Дело №2-2344/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд города Волгограда в составе:
Председательствующего судьи Сорокиной Л.В.
При секретаре Бакулиной В.С.
С участием истиц Сониной Т.И., Орловой Т.Г., Абушаевой Е.М., представителя ответчика - администрации Волгограда Антонова А.В., представителя третьего лица - администрации Кировского района г.Волгограда Щелянова Д.М., представителя третьего лица- Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда Стрелиной О.А., представителя третьего лица - Департамента муниципального имущества администрации Волгограда Гавриковой А.И.
Рассмотрев в открытом судебном заседании 8 ноября 2010 года в городе Волгограде гражданское дело по иску Сониной Т.И., Орловой Т.Г., Абушаевой Е.М. к администрации Волгограда о возложении обязанностей,
У С Т А Н О В И Л:
Сонина Т.И., Орлова Т.Г., Абушаева Е.М. обратились в суд с иском к администрации Кировского района г.Волгограда, администрации Волгограда, Муниципальному учреждению «Жилищно-коммунальное хозяйство Кировского района г.Волгограда» о признании бездействия незаконным, понуждении провести инструментальную экспертизу для определения пригодности домов <адрес2>, <адрес1> для проживания, их сноса. Свои требования мотивируют тем, что зарегистрированы и проживают в жилых домах <адрес2>, <адрес1>, постройки 1947 года. Указанные дома находятся в аварийном состоянии и не соответствуют санитарно-техническим нормам, установленным для проживания граждан. Согласно графика сноса аварийных домом, составленного в 1986 году, дом <адрес2> подлежал сносу в 1995 году, а дом <адрес1> в 1996 году. Они неоднократно обращались в различные муниципальные и государственные органы по вопросу признания многоквартирных домов <адрес2>, <адрес1> аварийным и подлежащим сносу, однако до настоящего времени ответчиками не принято решение по вопросу признания указанных многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, так как не проведена инструментальная экспертиза.
В ходе рассмотрения дела истицы Сонина Т.И., Орлова Т.Г., Абушаева Е.М. уточнили исковые требования, обратившись с иском к администрации Волгограда, просят понудить администрацию Волгограда обратиться в межведомственную комиссию с заявлением о признании аварийными и подлежащими сносу многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: <адрес2> и <адрес1>, обратиться в специализированную организацию для проведения обследования этих домов и впоследствии получения заключения экспертизы, от иска к администрации Кировского района Волгограда, МУ «ЖКХ Кировского района Волгограда» отказались, отказ от иска принят судом.
Истицы Сонина Т.И., Орлова Т.Г. Абушаева Е.М. и их представитель Толстиков С.В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивали.
Представитель ответчика - администрации Волгограда Антонов А.В. в судебном заседании исковые требования не признал.
Представитель третьего лица - администрации Кировского района Волгограда Щелянов Д.М. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился.
Представителя третьего лица - Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда Стрелина О.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась.
Представитель третьего лица - Департамента муниципального имущества администрации Волгограда Гаврикова А.И. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась.
Представитель третьего лица - Департамента финансов администрации Волгограда в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица - Комитета муниципального заказа администрации Волгограда в судебное заседание не явился, причина неявки не установлена, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица - МУ «ЖКХ Кировского района Волгограда» в судебное заседание не явился, причина неявки не установлена, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав истиц, представителя ответчика, приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст.14 Жилищного кодекса РФ:
1. К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:
1) учет муниципального жилищного фонда;
2) установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
4) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;
5) предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
6) принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения;
7) согласование переустройства и перепланировки жилых помещений;
8) признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;
9) осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
9.1) определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений;
10) иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
2. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге указанные в части 1 настоящей статьи полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, если иное не предусмотрено законами данных субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.3 ст.30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
На основании ч.1 ст.36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ст.39 Жилищного кодекса РФ:
1. Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
2. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
3. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются перечни мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно.
В соответствии с п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года №491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
б) освещение помещений общего пользования;
в) обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования;
г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;
е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;
ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Из п.14 указанных Правил следует, что результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (далее - акт осмотра).
В соответствии с п.17 указанных Правил собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Согласно п.2 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47 Действие настоящего положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Из п.7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47 признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
В силу п.42 указанного Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
На основании п.44 указанного Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:
прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;
определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;
работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;
составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;
принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;
передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
Согласно п.45 указанного Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы:
нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение;
план жилого помещения с его техническим паспортом, а для нежилого помещения - проект реконструкции нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением.
Для признания многоквартирного дома аварийным также представляется заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома.
По усмотрению заявителя также могут быть представлены заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания.
В случае если заявителем выступает орган, уполномоченный на проведение государственного контроля и надзора, в комиссию представляется заключение этого органа, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить указанные документы.
