений муниципального жилищного фонда, представительства в судах по отдельным категориям дел от имени собственника жилищного фонда» полномочия по заключению договоров приватизации жилых помещений муниципального жилищного фонда в порядке, предусмотренном действующим законодательством, делегированы администрациям районов Волгограда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Финогеновой А.В. к администрации Кировского района Волгограда, Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда, Управлению по жилищной политике администрации Волгограда о понуждении к заключению договора приватизации служебного жилья - удовлетворить.Возложить на администрацию Кировского района Волгограда обязанность заключить с Финогеновой А.В. договор на передачу в собственность жилого помещения в виде квартиры <адрес> в порядке приватизации. В исковых требованиях Финогеновой А.В. к Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда, Управлению по жилищной политике администрации Волгограда о понуждении к заключению договора приватизации служебного жилья - отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней через Кировский районный суд г. Волгограда.

Судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200