О приведении самовольно реконструированного объекта в первоначальное состояние, по встречному иску о сохранении помещения в реконструированном состоянии



Дело №2-2421/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кировский районный суд города Волгограда в составе:

Председательствующего судьи Сорокиной Л.В.

При секретаре Бакулиной В.С.

С участием представителя истца (ответчика по встречному иску) - администрации Волгограда Бугаевой Е.С., представителя ответчиц (истиц по встречному иску) Рыбалкина А.В., представителя третьего лица (ответчика по встречному иску) - администрации Кировского района Волгограда Фетисовой Ю.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании 7 октября 2010 года в городе Волгограде гражданское дело по иску администрации Волгограда к Сергеевой В.Г., Сергеевой В.В. о приведении самовольно реконструированного объекта в первоначальное состояние, по встречному иску Сергеевой В.Г., Сергеевой В.В. к администрации Волгограда, администрации Кировского района Волгограда о сохранении помещения в реконструированном состоянии,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Волгограда обратилась в суд с иском к Сергеевой В.Г., Сергеевой В.В. о приведении самовольно реконструированного объекта по адресу: <адрес> в первоначальное состояние, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения проверки было установлено, что ответчиками произведена реконструкция квартиры по указанному адресу, а именно: демонтированы перегородки, установлены новые для организации торгового зала, устроен отдельный вход с крыльцом на месте оконного проема с разборкой оконных перегородок, устроено крыльцо, заменены окна, оштукатерна и окрашена в розовый цвет часть фасада здания в пределах квартиры без соответствующего разрешения на реконструкцию. Просит обязать Сергееву В.Г., Сергееву В.В. привести квартиру, расположенную по адресу: <адрес> в первоначальное состояние, путем восстановления демонтированных перегородок, восстановления проема в несущей стене фасада здания, восстановить оконный проем, демонтировать устроенное крыльцо.

Сергеева В.Г., Сергеева В.В. обратилась со встречным иском к администрации Волгограда и администрации Кировского района Волгограда о сохранении <адрес> в реконструированном состоянии, мотивируя тем, что они являются собственниками указанной квартиры, ими была произведена реконструкция указанной квартиры; разобрана кирпичная кладка подоконного участка наружной стены в бывшей жилой комнате, выполнен отдельный вход с главного фасада ; пробит дверной проем во внутренней капитальной стене между комнатами; пробит дверной проем в кирпичной перегородке, разделяющий помещения, разобрано большинство ненесущих перегородок напротив сохраненного туалета, возведена новая перегородка из ГКЛ с дверью с образованием помещения умывальни; заложен дверной проем старого входа в квартиру из подъезда. Считают, что произведенная реконструкция соответствуем всем предъявляемым к ней требованиям и правилам безопасности, не нарушает законные интересы граждан и не создает угрозу их жизни и здоровью. Просят сохранить <адрес> и сохранить указанное помещение в реконструированном состоянии.

Представитель истца (ответчика по встречному иску) - администрации Волгограда Бугаева Е.С. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, просила их удовлетворить, встречный иск не признала.

Представитель ответчиц (истиц по встречному иску) Рыбалкин А.В. в судебном заседании исковые требования администрации Волгограда не признал, просил отказать в их удовлетворении, на встречных исковых требованиях настаивал.

Представитель третьего лица (ответчика по встречному иску) - администрации Кировского района Волгограда Фетисова Ю.В. в судебном заседании поддержала исковые требования администрации Волгограда, встречные исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.

Ответчицы (истицы по встречному иску) Сергеева В.Г., Сергеева В.В. в судебное заседание не явились, причина неявки не установлена, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.

Представитель третьего лица - МУП «Кировское районное БТИ Волгограда» в судебное заседание не явился, причина неявки не установлена, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит исковые требования администрации Волгограда к Сергеевой В.Г., Сергеевой В.В. о приведении самовольно реконструированного объекта в первоначальное состояние подлежащими удовлетворению, встречные исковые требования Сергеевой В.Г., Сергеевой В.В. к администрации Волгограда и администрации Кировского района Волгограда о сохранении нежилого помещения в реконструированном состоянии не подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.25 Жилищного кодекса РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технических паспорт жилого помещения.

Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Согласно ст.26 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

На основании ст.1 п.14 Градостроительного кодекса РФ реконструкция - изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.

По смыслу ч.5 ст.26 Жилищного кодекса РФ орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения.

