О признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии и обязании включения периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной трудовой пенсии



Дело № 2-258/2011

                                      Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Кировский районный суд г. Волгограда в составе:

Председательствующего судьи Сорокиной Л.В.

При секретаре Бакулиной В.С.

Рассмотрев в открытом судебном заседании 7 февраля 2011 года в городе Волгограде гражданское дело по иску Чернокозовой О.А. к Управлению пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Кировском районе г.Волгограда (УПФР в Кировском районе г.Волгограда) о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии и обязании включения периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Чернокозова О.А. обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Кировском районе г.Волгограда (УПФР в Кировском районе г.Волгограда) с вышеуказанными требованиями, мотивируя тем, что решением комиссии по назначению пенсий Управления пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Кировском районе г.Волгограда (УПФР в Кировском районе г.Волгограда) в Кировском районе Волгограда от от <ДАТА> ей было отказано в назначении     досрочной трудовой пенсии по старости, так как ей не включены в специальный трудовой стаж периоды работы: с <ДАТА> по <ДАТА> - период ухода за ребенком до исполнения ему 1,5 лет; с <ДАТА> по <ДАТА> - период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до исполнения им 3 лет; с <ДАТА> по <ДАТА>, с <ДАТА> по <ДАТА> - период нахождения на курсах повышения     квалификации с отрывом от производства; с <ДАТА> по <ДАТА> - период нахождения на курсах повышения квалификации без отрыва от производства; с <ДАТА> по <ДАТА>. Просит суд признать решение Управлению пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Кировском районе г.Волгограда (УПФР в Кировском районе г.Волгограда) от <ДАТА> об отказе в назначении     досрочной трудовой пенсии по старости незаконным; обязать Управлению пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Кировском районе г.Волгограда (УПФР в Кировском районе г.Волгограда) включить указанные периоды в специальный стаж, дающий право     на досрочное     назначение досрочной трудовой пенсии по старости и назначить ей     досрочную трудовую пенсию.

Истица Чернокозова О.А. в судебном заседании настаивал на иске, уточнив требования, отказалась включения в специальный трудовой стаж периода с <ДАТА> по <ДАТА>.

Представитель истицы Черная А.В. в судебное заседание не явилась, причина неявки не установлена, о дне слушания дела извещена надлежащим образом.

Представители ответчика - Управления пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Кировском районе г.Волгограда (УПФР в Кировском районе г.Волгограда) Лазарева Т.М., Григина А.А. в судебном заседании      исковые требования не признали.

Суд, выслушав участников судебного разбирательства, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования Чернокозовой О.А. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ч.2 ст.6 Конституции РФ каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией

В соответствии с ч.1 ст.15 Конституции РФ Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.17 в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

По смыслу ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии ч.ч.1,2 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Как следует из ст.3 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173 - ФЗ от 17.12.2001 года право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным Законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 81 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РФ" пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливалась при выслуге не менее 30 лет в городах. Аналогичные требования содержатся в ст. 28 п.11 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», действующим      на сегодняшний день.

Согласно п.3 и п.п.11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, предусмотренного ст.7 настоящего закона лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы и назначения пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Согласно ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. №173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных п.4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В судебном заседании установлено, что истица решением Управления пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Кировском районе г.Волгограда (УПФР в Кировском районе г.Волгограда) от <ДАТА> Чернокозовой О.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, по причине отсутствия 30 лет специального трудового стажа, требуемого     для определения права на пенсию по старости, как лицу, осуществляющему лечебную     и иную деятельность по охране здоровья населения.

В специальный стаж Чернокозовой О.А. включены 27 лет 9 месяцев 22 дня, не засчитаны 2 года 1 месяц, в том числе:

<ДАТА> по <ДАТА> - период нахождения на курсах повышения квалификации без отрыва от производства;

<ДАТА> по <ДАТА> - период нахождения на курсах повышения     квалификации с отрывом от производства.

Согласно ст.196 Трудового кодекса РФ работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

В соответствии со ст.197 Трудового кодекса РФ работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям.

