О признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии и обязании включения периодов работы в специальный стаж



Дело № 2-446/2011

                                      Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Кировский районный суд города Волгограда в составе:

Председательствующего судьи - Сорокиной Л.В.

При секретаре - Бакулиной В.С.,

С участием истицы Черноивановой А.А., представителя ответчика -Шаркова В.Г.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании 11.02.2011 года в городе Волгограде гражданское дело по иску Черноивановой     А.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Кировском районе г.Волгограда (УПФР в Кировском районе г.Волгограда) о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии и обязании включения периодов работы в специальный стаж,

У С Т А Н О В И Л:

Черноиванова А.А. обратилась в суд с вышеуказанными исковыми требованиями к ответчику -УПФР в Кировском районе г.Волгограда, мотивируя тем, что она обратилась в УПФР в Кировском районе г. Волгограда с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, так как проработала 25 лет преподавателем в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Однако, решением от <ДАТА> ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности. С указанным решением она не согласна, считает его незаконным. Просит признать незаконным решение ответчика об отказе      ей в назначении     досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность по причине отсутствия 25-летнего специального стажа; включить в специальный стаж период работы с <ДАТА> по <ДАТА> в должности (ДОЛЖНОСТЬ 1) в (УЧРЕЖДЕНИЕ 1); обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии.

Истица Черноиванова А.А. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований.

Представитель Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Кировском районе г.Волгограда (УПФР в Кировском районе г.Волгограда) Шарков В.Г. в судебном заседании иск не признал.

Представитель третьего лица - МОУ     «Детская школа искусств №1 Волгограда» в судебное заседание не явился, о дне слушания был извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав истицу, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского и пенсионного дела, считает требования Черноивановой А.А. обоснованными и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.15 Конституции РФ - Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.17 в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии ч.ч.1,2 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно ст.28 п.10 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года №173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона - лицам,        не менее 25 лет, осуществляющим педагогическую деятельность     государственных и муниципальных учреждений для детей, независимо от возраста.

Согласно ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года №173-ФЗ трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

В судебном заседании установлено, что <ДАТА> Черноиванова А.А. обратилась в УПФР в Кировском районе г.Волгограда с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

<ДАТА>     УПФР в Кировском районе г.Волгограда отказал Черноивановой А.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность по причине отсутствия 25 лет     специального стажа. В специальный стаж истицы засчитано 23 года 2 месяца 19 дней и не засчитано 5 лет 1 месяцев 27 дней, в том числе не засчитан спорный период, а именно - с <ДАТА> по <ДАТА> и отказ в этой части мотивирован тем, что при работе в должности (ДОЛЖНОСТЬ 1) в (УЧРЕЖДЕНИЕ 1) не выполнялась норма рабочего времени (педагогическая или учебная нагрузка), установленная за ставку заработной платы, что не соответствует п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Однако, Постановлением Конституционного Суда от 29.01.2004 года установлено, что ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе, в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.

Согласно ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ст.ст.15,19,39,55 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту… и в иных случаях, установленных законом. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу,     прямое действие. Законы и иные правовые     акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Равенство прав и свобод гарантируется     без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

Согласно постановления Пленума Верховного Суда РФ №25 от 20.12.2005 года     «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении     дел, связанных с реализацией     гражданами права на трудовые пенсии» необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Судом установлено, что (УЧРЕЖДЕНИЕ2) существовала       при ()УЧРЕЖДЕНИЕ 3 до <ДАТА>, а с <ДАТА> в связи с реорганизацией (приказ от <ДАТА> по городскому отделу      культуры) при школе искусств. Черноиванова А.А. работала      в должности (ДОЛЖНОСТЬ 1) в (УЧРЕЖДЕНИЕ2) с <ДАТА>. С <ДАТА> (УЧРЕЖДЕНИЕ2) реорганизована в отделение самоокупаемости     при школе искусств (приказ от <ДАТА>). С <ДАТА> школа искусств переименована в Детскую школу искусств на основании приказа от <ДАТА> по управлению     культуры администрации Волгограда.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 года №555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа     для установления трудовых пенсий» основным документом,      подтверждающим период работы, является трудовая книжка.