В силу ч.6 ст.26 Жилищного кодекса РФ, предусмотренный ч.5 ст.26 Жилищного кодекса РФ документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Согласно ч.1 ст.29 Жилищного кодекса РФ самовольными являются переустройство и перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного ч.6 ст.26 Жилищного кодекса РФ или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п.3 части 2 ст.26 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с ч.4 ст.29 Жилищного кодекса РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

На основании Федерального закона от 17.11.1995 года №169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» разрешение на строительство - основание для реализации архитектурного проекта, выдаваемое заказчику (застройщику) органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в целях контроля за выполнением градостроительных нормативов, требований утвержденной градостроительной документации, а также в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде.

Постановлением администрации Волгограда от 29.09.2005 года №1789 утвержден временный порядок согласования переустройства и (или) перепланировки, реконструкции жилых помещений в жилых домах на территории Волгограда, временный порядок принятия решений о переводе жилых мощений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые на территории Волгограда.

Временный порядок согласования переустройства и (или) перепланировки, реконструкции жилых помещений в жилых домах на территории Волгограда (далее - порядок) разработан на основе положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации и распространяется на весь жилищный фонд Волгограда вне зависимости от формы его собственности.

В соответствии с разделом 6 Временного порядка согласования переустройства и (или) перепланировки, реконструкции жилых помещений в жилых домах на территории Волгограда собственник или наниматель жилого помещения по договору социального найма, которым было самовольно переустроено и (или) перепланировано, реконструировано жилое помещение, обязан привести его в прежнее состояние в тридцатидневный срок с момента уведомления собственника о такой необходимости администрацией района Волгограда.

На основании решения суда помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном, реконструированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, юридических лиц либо это не создает угрозу жизни или здоровью граждан.

Собственник помещения или наниматель жилого помещения по договору социального найма, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, реконструировано, может обратиться в администрацию района Волгограда с заявлением о согласовании самовольно произведенных переустройства и (или) перепланировки, реконструкции жилых помещений. К заявлению прикладываются:

-акт технического обследования, подтверждающий надежность и безопасность произведенных переустройства и (или) перепланировки, реконструкции жилого помещения, выполненного лицом, имеющим соответствующую лицензию, либо акт, выданный районными бюро технической инвентаризации, имеющим в своем составе соответствующих специалистов;

-правоустанавливающие документы на переустроенное и (или) перепланированное, реконструируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

-технический паспорт переустроенного и (или) перепланированного, реконструированного жилого помещения;

-согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустроенное и (или) перепланированное, реконструируемое жилое помещение на основании договора социального найма на сохранение помещения в переустроенном и (или) перепланированном, реконструируемом состоянии (при переустройстве и (или) перепланировке, реконструкции жилых помещений);

-заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о возможности сохранения помещения в переустроенном и (или) перепланированном, реконструированном состоянии, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

В случае если в результате реконструкции жилого помещения затрагиваются границы или размер общего имущества в многоквартирном жилом доме и изменяются доли в праве общей собственности на общее имущество, при выдаче соответствующего решения о сохранении произведенной реконструкции заявитель должен представить письменное согласие всех собственников многоквартирного жилого дома.

В судебном заседании установлено, что Сергеева В.Г., Сергеева В.В. являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, по 1/2 доле каждая, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права.

В 2008 году Сергеева В.Г. и Сергеева В.В. произвели реконструкцию вышеуказанной квартиры с размещением в ней магазина продовольственных товаров, а именно: демонтированы перегородки, установлены новые для организации торгового зала, устроен отдельный вход с крыльцом на месте оконного проема с разборкой оконных перегородок, устроено крыльцо, заменены окна, оштукатерна и окрашена в розовый цвет часть фасада здания в пределах квартиры.

Как следует из выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по переустройству, перепланировке, реконструкции жилых помещений, переводу жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, реконструкции нежилых помещений в жилых и нежилых зданиях, строениях, сооружениях на территории района при администрации Кировского района Волгограда принято решение о возможном переводе квартиры <адрес> из жилого помещения в нежилое, с целью размещения магазина непродовольственных товаров, при условии представления проекта, подготовленного и оформленного в установленном законом порядке, а также письменного согласия собственников смежных помещений и выполнения благоустройства прилегающей территории. Однако это решение является предварительным и в нем указано, что это не является разрешением на перевод жилого помещения в нежилое.