На основании ст.187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Аналогичные нормы содержались и в КЗоТ РСФСР, действовавшим на период работы истицы.

Таким образом, трудовым законодательством предусмотрена обязанность работодателя по направлению работников на курсы повышения квалификации и право работника на профессиональную подготовку, а также гарантии для работников, обучающихся на курсах повышения квалификации.

В оспариваемый период истица Чернокозова О.А. продолжала состоять в трудовых отношениях с медицинским учреждением, где осуществляла свою трудовую деятельность, направлялась на курсы работодателем, они предоставлялись ей в соответствии с нормами действующего законодательства, данные периоды нахождения на курсах были ей оплачены, за нею сохранялось рабочее место, начислялась заработная плата, следовательно,     производились отчисления в пенсионный фонд, в орган социального страхования и др. Данные факты представителями ответчика не оспариваются.

Таким образом, отказ ответчика включить в специальный стаж истицы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов нахождения на курсах с отрывом от производства: с <ДАТА> по <ДАТА> - период нахождения на курсах повышения квалификации без отрыва от производства, с <ДАТА> по <ДАТА> - период нахождения на курсах повышения     квалификации с отрывом от производства, не может являться законным и подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении.

Ответчиком не включен в специальный стаж истицы Чернокозовой О.А. период ее нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с <ДАТА> по <ДАТА>.

Как следует из справки (ОРГАНИЗАЦИЯ) от <ДАТА> за период с <ДАТА> по <ДАТА> сведения о начислении заработной платы Чернокозовой О.А. в (ОРГАНИЗАЦИЯ) отсутствуют (л.д.48).

Таким образом, отсутствуют сведения, что заработная плата     начислялась, производились отчисления в пенсионный фонд, в орган социального страхования и др. не производились, следовательно, исковые требования Чернокозовой О.А. к Управлению пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Кировском районе г.Волгограда (УПФР в Кировском районе г.Волгограда) о возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, период ее работы: с <ДАТА> по <ДАТА> - период нахождения на курсах повышения     квалификации с отрывом от производства - удовлетворению не подлежат.

Ответчиком также не включены в специальный стаж истицы периоды: с <ДАТА> по <ДАТА> - период ухода за ребенком до исполнения ему 1,5 лет; с <ДАТА> по <ДАТА> - период ухода за ребенком до исполнения им 3 лет.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от <ДАТА>     года «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии     трудовой книжки, а также в случае, когда     в трудовой книжке содержатся неправильные     и неточные сведения, либо отсутствуют записи отдельных     периодов работы, в подтверждение периодов     работы принимаются письменные      трудовые     договоры,     справки, выписки из приказов и т.д.

Как следует из приказа ЦПКр-5 от <ДАТА> -к Чернокозовой О.А. предоставлен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до исполнения ему 1,5 лет с <ДАТА> по <ДАТА> (л.д.18).

С <ДАТА>     по <ДАТА> Чернокозовой О.А. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до исполнения ему 3-х лет, что подтверждается копией приказа от <ДАТА> (л.д.17).

Таким образом, судом установлено, что истица находилась в отпуске по уходу за ребенком с <ДАТА>, то есть указанный период имел место после <ДАТА>.

Ссылки истицы на то, что в приказе ЦПКр-5 от <ДАТА> о предоставлении ей частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до исполнения ему 1,5 лет имеется описка и истица находилась в отпуске не с <ДАТА>, а с <ДАТА>, суд считает несостоятельными, поскольку в приказе указано о том, что Чернокозовой О.А. предоставлен отпуск с <ДАТА> по <ДАТА>. Доказательств обратного суду не представлено.

Сведений о внесении изменений в этот приказ суду не представлено.

