Дело №2-3315/2010
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
Кировский районный суд г.Волгограда в составе:
Председательствующего судьи Асатиани Д.В.
При секретаре Поповой Ю.С.
С участием истца Султыгова Я.А., представителей третьего лица - Волгоградской КЭЧ района Трубенко Т.А., Гребенюк О.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании 3 декабря 2010 года в городе Волгограде гражданское дело по иску Султыгова Я.А. к администрации Волгограда о признании права пользования жилым помещением, понуждении к заключению договора социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Султыгов Я.А. обратился в суд с иском к ответчику о признании права пользования жилым помещением квартирой <адрес> понуждении к заключению договора социального найма.
Свои требования мотивирует тем, что он является военнослужащим войсковой части №. Решением жилищной комиссии по войсковой части № ему была распределена квартира <адрес>. Ранее вышеуказанную квартиру занимал военнослужащий ФИО, который выехал к новому месту службы. В настоящее время он проживает в вышеуказанном жилом помещении, однако, он не имеет возможности оплачивать за найм и коммунальные услуги, зарегистрироваться по месту жительства, так как местом его регистрации указана войсковая часть №. В ноябре 2009 года он обратился в администрацию Волгограда с заявлением о заключении с ним договора социального найма жилого помещения - <адрес>, однако ему было отказано. Полагает данный отказ незаконным и необоснованным, так как в рамках обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жильем из государственного или муниципального жилищного фонда законодательством предусмотрено право указанной категории граждан на повторное заселение жилых помещений. В соответствии с п.5 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам из семей.
Истец Султыгов Я.А. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал, просил суд признать за ним право пользования жилым помещением - <адрес>, обязать администрацию Волгограда заключить с ним договор социального найма данного жилого помещения.
Представитель ответчика администрации Волгограда в судебное заседание не явился, представил возражения по существу исковых требований, в котором указал, что жилое помещение - <адрес> принята в муниципальную собственность на основании постановления администрации Волгограда от 10.09.2003 №. 13.10.2009 года жилищной комиссией войсковой части № принято решении о необходимости предоставления жилой площади Султыгову Я.А. по адресу: <адрес> на состав семьи из 1 человека, как нуждающемуся в жилой площади. Вместе с тем в соответствии со ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Правом предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда обладает только администрация Волгограда, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления. Вместе с тем, истец не состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Таким образом, основания для предоставления истцу квартиры по адресу: <адрес> по договору социального найма отсутствуют. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представители третьего лица - Волгоградской КЭЧ района - Трубенко Т.А., Гребенюк О.В. в судебном заседании поддержали исковые требования Султыгова Я.А.
Суд, выслушав истца Султыгова Я.А., представителей третьего лица Трубенко Т.А., Гребенюк О.В., исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям:
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11).
Согласно ч.1 ст. 40 Конституции РФ - каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно п.1 ст.15 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
В соответствии с п.5 ст.15 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Судом установлено, что Султыгов Я.А. является военнослужащим, проходит службу в войсковой части №, что подтверждается выпиской из послужного списка личного дела (л.д.-12), справкой (л.д.-15)
Султыгов Я.А. является нуждающимся в жилой площади и согласно списка распределения жилой площади по войсковой части № (л.д.-13), состоял в очереди нуждающихся в жилых помещения.
Квартиру <адрес> занимал военнослужащий ФИО, который освободил ее в связи с убытием к новому месту службы, что подтверждается корешком справки о сдаче спорного жилого помещения № от 29.09.2009 года (л.д.27).
Согласно Постановления Администрации Волгограда №1111 от 10.09.2003г., в муниципальную собственность Волгограда от Волгоградской квартирно-эксплуатационной части района принят жилищный фонд и объекты жилищно-коммунального назначения, расположенных <адрес>, в том числе жилой дом <адрес>, что подтверждается характеристикой жилых помещений (квартир), расположенных <адрес>, принимаемых в муниципальную собственность Волгограда от Волгоградской КЭЧ района.
Из сообщения Управления Федеральной регистрационной службы по Волгоградской области от 09.10.2009 года следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах Султыгова Я.А. (л.д.11).
Согласно справки ФГУ «Волгоградская КЭЧ района» Министерства Обороны России №5657 от 18.11.2010 года Султыгов Я.А. участником целевой программы «ЖИЛИЩЕ» на 2002-2010 годы не становился, государственный жилищный сертификат не получал (л.д.29).
13 октября 2009г. на заседании жилищной комиссии войсковой части № истцу Султыгову Я.А. была выделена квартира <адрес>, что подтверждается протоколом № 5 от 13.10.2009г. (л.д. -14).
Истец Султыгов Я.А. с указанного времени проживает в данной квартире, несет расходы по ее содержанию, что не оспаривалось при рассмотрении дела.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что истец Султыгов Я.А. вселен в спорную квартиру на законных основаниях, фактически использует данную квартиру по договору социального найма.
Доводы Администрации г.Волгограда о том, что предоставление жилых помещений (а равно и повторные заселения) освобожденных военнослужащими жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, другими военнослужащими и членами их семей, ограничивает тем самым право местного самоуправления владеть пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью, суд считает несостоятельными, противоречащими требованиям Федерального законодательства, так же позиции Конституционного суда РФ.
Согласно определения Конституционного суда № 453-ОГ от 25.12.2003г. «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации муниципального образования «Сертолово» Ленинградской области на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 5 статьи 15 федерального закона «О статусе военнослужащих» - военная служба, по смыслу ст.59 и 71 (пункт «т») Конституции РФ, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающихся в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. В развитие названных конституционных положений ФЗ «О статусе военнослужащих» устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан РФ, уволенных с военной службы и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище (ст.40 Конституции РФ), в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения.
Жилищный фонд социального использования предназначен для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в жилище. Осуществляя регулирование отношений связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе и военнослужащим.
Возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другими военнослужащим и членами их семей, оспариваемые положения п.5 ст. 15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих не исключает участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья, при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается.
Однако, несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Как установлено при рассмотрении дела истец Султыгов Я.А. на основании решения жилищной комиссии, вселился спорную квартиру, несет расходы по ее содержанию, суд приходит к выводу о том, что он приобрел право пользования данной квартирой, оснований для отказа в заключении договора социального найма жилого помещения не имеется.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что жилое помещение по адресу: <адрес>, относящееся к муниципальному жилищному фонду, предоставлено истцу в соответствии с положениями пункта 5 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в связи с чем, истец занимает спорное жилое помещение на законных основаниях.
Согласно ч.1,3 ст.49 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что отказ ответчика в заключении с истцом договора социального найма спорного жилого помещения муниципального жилищного фонда является незаконным. Султыгов Я.А. вселен и проживает в спорной квартире с 2009 года, несет расходы по ее содержанию.
При таких обстоятельствах исковые требования Султыгова Я.А. о признании за ним права пользования жилым помещением, понуждении к заключению договора социального найма обоснованны и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Султыгова Я.А. к администрации Волгограда о признании права пользования жилым помещением, понуждении к заключению договора социального найма - удовлетворить.
Признать за Султыговым Я.А. право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию Волгограда заключить с Султыговым Я.А. договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Волгоградский областной суд через Кировский районный суд г.Волгограда.
Судья - Д.В. Асатиани