О признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии и обязании включения периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной трудовой пенсии



Дело № 2-2394/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Кировский районный суд города Волгограда в составе:

Председательствующего судьи Сорокиной Л.В.

При секретаре Бакулиной В.С.

С участием истицы Усковой В.В., представителей ответчика - Управления пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Кировском районе г.Волгограда (УПФР в Кировском районе г.Волгограда) Шаркова В.Г., Григиной А.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании 26 августа 2010 года в городе Волгограде гражданское дело по иску Усковой В.В. к Управлению пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Кировском районе г.Волгограда (УПФР в Кировском районе г.Волгограда) о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии и обязании включения периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Ускова В.В. обратилась в суд с вышеуказанными исковыми требованиями к ответчику, мотивируя тем, что решением Управления пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Кировском районе г.Волгограда (УПФР в Кировском районе г.Волгограда) от 05.07.2010 года ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку в специальный стаж истицы не засчитаны периоды: <Период1>, <Период4>, <Период5> - курсы повышения квалификации с отрывом от производства; <Период2>, <Период3> - работа в <ДОЛЖНОСТЬ1> в <Наименование>, так как наименование учреждения не соответствует Спискам должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность

Истица Ускова В.В. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала.

Представители ответчика - Управления пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Кировском районе г.Волгограда (УПФР в Кировском районе г.Волгограда) Шарков В.Г.. и Григина А.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований.

Суд, выслушав истицу, представителей ответчика, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

Согласно ст.ст.6, 15, 17, 18, 19, 46 Конституции РФ Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданин согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Права и свободы человека гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Согласно ст.196 ТК РФ работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Согласно ст.197 ТК РФ работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям.

Согласно ст.187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Аналогичные нормы содержались и в КЗоТ РСФСР, действовавшим на период работы истицы.

Согласно ст.28 п.10 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года №173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона - лицам, не менее 25 лет, осуществляющим педагогическую деятельность государственных и муниципальных учреждений для детей, независимо от возраста.

Согласно ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года №173-ФЗ трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

В судебном заседании установлено, что решением комиссии по назначению пенсий Управления пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Кировском районе г.Волгограда (УПФР в Кировском районе г.Волгограда)№ от 15.07.2010 года Усковой В.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность по причине отсутствия 25 лет специального стажа, требуемого для определения права на пенсию.

В специальный стаж Усковой В.В. не засчитаны оспариваемые истицей следующие периоды: <Период1>, <Период4>, <Период5> - курсы повышения квалификации с отрывом от производства; <Период2>, <Период3> - работа в <ДОЛЖНОСТЬ1> в <Наименование>, а также периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы не включены в специальный стаж истицы. Периоды нахождения истицы в указанном отпуске истицей не оспариваются.

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 установлено, что в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, а периоды после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными п. настоящего постановления (№1067).

Согласно постановления Пленума Верховного Суда РФ №25 от 20.12.2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Суд считает, что Список (номенклатура), на который ссылается ответчик, ущемляет право истицы на получение пенсии, поскольку он утвержден не федеральным законом, а подзаконным нормативным актом, а потому в этой части применению не подлежит, так как противоречит закону «О трудовых пенсиях в РФ» и Конституции РФ.

Кроме того, согласно "Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лица, осуществлявшим педагогическую деятельность..", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицу, осуществлявшего педагогическую деятельность засчитывается работа в должности воспитателя в образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальной школе (школе) детский сад, в том числе компенсирующего вида; прогимназии (п.1.7), в дошкольных образовательных учреждениях: детские сады всех наименований; центр развития ребенка - детский сад; ясли - сад (сад - ясли); детские ясли (п.1.8). Наименование учреждения «школа-центр медико-социальной реабилитации с нарушением слуха» в указанном Списке отсутствует, также как и в Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет…", утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463.

