Дело 2- 191/2010
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Кировский районный суд г. Волгограда в составе:
Председательствующего: федерального судьи Мальцева С.Н.
При секретаре Трубниковой О.В..
С участием истца Сыченко В.М..
Рассмотрев в открытом судебном заседании 19 января 2010 года в городе Волгограде гражданское дело по иску Сыченко В.М. к Администрации Кировского района Волгограда, Администрации Волгограда, Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда о понуждении к заключению договора на приватизацию,
УСТАНОВИЛ:
Истец Сыченко В.М. обратился к Администрации Кировского района Волгограда, Администрации Волгограда, Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда с требованиями о понуждении к заключению договора на передачу жилого помещения в собственность в порядке приватизации. Просит признать за Сыченко В.М. право на приватизацию кв.<адрес>; обязать Администрацию Кировского района Волгограда, администрацию Волгограда, Департамент муниципального имущества администрации Волгограда заключить с Сыченко В.М. договор на передачу в собственность жилого помещения в виде кв.<адрес>. Свои требования мотивирует тем, что спорная квартира была предоставлена на основании специального ордера № от ДД.ММ.ГГГГ ОРГАНИЗАЦИЯ Сыченко В.М., на состав семьи из 2 человек.
Истец Сыченко В.М. в судебном заседании настаивает на удовлетворении исковых требований. Пояснил, что спорная квартира была предоставлена на основании специального ордера № от ДД.ММ.ГГГГ ОРГАНИЗАЦИЯ Сыченко В.М., на состав семьи из 2 человек - Сыченко В.М. (наниматель), ФИО1 (жена нанимателя).
В настоящее время в квартире зарегистрирован и проживает он один. Он несет расходы на содержание квартиры, делает текущий ремонт, поддерживает квартиру в надлежащем санитарном и гигиеническом состоянии. Спорная квартира является единственным местом проживания с ДД.ММ.ГГГГ, других жилых помещений в пользовании не имеет. В ноябре 2009г. он обратился с заявлением в Управление по жилищной политике Администрации Волгограда по вопросу приватизации спорного жилого помещения, однако ему было отказано, поскольку квартира при предоставлении находилась в муниципальной собственности и не изменила свой правовой статус после ДД.ММ.ГГГГ. Просит признать за ним право на приватизацию кв.<адрес>; обязать Администрацию Кировского района Волгограда, администрацию Волгограда, Департамент муниципального имущества администрации Волгограда заключить с Сыченко В.М. договор на передачу в собственность жилого помещения в виде кв.<адрес> в порядке приватизации.
Представитель ответчика администрации Кировского района Волгограда в судебное заседание не явился, до начала судебного заседания поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, в удовлетворении иска просят отказать, так как данное жилое помещение было в установленном порядке включено в число служебных жилых помещений. Данных об изменении правового статуса квартиры в материалах дела не имеется. Спорное жилое помещение включалось в служебное и предоставлялось до введения в действие Жилищного кодекса РФ, в котром предусмотрена соответствующая норма права (ст.92 ЖК РФ). (л.д.- 36-37). О дне и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика Администрации Волгограда в судебное заседание не явился, данных о том, что причина неявки уважительная у суда не имеется. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. О рассмотрении дела в свое отсуствие не просили, своих возражений на иск не представили. При таких обстоятельствах, суд признает причину неявки представителя администрации Волгограда в судебное заседание не уважительной, и считает возможным рассмотреть дело по существу, поскольку ни каких законных и проессуальных прав не нарушается и не ущемляется.
Представитель ответчика - Департамента муниципального имущества администрации Волгограда в судебное заседание не явился,данных о том, что причина неявки уважительная у суда не имется. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, заблаговременно. Своих возражений на иск не представили. При таких обстоятельствах, суд признает причину неявки представителя Департамента муниципального имущества администрации Волгограда в судебное заседание не уважительной, и считает возможным расмотреть дело по существу, поскольку никаких законных и процессуальных прав не нарушается и не ущемляется. В Департаменте муниципального имущества администрации Волгограда имеется правовой отдел, работают сотрудники, и имеется возможность представлять интересы Департамента муниципального имущества администрации Волгограда в данном судебном заседании в назначенное судом время. Представителю Департамента муниципального имущества администрации Волгограда судом была предоставлена возможность явиться в суд, ознакомиться с материалами дела и высказать свое возражение по иску, однако он этой возможностью не воспользовался.
Представитель 3-го лица МУ «ЖКХ Кировского района Волгограда» в судебное заседание не явился, данных о том, что причина неявки уважительная у суда не имеется. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд выслушав истца Сыченко В.М., проверив и исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основанниям..
Согласно ст.93 ЖК РФ - служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением; в связи с прохождением службы; в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Порядок предоставления служебных жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ определяется органом государственной власти субъекта РФ, муниципального фонда -органом местного самоуправления (статьи 13 и 14 ЖК РФ). Согласно статье 104 ЖК РФ служебные жилые помещения предоставляются на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности.
Таким образом, служебные жилые помещения предоставляются не в целях удовлетворения жилых потребностей гражданина, а в связи с выполнением определенных обязанностей (работа, служба и т.п.) (статья 93 ЖК РФ).
Служебные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц (статья 99 Кодекса).
В качестве уполномоченных могут выступать администрации предприятий, учреждений, командование воинской части и т.п.