Согласно п.46 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47 для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы:
нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение;
план жилого помещения с его техническим паспортом, а для нежилого помещения - проект реконструкции нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением.
Для признания многоквартирного дома аварийным также представляется заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома.
По усмотрению заявителя также могут быть представлены заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания.
В случае если заявителем выступает орган, уполномоченный на проведение государственного контроля и надзора, в комиссию представляется заключение этого органа, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить указанные документы.
Согласно п.47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47 по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.08.2007 N 494)
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.
В соответствии с п.2 Положения о районной межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 06.05.2006 года №1043 в компетенцию районной межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов (далее - комиссия) входят оценка соответствия жилых помещений, установленным законодательством требованиям, рассмотрение вопросов о признании жилых помещений муниципального жилищного фонда пригодными (непригодными) для проживания, а также о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу.
В соответствии с п.11 Положения о районной межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 06.05.2006 года №1043 для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признании многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы:
нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение;
план жилого помещения с его техническим паспортом, а для нежилого помещения - проект реконструкции нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением;
для признания многоквартирного дома аварийным также предоставляется заключение специализированной организации, проводящей обследование помещения или дома;
заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания (по усмотрению заявителя).
В случае если заявителем выступает орган, уполномоченный на проведение государственного контроля и надзора, в комиссию представляется заключение этого органа. После рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить указанные документы.
Согласно п.1.8 Правил и норм технической эксплуатации, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года №170 техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя:
Управление жилищным фондом:
а) организацию эксплуатации;
б) взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками;
в) все виды работы с нанимателями и арендаторами.
Техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий:
а) техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное;
б) осмотры;
в) подготовка к сезонной эксплуатации;
г) текущий ремонт;
д) капитальный ремонт.
Санитарное содержание:
а) уборка мест общего пользования;
б) уборка мест придомовой территории;
в) уход за зелеными насаждениями.
В судебном заседании установлено, что Сонина Т.И. является нанимателем комнат №1,2,3.4,8 в доме <адрес2>, Орлова Т.Г. проживает и зарегистрирована в комнатах №10,12,17 в доме <адрес2>, а Абушаева Е.М. является собственником комнат №5,6 дома <адрес1> (л.д.130-132).
В 1986 году <П.> провело обследование домов, установлен график сноса дома <адрес2> в 1995 году, а дома <адрес1> в 1997 году (л.д.9, 10).
Истицами представлено экспертное заключение общественной палаты Волгоградской области от 01.04.2010, однако доказательств, подтверждающих полномочия и статус экспертов суду не представлено, а, кроме того, данное заключение от 01.04.2010 года не может являться основанием для удовлетворения требований именно об обращении с заявлением о признании аварийными и подлежащими сносу домов и об обращении в специализированную организацию для проведения обследования, так как наличие данного заключения не может являться основанием для обращения в Межведомственную комиссию и специализированную организацию для обследования. Комиссионным обследованием, актом совместного обследования от 08.02.2010 года, заключением Государственной жилищной инспекцией подтверждается факт несоответствия домов техническим и санитарным нормам, предъявляемым к жилым помещениям, сведений о признании этих домов в 1986 году аварийными, не имеется.
На основании постановления администрации Волгограда от 29.12.2001 года №, общежития <адрес2> и <адрес1> приняты в муниципальную собственность Волгограда от <П.> (л.д.40), а согласно распоряжения Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса от 29.12.2001 года №, указанные общежития приняты в оперативное управление МУ «ЖКХ Кировского района г.Волгограда» (л.д.41).
Государственной жилищной инспекцией Волгоградской области 04.07.2008 года проведена инспекционная проверка общежития <адрес2>. По результатам проведенной проверки, по фактам выявленных нарушений правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений, в отношении МУ «ЖКХ Кировского района г.Волгограда» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях № от 07.07.2008 года и выдано предписание по устранению выявленных нарушений. МУ «ЖКХ Кировского района г.Волгограда» является лицом, ответственным за своевременность выполнения указанных мероприятий. Контроль за сроками исполнения предписания осуществляется Госжилинспекцией. Учитывая, что в результате проверки выявлены нарушения, которые могут привести к снижению допустимого уровня надежности здания и создать угрозу безопасности жизни и здоровью граждан, Государственной жилищной инспекцией Волгоградской области составлено Заключение от 08.07.2008 года № и направлено в адрес Главы администрации Кировского района г.Волгограда для рассмотрения вопроса и принятия решения о признании жилого дома в <адрес2> непригодным (пригодным) для проживания, в порядке, предусмотренном требованиями «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47 ( л.д.108-109).
Администрацией Кировского района г.Волгограда направлено в адрес МУ «ЖКХ Кировского района г.Волгограда» письмо о включении в план 2009 года проведение проектно-изыскательских работ и подготовку экспертного заключения специализированной организацией по <адрес2> (л.д.88).