Однако, отсутствие наименования «<Наименование>» в указанных списках не может ограничивать права Усковой В.В. на назначение досрочной трудовой пенсии, так как основным условием для назначения таковой является фактическое осуществление истицей педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность Усковой В.В. в <ДОЛЖНОСТЬ1> не оспаривалась представителями ответчика в судебном заседании и подтверждается показаниями свидетелей.

Поскольку пенсия в связи с осуществлением педагогической деятельности назначается в зависимости от вида деятельности, характера выполняемой работы, а не от правового статуса учреждения или организации, с которыми граждане состоят в трудовых отношениях, либо его наименования, отказ Усковой В.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости является незаконным.

Выполняемая истицей работа в <ДОЛЖНОСТЬ1> «<Наименование>» в оспариваемые периоды тождественна по своим функциям, условиям и характеру деятельности работе <ДОЛЖНОСТЬ1> в детском дошкольном учреждении, которая дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Доказательств обратного представителями ответчика в судебном заседании не приведено.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 года №555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» основным документом, подтверждающим период работы, является трудовая книжка.

Согласно записи в трудовой книжке Усковой В.В. ее профессия значится как <ДОЛЖНОСТЬ1>.

Согласно копии постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с ДД.ММ.ГГГГ <Наименование> реорганизована в <Наименование> (л.д.17).

Из копии Устава <Полное наименование> № <адрес> следует, что указанная <Наименование> является правопреемником в части наименования <Наименование>, созданной в 1994 году на базе <Наименование>. Официально полное наименование учреждения: <Полное наименование> № <адрес>, сокращенное наименование учреждения: <Наименование> № (л.д.20-21).

Согласно постановления главы администрации Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ <Полное наименование> № <адрес> передано в государственную собственность Волгоградской области. <Полное наименование> № <адрес> переименовано в <Полное наименование2> №» (л.д.23-25).

Указанные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетелей, допрошенных в судебном заседании.

Так свидетель <С.1.> - <ДОЛЖНОСТЬ2> <Полное наименование2> пояснила, что она работает вместе с истицей с 1993 года по настоящее время, истица постоянно осуществляет педагогическую деятельность, работает в <ДОЛЖНОСТЬ1>. Свидетель пояснила, что учреждение, в котором работают она и истица, неоднократно переименовывалось, однако, должностные обязанности истица не изменялись. Должностные инструкции в учреждении стали утверждать с 01.09.2000 года, с 1993 года по 2000 год, однако они не изготавливались в письменном виде. Свидетель с 2001 года получает пенсию за выслугу лет.

Свидетель <С.2> пояснила, что с 1992 года по настоящее время она работает вместе с истицей, работают в <ДОЛЖНОСТЬ1>, осуществляют педагогическую деятельность, должностные обязанности и истицы не менялись. С 1994 года по 2000 год ее должные инструкции не составлялись.

У суда не имеется оснований сомневаться в показаниях указанных свидетелей, их заинтересованности в исходе дела судом не усматривается. Кроме того, их показания подтверждаются копиями их трудовых книжек, из которых следует, что период их работы совпадает с оспариваемыми истицей периодами, не включенными в специальный трудовой стаж.

Таким образом, периоды работы Усковой В.В. <Период2>, <Период3> - работа в <ДОЛЖНОСТЬ1> в <Наименование> подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, требования в этой части о включении в специальный стаж периодов <Период2>, <Период3> подлежат удовлетворению.

Также Управлением пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Кировском районе г.Волгограда (УПФР в Кировском районе г.Волгограда) не засчитаны в специальный стаж истицы периоды:

-<Период1>,

-<Период4>,

-<Период5> - курсы повышения квалификации с отрывом от производства;

Действующим законодательством предусмотрена обязанность работодателя по направлению работников на курсы повышения квалификации и право работника на профессиональную подготовку, а также гарантии для работников, обучающихся на курсах повышения квалификации.