Согласно записи в трудовой книжке Черноивановой А.А. ее профессия значится как (ДОЛЖНОСТЬ 2) <ДАТА> Черноивановой А.А. присвоен 12 разряд преподавателя и концертмейстера, а затем 2 квалификационная     категория преподавателя и концертмейстера.

Доводы УПФ о том, что концертмейстерская нагрузка истицы не может суммироваться с ее педагогической нагрузкой суд считает несостоятельными по следующим основаниям.

Право работы по двум специальностям предоставлено истице     в соответствии с полученной ею профессией (специальностью). Правомерность     существующей     по настоящее время     практики в трудовой книжке нескольких функций, выполняемых работником, подтверждается Инструктивным письмом государственного Комитета СССР по народному     образованию от <ДАТА> «О применении действующих условий работы по совместительству в школах, внешкольных и дошкольных учреждениях, средних специальных и профессионально-технических заведениях» -п.п.2,3. Согласно п.8 Положения об условиях работы по совместительству (утвержденному     Госкомтруда ССР, Минюста ССР и Секретариата ВЦСПС от 09.03.1989 года №81/604-К-З/6-84), не считаются      совместительством, работой учителей и преподавателей школ, средних специальных,     профессионально-технических и других учебных заведений, приравненных к ним по оплате труда работников, концертмейстеров и аккомпаниаторов учебных заведений по подготовке работников искусств и музыкальных отделений (факультетов) других вызов, в том же     учебном заведении сверх установленной нормы учебной нагрузки, педагогическая     работа и работа по руководству кружками в том же учебном заведении, дошкольном, внешкольном или другом детском учреждении. Пунктом 12 определяется, что выполнение     работ, указанных в пункте 8, осуществляется     в зависимости от характера работ, как в основное рабочее время, так и за его пределами. Данные условия      соответствуют условиям совмещения профессий (должностей) и не противоречит трудовому законодательству. Период с <ДАТА> по <ДАТА> законодателем не был урегулирован порядок включения времени работы в должности музыкального руководителя в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. С принятием Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, данный пробел законодателем в пределах своих полномочий ликвидирован путем указания в пункте 5 на возможность включения в льготный стаж такой работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа. Должностной инструкцией истицы подтверждается факт того, что истица выполняет аналогичную работу по обеим должностям: концертмейстера и преподавателя, ответчик данный факт не оспаривает.

Таким образом, судом установлено (на основании справки от <ДАТА> (УЧРЕЖДЕНИЕ 1) Комитета по делам культуры администрации Волгограда, которая не оспаривается сторонами в судебном заседании), в период с <ДАТА>     по <ДАТА> истица работала в должности (ДОЛЖНОСТЬ 1) в (УЧРЕЖДЕНИЕ 1) - с совмещением двух различных должностей с различными наименованиями и одинаковыми функциями: «(ДОЛЖНОСТЬ 2) ее     ежемесячная      преподавательская     и концертмейстерская     нагрузки в спорный период составляли ежемесячно : декабрь 2008г. -август 2009г. 40ч. -по младшим классам (0,42), 12 часов по старшим классам (0,17), 80 часов -концертмейстерская нагрузка(0,83), что при сложении 0,42+0,17+0,83=1,42 - составляет более одной ставки ( с учетом объема нагрузки на ставку по младшим -96 часов, по старшим-72 часа, по концертмейстерским- 96 часов); с сентября 2009г. по август 2010г.: по младшим- 36ч., по старшим-30ч., по концертмейстерским-68-72ч., что также при сложении 0,38+0,42+0,75=1,55, 0,38+0,42+0,7=1,5 составляет более одной ставки; за период с января 2010г. по август 2010г.: по младшим классам-36ч., по старшим-30ч., по концертмейстерским -72ч., что при сложении 0,38+0,42+0,7=1,55-более 1 ставки, за период с сентября 2010г. по ноябрь 2010г.: по младшим -58ч., по старшим -16ч., по концертмейстерским- 82-90ч., что при сложении 0,6+0,22+0,83=1,65, 0,6+0,22+0,9=1,70, что также составляет более 1 ставки.

Постановление Совета Министров от 6 сентября 1991 года № 463, пункт 2 которого предусматривает включение в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования всех видов педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждения,

Постановление № 463 предусматривает включение в специальный стаж работу во всех видах педагогической деятельности. Так, Письмом Министерства культуры РФ     от 24.05.1993 года «О наименовании должностей педагогических работников детских, музыкальных, художественных школ и школ искусств» установлено тождество наименований должностей и в связи с указанным порядком: «педагогами (преподавателями) дополнительного образования являются: руководители кружков, секций, студий и других аналогичных учреждений».