В судебном заседании по ходатайству истицы допрошена свидетель С1 пояснившая, что она работала вместе с истицей в регистратуре (ДОЛЖНОСТЬ). Истица ушла в отпуск по уходу за ребенком примерно <ДАТА>

К показаниям указанного свидетеля суд относится критически, поскольку с момента ухода истицы Чернокозовой О.А. в отпуск по уходу за ребенком в 1992 году прошло более 18 лет, в связи с чем по прошествии длительного времени свидетель не может помнить в точности помнить дату назначения Чернокозовой О.А. отпуска по ухода за ребенком, дата подтверждается     приказом работодателя.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»     не содержит       норм, в соответствии с которыми     не подлежит зачету в стаж для досрочной трудовой период нахождения работника в отпуске     по уходу за ребенком, а ст.11 ч.1 п.3 указанного закона прямо предусматривает, что в страховой стаж наравне с периодами работы (или иной деятельности, которые предусмотрены ст.10 настоящего Федерального закона) засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности.

Однако, согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ №25 от 20.12.2005 года     «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении     дел, связанных реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникающих в связи с невключением женщинам в стаж работы      по специальности     периода нахождения в отпуске     по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости, следует иметь ввиду, что если указанный период имел место до 06.10.1992 года, то он подлежит включению     в стаж работы по специальности независимо     от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Учитывая изложенное, оспариваемые истицей периоды: с <ДАТА> по <ДАТА> - период ухода за ребенком до исполнения ему 1,5 лет; с <ДАТА> по <ДАТА> - период ухода за ребенком до исполнения им 3 лет не подлежат включению в стаж, дающий истице право на назначение трудовой пенсии как лицу, осуществляющему     лечебную и иную деятельность по охране здоровья населению.

Согласно п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года №173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Решением Управления пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Кировском районе г.Волгограда (УПФР в Кировском районе г.Волгограда) от <ДАТА> в стаж работы истицы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости включено 27 лет 9 месяцев 22 дня. Судом в специальный стаж истицы включены периоды: с <ДАТА> по <ДАТА> (2 месяца) - период нахождения на курсах повышения квалификации без отрыва от производства; с <ДАТА> по <ДАТА> - период нахождения на курсах повышения     квалификации с отрывом от производства (1 месяц 15 дней), а всего 3 месяца 15 дней (2 месяца + 1 месяц 15 дней).

С учетом включённых судом в специальный стаж истца периодов 3 месяца 15 дней, специальный стаж работы истицы составляет <ДАТА> Следовательно, право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, для возникновения которой необходимо 30 лет специального стажа, у истицы не возникло.

Таким образом, исковые требования Чернокозовой О.А. к Управлению пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Кировском районе г.Волгограда (УПФР в Кировском районе г.Волгограда) о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, с <ДАТА> удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Чернокозовой О.А. - удовлетворить частично.

Признать решение Управления пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Кировском районе г.Волгограда (УПФР в Кировском районе г.Волгограда) от <ДАТА> об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Чернокозовой О.А. - незаконным в части невключения в специальный стаж периода ее работы с <ДАТА> по <ДАТА> и с <ДАТА> и по <ДАТА>.

Возложить на Управление пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Кировском районе г.Волгограда (УПФР в Кировском районе г.Волгограда) обязанность включить в специальный трудовой стаж Чернокозовой О.А., дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды ее работы:

<ДАТА> по <ДАТА> - период нахождения на курсах повышения квалификации без отрыва от производства;

<ДАТА> по <ДАТА> - период нахождения на курсах повышения     квалификации с отрывом от производства.

В удовлетворении остальных исковых требований Чернокозовой О.А. к Управлению пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Кировском районе г.Волгограда (УПФР в Кировском районе г.Волгограда) о возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж Чернокозовой О.А., дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды ее работы:

- с <ДАТА> по <ДАТА> - период ухода за ребенком до исполнения ему 1,5 лет;

<ДАТА> по <ДАТА> - период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до исполнения им 3 лет;

<ДАТА> по <ДАТА> - период нахождения на курсах повышения     квалификации с отрывом от производства.

В удовлетворении исковых требований Чернокозовой О.А. к Управлению пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Кировском районе г.Волгограда (УПФР в Кировском районе г.Волгограда) о назначении досрочной трудовой пенсии с <ДАТА> - отказать.

         Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Волгоградский областной суд через Кировский районный суд г. Волгограда.

Судья -

-32300: transport error - HTTP status code was not 200