По результатам обследования строительных конструкций квартиры <адрес> реконструкция указанной квартиры, предусмотренная проектом ООО «П.1» допустима и не снизит эксплуатационную надежность и долговечность здания в целом, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу для жизни и здоровья граждан, что подтверждается техническим заключением, выполненным ООО «П.2».

В соответствии с техническим заключением, выполненным ООО «П.2» по результатам обследования строительных конструкций квартиры <адрес> осуществленная реконструкция выполнена квалифицировано, в соответствии с проектом ООО «П.1» и эксплуатационная надежность, долговечность и безопасность здания сохранены. Реконструированное помещение можно эксплуатировать, как магазин. Реконструкция не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В соответствии с сообщением Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда № от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу согласования реконструкции квартиры <адрес> под магазин с устройством отдельного входа земельный вопрос отсутствует, так как вход является конструктивным элементом жилого дома, необходимо межевание границ земельного участка, занимаемого всем жилым домом.

Из заключения судебно-строительной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на основании произведенного экспертного осмотра помещения и анализа произведенных строительных работ, возможно сказать, что помещение пригодно для эксплуатации в качестве магазина непродовольственных товаров. Все мероприятия по реконструкции и перепланировке, произведенные в помещении квартиры <адрес> носят возвратный характер путем восстановления перегородок по первоначальному проекту квартиры, заложив проемы, в капитальных стенах, возникшие при реконструкции, восстановив инженерное и санитарно-техническое оборудование, возможно вернуть квартиру в первоначальное состояние. Мероприятия по восстановлению помещения квартиры в первоначальном состоянии не повлияют на состояние конструкций жилого дома и безопасность его эксплуатации, если будут выполнены квалифицированной строительной организацией, на основании разработанной и согласованной в установленном порядке проектной документации.

Однако, судом установлено, что Сергеевой В.Г., Сергеевой В.В. не предприняты меры к легализации самовольной постройки, получению разрешения на ввод в эксплуатацию, а действия администрации Волгограда являются законными.

Согласно протокола № от ДД.ММ.ГГГГ комиссии при администрации Волгограда по решению вопросов о сносе (демонтаже) самовольных построек и освобождению самовольно занятых земельных участков на территории Волгограда принято решение обязать Сергееву В.Г., Сергееву В.В. привести в добровольном порядке квартиру <адрес> в прежнее состояние в течение 30 дней с момента получения решения комиссии в установленном законом порядке.

Из сообщения Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в соответствии с Положением о комиссии по решению вопросов о сносе (демонтаже) самовольных построек и освобождению самовольно занятых земельных участков на территории Волгограда, вопросы реконструкций не рассматриваются.

На основании ст.49 Градостроительного Кодекса РФ проектная документация объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе. При этом, проектная документация утверждается только при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.

Сергеевой В.Г., Сергеевой В.В. проектная документация и заключение государственной экспертизы не представлены.

В соответствии с ч.2 ст.51 Градостроительного Кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство.

В силу ст.8 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов является полномочиями органа местного самоуправления.

В соответствии со ст.23 Жилищного кодекса РФ, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).

По смыслу ч.3 ст.24 Жилищного кодекса РФ решение об отказе в переводе помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

Следовательно, решение вопроса о переводе в жилое помещение действующее законодательство относит к исключительной компетенции органа местного самоуправления.

Судом разъяснялась необходимость предоставления доказательств со стороны Сергеевой В.Г., Сергеевой В.В., однако никаких дополнительных доказательств суду не было представлено.

Данное в установленном законом порядке разрешение на реконструкцию Сергеевой В.Г., Сергеевой В.В., а также утверждённая и согласованная проектная документация, акт межведомственной комиссии о приёмке суду не представлено. Доказательств обращения Сергеевой В.Г., Сергеевой В.В. с заявлением о выдаче разрешения на строительство в компетентные органы с приложением документов, указанных в ст.51 Градостроительного кодекса РФ, с заявлением о выдаче акта ввода объекта в эксплуатацию суду также не представлено, а реконструкция объектов капитального строительства осуществляется в порядке, регулируемом градостроительным кодексом.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Сергеевой В.Г., Сергеевой В.В. к администрации Волгограда, администрации Кировского района Волгограда о сохранении помещения, расположенного по адресу: <адрес> в реконструированном состоянии.

Проверяя законность и обоснованность исковых требований администрации Волгограда, судом установлено следующее.