В оспариваемые периоды истица Ускова В.В. продолжала состоять в трудовых отношениях с образовательным учреждением, где осуществляла свою трудовую деятельность, направлялась на курсы работодателем, они предоставлялись ей в соответствии с нормами действующего законодательства, данные периоды нахождения на курсах были ей оплачены, за нею сохранялось рабочее место, начислялась заработная плата, следовательно, производились отчисления в пенсионный фонд, в орган социального страхования и др. Эти факты представителями ответчика не оспариваются.

Таким образом, отказ ответчика включить в специальный стаж истицы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность периодов нахождения на курсах с отрывом от производства:

-<Период1>,

-<Период4>,

-<Период5> - курсы повышения квалификации с отрывом от производства не может являться законным и подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении.

Истицей Усковой В.В. представлена справка из <Полное наименование2> (<Период2> - <Наименование>) № от 25.08.2010 года о том, что Ускова В.В. действительно работает в <ДОЛЖНОСТЬ1> с 11.04.1993 года по настоящее время. В указанный период времени должностные обязанности <ДОЛЖНОСТЬ1> в <Наименование> не менялись, медицинская реабилитация детей-инвалидов в функции <ДОЛЖНОСТЬ1> не входила (л.д.46).

Решением Управления пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Кировском районе г.Волгограда (УПФР в Кировском районе г.Волгограда)от 15.07.2010 года в стаж работы истицы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости включено 19 лет 4 месяца 4 дня. Судом в специальный стаж истицы включены периоды: <Период1>, <Период4>, <Период5> (23 дня) - курсы повышения квалификации с отрывом от производства; <Период2>, <Период3> (5 лет 6 месяцев) - работа в <ДОЛЖНОСТЬ1> в <Наименование>, а всего 5 лет 6 месяцев 23 дня (23 дня + 5 лет 6 месяцев).

С учетом включённых судом в специальный стаж истца периодов 19 лет 4 месяцев 4 дней, специальный стаж работы истицы составляет 24 года 10 месяцев 27 дней (19 лет 4 месяца 4 дня + 5 лет 6 месяцев 23 дня). Следовательно, истице на момент обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии не хватало 1 месяца 3 дней для назначения ей досрочной трудовой пенсии.

Учитывая, что истица обратилась в пенсионный фонд 05.07.2010 года и в настоящее время продолжает в той же должности осуществлять трудовую педагогическую деятельность в <Полное наименование2>, что не оспаривается сторонами и подтверждается справкой указанного учреждения от 25.08.2010 года, следовательно, право на возникновение пенсии возникло у истицы 09.08.2010 года (с 05.07.2010 года по 09.08.2010 года - 1 месяц 3 дня).

Таким образом, суд приходит к выводу, что отказ Управления пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Кировском районе г.Волгограда (УПФР в Кировском районе г.Волгограда) в назначении пенсии Усковой В.В., как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, по причине отсутствия необходимо стажа (менее 25 лет) является незаконным и не соответствует требованиям пенсионного законодательства и Конституции РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Усковой В.В. - удовлетворить.

Признать решение Управления пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Кировском районе г.Волгограда (УПФР в Кировском районе г.Волгограда)№ от 15.07.2010 года об отказе в назначении Усковой В.В. досрочной трудовой пенсии по старости - незаконным.

Обязать Управление пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Кировском районе г.Волгограда (УПФР в Кировском районе г.Волгограда) включить Усковой В.В. в стаж педагогической деятельности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости следующие периоды:

-<Период1>,

-<Период4>,

-<Период5> - курсы повышения квалификации с отрывом от производства;

-<Период2>,

-<Период3> - работа в <ДОЛЖНОСТЬ1> в <Наименование>

Обязать Управление пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Кировском районе г.Волгограда (УПФР в Кировском районе г.Волгограда) назначить Усковой В.В. досрочную трудовую пенсию по старости с 09.08.2010 года.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Волгоградский областной суд через Кировский районный суд города Волгограда.

Судья -

-32300: transport error - HTTP status code was not 200