Кроме того, нормативным актом, регулирующим вопрос пенсионного обеспечения лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в учреждениях для детей является Постановление Правительства от 29 октября 2002 года № 781, которым утвержден Список и Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии. Разделом 4 указанных Правил предусмотрено, что периоды выполнявшейся до <ДАТА> работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в специальный стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической и учебной нагрузки), а с <ДАТА> - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы (должностной оклад). Данное условие выполнения нормы рабочего времени нашло свое подтверждение, следовательно,     вышеуказанный спорный период     подлежат включению в специальный стаж истицы.

Кроме того, решением Кировского районного суда г.Волгограда от <ДАТА> уже рассматривались исковые требования Черноивановой А.А. об обязывание включение     периодов работы в специальный стаж и судом включен в спецстаж период 6 лет 7 месяцев 22 дня, установлено, что истица выполняет аналогично работу по должности (ДОЛЖНОСТЬ 2) и в льготный стаж с учетом этого обстоятельства включена часть из указанного периода в связи с суммарным подсчетом нагрузки по двум этим должностям. Указанное решение суда вступило в законную силу.

Таким образом, отказ ответчика во включении в стаж Черноивановой А.А., дающий      право для назначения      досрочной трудовой пенсии периода с <ДАТА>     по <ДАТА> -работа в должности (ДОЛЖНОСТЬ 2) в (УЧРЕЖДЕНИЕ 1) является неправомерным, незаконным и не соответствует требованиям пенсионного законодательства и Конституции РФ.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанный период работы истицы является педагогической деятельностью и подлежит включению в стаж, дающий право на назначение     досрочной трудовой пенсии     в связи с педагогической деятельностью, имеется условие выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

В соответствии со ст.55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться     законы,      отменяющие или умаляющие права     и свободы     человека и гражданина.

Учитывая, что ответчиком включены в специальный трудовой стаж истицы 23 года 2 месяца 19 дней, в судебном заседании нашел свое подтверждение период работы истицы, подлежащие включению в специальный трудовой стаж - 1 года 10 месяцев 19 дней, следовательно, специальный стаж истицы Черноивановой А.А. составляет 23 года 2 месяца 19 дней + 1 год 10 месяцев 19 дней = 25лет 1 месяц 7 дней.

С учетом вышеизложенного, трудовой стаж истицы в льготном исчислении на момент подачи заявления, то есть <ДАТА> составлял более 25 лет, что является основанием для назначения пенсии ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по Кировскому району г.Волгограда Черноивановой А.А., как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

       При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Черноивановой А.А.       о включении в специальный трудовой стаж периодов работы педагогической деятельности, дающей право      на назначение     досрочной трудовой пенсии по старости и назначении досрочной трудовой пенсии по старости подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика также подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

                                                                    Р Е Ш И Л:

Исковые требования Черноивановой     А.А. -удовлетворить.

Признать решение Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Кировском районе г.Волгограда (УПФР в Кировском районе г.Волгограда)     от <ДАТА> об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости - незаконным в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и не включения периода работы Черноивановой А.А. в стаж педагогической деятельности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости: с <ДАТА>     по <ДАТА> -работа в должности (ДОЛЖНОСТЬ 2) в (УЧРЕЖДЕНИЕ 1)

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда по Кировскому району г.Волгограда включить в специальный трудовой стаж педагогической деятельности Черноивановой     А.А., дающей право      на назначение     досрочной трудовой пенсии по старости, период работы с <ДАТА>     по <ДАТА> - в должности (ДОЛЖНОСТЬ 2) в (УЧРЕЖДЕНИЕ 1)

Возложить на Управление пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Кировском районе г.Волгограда (УПФР в Кировском районе г.Волгограда) обязанность назначить Черноивановой А.А. досрочную трудовую пенсию по старости с <ДАТА>.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ по Кировскому району г.Волгограда государственную пошлину в доход государства в размере 200 (двести рублей.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Волгоградский областной суд через Кировский районный суд города Волгограда.

Судья -

-32300: transport error - HTTP status code was not 200