Из акта осмотра квартиры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на момент проверки начаты работы по реконструкции квартиры: демонтированы перегородки и установлены новые для организации торгового зала, устроен отдельный вход с крыльцом на месте оконного проема с разборкой подоконных перегородок, устроено крыльцо, заменены окна, оштукатурена и окрашена в розовый цвет часть фасада здания в пределах квартиры. Разрешительной документации на реконструкцию жилого помещения не предоставлено (л.д.15). Выписка из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по переустройству, перепланировке, реконструкции жилых помещений, переводу жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, реконструкции нежилых помещений в жилых и нежилых зданиях, строениях, сооружениях на территории района при администрации Кировского района г.Волгограда не является разрешением на перевод жилого помещения в нежилое, а выдается для подготовки полного пакета документов.

ДД.ММ.ГГГГ комиссией при администрации Волгограда по решению вопросов о сносе (демонтаже) самовольных построек и освобождению самовольно занятых земельных участков на территории Волгограда принято решение о приведении в добровольном порядке квартиры <адрес> в состояние до реконструкции в течение 30 дней с момента получения уведомления с решением комиссии в установленном законом порядке.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Форма разрешения на строительство утверждена Постановлением Правительства РФ от 24. 11.2005 № 698 «О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию».

На основании пункта 5 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ, пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 1 части 6 статьи 39 Устава города-героя Волгограда выдача разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на территории Волгограда относится к полномочиям исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления Волгограда - администрации Волгограда.

Механизм получения разрешения на строительство в Волгограде определяется частями 7-15 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ и Постановлением администрации Волгограда от 26.07.2005 № 1339 «О временном порядке согласования выдачи разрешения на строительство в Волгограде». В частности пункт 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ устанавливает, что в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство с приложением установленного перечня документов.

Завершение таких работ по проведению реконструкции подтверждается разрешением на ввод в эксплуатацию, получаемым истцом в установленном порядке.

Однако при реконструкции квартиры <адрес> ответчики разрешение на строительство не получали и в нарушении требований законодательства Российской Федерации осуществили реконструкцию объекта без разрешения на строительство.

Кроме того, в нарушение ст. 36 ЖК РФ не было получено согласия всех собственников помещений в данном доме.

Согласно п.3 ст.25 ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» от 17.11.1995 года №169-ФЗ, лицо, виновное в строительстве или в изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство, обязано за свой счет осуществить снос (полную разборку) самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние.

Статья 12 ГК РФ устанавливает в качестве одного из способов защиты права восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.Полномочия органов местного самоуправления по выдаче разрешений на строительство является одним из элементов системы предупреждения причинения вреда жизни и здоровья граждан, а также окружающей природной среде.

Из технического заключения, составленного научно-производственным предприятием «П.2» следует, что все мероприятия по реконструкции и перепланировке, произведенные в помещении квартиры <адрес> носят возвратный характер. Путем восстановления перегородок по первоначальному проекту квартиры, заложив проемы в капитальных стенах, возникшие при реконструкции, восстановив инженерное и санитарно-техническое оборудование, возможно вернуть квартиру в первоначальное состояние. Мероприятие по восстановлению помещения квартиры в первоначальном состоянии не повлияют на состояние конструкций жилого дома и безопасность его эксплуатации, если будут выполнены квалифицированной строительной организацией, на основе разработанной и согласованной в установленном порядке проектной документации.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования администрации Волгограда к Сергеевой В.Г., Сергеевой В.В. о приведении самовольно реконструированного объекта в первоначальное состояние подлежат удовлетворению путем возложения на Сергееву В.Г., Сергееву В.В. привести реконструированный объект - квартиру, расположенную по адресу: <адрес> в первоначальное положение путем восстановления демонтированных перегородок, восстановления проема в несущей стене фасада здания, восстановить оконный проем, демонтировать устроенное крыльцо.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования администрации Волгограда к Сергеевой В.Г., Сергеевой В.В. о приведении самовольно реконструированного объекта в первоначальное состояние - удовлетворить.

Обязать Сергееву В.Г., Сергееву В.В. привести реконструированный объект - квартиру, расположенную по адресу: <адрес> в первоначальное положение путем восстановления демонтированных перегородок, восстановления проема в несущей стене фасада здания, восстановить оконный проем, демонтировать устроенное крыльцо.

В удовлетворении встречных исковых требований Сергеевой В.Г., Сергеевой В.В. к администрации Волгограда, администрации Кировского района Волгограда о сохранении помещения, расположенного по адресу: <адрес> в реконструированном состоянии - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Волгоградский областной суд через Кировский районный суд города Волгограда.

Судья - Л.В.Сорокина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200