Предмет договора найма - жилое помещение (статья 16 Кодекса).
По договору найма служебного жилого помещения предоставляется отдельная квартира (статья 104). К пользованию служебными жилыми помещениями применяются правила статьи 65, частей 3 и 4 статьи 67 и частей 2-4 статьи 31 Кодекса.
Наниматель служебного жилого помещения сохраняет право пользования помещением при переходе права собственности на это помещение, а также в случае передачи такого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу, если новый собственник или юридическое лицо, которому передано жилое помещение, является стороной трудового договора с работником-нанимателем такого жилого помещения (часть 2 статьи 102 Кодекса).
Договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон (часть 1 статьи 101 Кодекса).
Расторжение договора по инициативе нанимателя допускается в любое время и не зависит от причин, которые побудили его к этому (часть 2 статьи 101 Кодекса).
В соответствии со ст. 21 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.
В соответствии со ст. 7 ФЗ «О введении в действие жилищного кодекса РФ» от 29 декабря 2004 г. 189-ФЗ к отношениям по пользованию хилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавшим государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
В судебном заседании установлено, что Сыченко В.М. кв. <адрес> была предоставлена на основании специального ордера № от ДД.ММ.ГГГГ ОРГАНИЗАЦИЯ на состав семьи из двух человек (Сыченко В.М., ФИО1) (л.д. 8).
Сыченко Виктор Михайлович является нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>, что подтверждается копией лицевого счета от 02.11.2009г. (л.д.-9).
Как видено из трудовой книжки (л.д.-10-11) Сыченко В.М. проработал в СВЕДЕНИЯ О МЕСТЕ РАБОТЕ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписи из приказа от ДД.ММ.ГГГГ Сыченко В.М. был уволен из СВЕДЕНИЯ О МЕСТЕ РАБОТЕ ДД.ММ.ГГГГ по ограниченному состоянию здоровья (л.д. 12).
Из справки УРО МУ «ЖКХ Кировского района Волгограда» от 16.11.2009г. за № (л.д.-13) следует, что в кв. <адрес> зарегистрирован: Сыченко В.М. с ДД.ММ.ГГГГ
Из представленных документов следует, что обстоятельства, при которых было предоставлено спорное жилье изменились, произошла передача жилищного фонда в оперативное управление другому юридическому лицу.
Как следует из пояснений истца, спорная квартира является единственным местом его проживания с 1994г., других жилых помещений в пользовании не имеет.
В ноябре 2009г. Сыченко В.М.. обратился с заявлением в Управление по жилищной политике Администрации Волгограда по вопросу приватизации спорного жилого помещения, однако ему было отказано, поскольку квартира при предоставлении истцу находилась в муниципальной собственности и не изменила свой правовой статус после 01.03.2005г., что подтверждается копией письма Управления по жилищной политике Администрации Волгограда от 18.11.2009г. за № (л.д.-6).
Согласно справке МУП «Кировское районное БТИ» г.Волгограда от 19.11.2009г. за №, Сыченко В.М. ранее в приватизации жилищного фонда в Кировском районе г.Волгограда не участвовала (л.д.-15).
Согласно выписки из реестра муниципального имущества Волгограда Департамента муниципального имущества Администрации Волгограда от 25.12.2009г. за № (л.д.- 31) балансодержателем кв.<адрес> является МУ «ЖКХ Кировского района Волгограда».
При вынесении решения судом учитывается, что истец фактически проживает в жилом помещении на условиях договора социального найма.
Жилой дом <адрес> был передан в оперативное управление другому юридическому лицу, с которым у истца нет трудовых отношений. Договор найма служебной квартиры прекратил свое действие в силу п. 2 ст. 102 ЖК РФ, следовательно, статус квартиры в качестве служебной утрачен. Не заключив с истцом договор социального найма, оспаривая факт проживания истца в спорной квартиры на условиях договора социального найма, создана ситуация, когда истец не может реализовать свое законное право один раз приватизировать жилье.
Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением; в связи с прохождением службы; в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления (статья 93 ЖК РФ).
Судом при удовлетворении исковых требований принимается во внимание тот факт, что согласно статьи 2 закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции от 20.5.2002г.) предусмотрено право граждан, занимающих жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Исходя из положений ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» служебные жилые помещения не подлежат приватизации.
Однако факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивает статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма.
Поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь положениями ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Таким образом, служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятии или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации.
Следовательно, факт принятия решения о передаче служебных помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. При передаче в муниципальную собственность жилое помещение утрачивает статус служебного и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма
При таких обстоятельстах, суд считает, что исковые требования Сыченко В.М. к Администрации Кировского района Волгограда, Администрации Волгограда, Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда о понуждении к заключению договора на приватизацию - подлежат удовлетворению, так как при передаче в муниципальную собственность указанное жилое помещение утратило статус служебного и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Сыченко В.М. к Администрации Кировского района Волгограда, Администрации Волгограда, Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда о понуждении к заключению договора на приватизацию- удовлетворить.
Признать за Сыченко В.М. право на приватизацию кв.<адрес>.
Обязать Администрацию Кировского района Волгограда заключить с Сыченко В.М. договор на передачу в собственность жилого помещения в виде кв.<адрес>.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Кировский районный суд г.Волгограда в течение 10 дней.
Судья - .
.