МУ «ЖКХ Кировского района г.Волгограда» составлен перечень объектов которые необходимо обследовать в 2009 году специализированными организациями, получить экспертные заключения и проектно-сметную документацию для выполнения капитального ремонта. В связи с тем, что сметой расходов на жилищно-коммунальное хозяйство Кировского района в 2009 году указанная сумма не предусмотрена, указанный перечень был направлен администрации Кировского района г.Волгограда для выделения денежных средств (л.д.21, 22).
В ходе совместной проверки прокуратуры Кировского района г.Волгограда со специалистом государственной жилищной инспекции Волгоградской области и представителем МУ «ЖКХ Кировского района г.Волгограда» в марте 2009 года установлены нарушения жилищного законодательства и правил эксплуатации жилого фонда, а именно кровли домов <адрес2>, <адрес1> не соответствуют правилам содержания и ремонта жилых домов и находятся в неудовлетворительном состоянии. Администрацией Кировского района г.Волгограда была создана комиссия, которая после визуального осмотра сделала заключение о том, что дома изношены на 70% и необходимо провести инструментальную экспертизу за счет МУ «ЖКХ Кировского района». Однако на момент проверки инструментальная экспертиза не проведена (л.д.14).
Согласно письма администрации Кировского района г.Волгограда от 15.04.2009 года, в соответствии с Постановлением администрации Волгограда от 06.05.2006 года №1043 «О делегировании полномочий по оценке состояний жилых помещений муниципального жилищного фонда, частных жилых помещений и многоквартирных домов администрациями районов», районной межведомственной комиссией проведены многочисленные проверки ветхого жилищного фонда, которые подтвердили предаварийное состояние обследованных домов. Однако для признания многоквартирного дома непригодным для проживания и подлежащим сносу или реконструкции требуется заключение экспертной организации. В связи с этим межведомственной комиссией приняты решения о необходимости заключения договоров с экспертными организациями через МУ «ЖКХ Кировского района г.Волгограда», для получения рекомендация специализированной организации о дальнейшей эксплуатации жилых домов. В указанном письме содержится просьба оказать содействие в выделении дополнительных целевых средств в 2009 году для проведения экспертиз состояния ветхих и проблемных жилых домов (л.д.20).
По запросу департамента ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда, 31.07.2009 года МУ «ЖКХ Кировского района г.Волгограда» были направлены укрупненные сметные расчеты на проведение обследования, выполнение проектно-изыскательских работ и получение заключений по жилым домам Кировского района с целью предотвращения аварийных ситуаций (л.д.43, 44-45).
Из сообщений администрации Кировского района г.Волгограда от 26.01.2010 года, 27.01.2010 года следует, что дома <адрес2>, <адрес1> относятся к категории аварийных, однако из-за отсутствия финансирования заключение специализированной организации по ним отсутствует (л.д.23, 24).
В ходе комиссионного обследования общежитий <адрес2>, <адрес1>, проведенного 08.02.2010 года МУ «ЖКХ Кировского района г.Волгограда» было установлено следующее:
- на шиферных кровлях в отдельных местах имеются трещины, в результате чего во время осадков и таяния снега происходит затекание в чердачное помещение, комнаты и места общего пользования;
- в фасадной части зданий наблюдаются отслоения штукатурного слоя, выветривание цементного раствора и кирпичной кладки, на установленных в 2008 году маяках наблюдаются трещины;
- на балконах наблюдается отслоение штукатурного слоя и оголение арматуры;
- в отдельных местах между отмосткой и стеной образовался зазор шириной до 2 см.;
- в местах общего пользования и комнатах наблюдается деформация полов;
- в общежитии <адрес2> в туалете на стене имеется сквозная трещина, на побелке образовались темные пятна;
- наблюдается деформация нескольких окон и дверей, отслоение масляной краски;
Стороны в судебном заседании подтвердили, что в собственности у жильцов дома <адрес2> и дома <адрес1> Волгограда имеются жилые помещения, в том числе у истицы Абушаевой Е.М., таким образом, строительные конструкции многоквартирных жилых домов являются общим имуществом, принадлежащих собственникам помещений. Доводы истиц об отсутствии денежных средств у них и у остальных жильцов этих домов на проведение обследования в этих домах суд считает не являющимися основанием для удовлетворения иска, так как бремя содержания принадлежащего ему имущества должен нести его собственник соразмерно его доли в праве общей собственности, а согласно Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества включает также и осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства РФ, требованиям безопасности жизни и здоровья граждан. Таким образом, обязанность на администрацию Волгограда об обращении к специализированной организации для проведения обследования домов и впоследствии получения заключения экспертизы не может быть возложена, так как в данных домах имеются и другие собственники, а кроме того, истицам неоднократно разъяснялось право на уточнение и изменение исковых требований, однако, они заявили требования об обращении в специализированную организацию, не указав, в какую именно организацию, что делает решение неисполнимым, а, следовательно, согласно п.11 Постановления Пленума Верховного суда РФ «О судебном решении» от 19.12.2003 года №23 требования не подлежат удовлетворению. Обязанность проведения инструментального обследования домов в зависимости от способа управления домом возлагается либо на собственников помещений, либо на ТСЖ, управляющую организацию, каковыми ответчик - администрация Волгограда не является. Кроме того, администрация Волгограда делегировала администрациям районов Волгограда полномочия по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов в соответствии с постановлением администрации Волгограда от 06.05.2006 года №. Таким образом, оснований для возложения на администрацию Волгограда обязанности обращения в специализированную организацию для проведения обследования и получения заключения экспертизы не имеется. Действующим гражданским и жилищным законодательством не предусмотрена возможность возложения обязанности на администрацию Волгограда в специализированную организацию для проведения обследования и получения заключения, такового способа защиты прав не предусмотрено, а помимо этого администрацией Волгограда не нарушаются права и законные интересы истиц, им не создаются препятствия в реализации своих прав на обращение в специализированную организацию по данному вопросу. Многоквартирные дома <адрес2>, <адрес1> являлись общежитиями, принадлежащими <П.>, состоящими на балансе <П.>, однако, в 1995-1997 годах дома не были снесены, что не оспаривалось участниками судебного разбирательства а постановлением администрации Волгограда от 29.12.2001 года № приняты в муниципальную собственность и переданы в оперативное управление МУ «ЖКХ Кировского района Волгограда», которое является управляющей компанией этих домов, что также не оспаривалось участниками судебного разбирательства и подтверждается сообщением МУ «ЖКХ Кировского района Волгограда» (л.д.34-37). Собственник, наниматель жилых помещений в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47 имеют право на обращение в орган местного самоуправления с заявлением о признании дома непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу, таким образом, граждане, являющиеся собственниками, нанимателями жилых помещений, каковыми являются истицы, вправе обратиться с заявлением о признании домов аварийными и подлежащими сносу, ответчиком - администрацией Волгограда не нарушаются в этой части права и законные интересы истиц. А, кроме того, уже на основании обращения жильцов дома <адрес2> заключением Государственной жилищной инспекции Волгоградской области от 04.07.2008 года № выявлены нарушения и повреждения конструкций и оснований дома <адрес2>. Межведомственной комиссией на основании заключения Государственной жилищной инспекции Волгоградской области и осмотра домов было принято решение о проведении дополнительного обследования дома <адрес2>, также на основании заявлений жильцов дома <адрес1> Государственной жилищной инспекцией Волгоградской области (л.д.201) составлено заключение от 01.06.2010 года №, на основании которого 12.07.2010 года межведомственной комиссией (л.д.199) принято заключение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик в соответствие с требованиями, установленными в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47 и после его завершения продолжения процедуры оценки. Истцами также заявлены требования об обращении в Межведомственную комиссию с заявлением о признании аварийными и подлежащими сносу домов, однако судом установлено, что Межведомственной комиссией уже рассматривались вопросы пригодности (непригодности) для проживания, аварийности, сноса, ремонта указанных домов.
Многоквартирные дома <адрес2>, <адрес1> являлись общежитиями, принадлежащими <П.>, состоящими на балансе <П.>, однако, в 1995-1997 годах дома не были снесены, что не оспаривалось участниками судебного разбирательства а постановлением администрации Волгограда от 29.12.2001 года № приняты в муниципальную собственность и переданы в оперативное управление МУ «ЖКХ Кировского района Волгограда», которое является управляющей компанией этих домов, что также не оспаривалось участниками судебного разбирательства и подтверждается сообщением МУ «ЖКХ Кировского района Волгограда» (л.д.34-37).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований Сониной Т.И., Орловой Т.Г., Абушаевой Е.М. к администрации Волгограда об обращении в Межведомственную комиссию с заявлением о признании аварийными и подлежащими сносу многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: <адрес2> и <адрес1>, о понуждении администрации Волгограда обратиться в специализированную организацию для проведения обследования многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: <адрес2> и <адрес1> и впоследствии получения заключения экспертизы удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Сониной Т.И., Орловой Т.Г., Абушаевой Е.М. о понуждении администрации Волгограда обратиться в межведомственную комиссию с заявлением о признании аварийными и подлежащими сносу многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: <адрес2> и <адрес1>, о понуждении администрации Волгограда обратиться в специализированную организацию для проведения обследования многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: <адрес2> и <адрес1> и впоследствии получения заключения экспертизы - отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Кировский районный суд г.Волгограда в течение 10 дней.
Судья - Л.В.Сорокина