Дело № 2-1230/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд г. Волгограда в составе:
Председательствующего судьи - Асатиани Д. В.
При секретаре – Поповой Ю.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 июня 2011 года в городе Волгограде гражданское дело по иску Чистоходовой Т.М. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кировском районе г.Волгограда об оспаривании решения об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии.
УСТАНОВИЛ:
Чистоходова Т.М. обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кировском районе г.Волгограда о признании незаконным решения № от <ДАТА> об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости.
Свои требования мотивирует тем, что ответчик необоснованно отказал ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в соответствии с нормами пп. 20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в специальный стаж в льготном исчислении ответчиком не засчитаны следующие периоды работы: с 03.08.1983г. по 14.02.1985г. – работа в должности <должность1> в <Мед.учреждение1>; с 23.10.1989г. по 28.02.1993г., с 01.09.1993г. по 31.08.1995г. – работа в должности <должность2> в <Мед.учреждение2>; с 01.09.1995г. по 17.08.1997г. – работа в должности <должность2> в <Мед.учреждение2>. Также не засчитаны в специальный стаж в календарном исчислении следующие периоды: с 26.08.1982г. по 29.07.1983г. – период прохождения интернатуры по <направление деятельности> в <Мед.учреждение3>; с 09.02.2000г. по 18.03.2000г., с 11.05.2006г. по 07.06.2006г. – периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства. Поскольку в указанные периоды работы она осуществляла медицинскую деятельность, вышеуказанные больницы находились в сельской местности. Просит признать незаконным решение УПФР в Кировском районе г.Волгограда № от <ДАТА> об отказе в установлении пенсии в части, обязать управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кировском районе г.Волгограда включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, вышеуказанные периоды работы и назначить ей пенсию со дня обращения с заявлением, а именно с 15.06.2010г..
В судебном заседании истец Чистоходова Т.М. исковые требования уточнила и просит обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кировском районе г.Волгограда засчитать в специальный стаж в льготном исчислении (1 год за 1,3 года) следующие периоды работы: с 03.08.1983г. по 14.02.1985г. – работа в должности <должность1> в <Мед.учреждение1>; с 23.10.1989г. по 28.02.1993г., с 01.09.1993г. по 31.08.1995г. – работа в должности <должность2> в <Мед.учреждение2>; с 01.09.1995г. по 17.08.1997г. – работа в должности <должность2> в <Мед.учреждение2>. А также засчитать в специальный стаж в календарном исчислении следующие периоды: с 26.08.1982г. по 29.07.1983г. – период прохождения интернатуры по <направление деятельности> в <Мед.учреждение3>; с 09.02.2000г. по 18.03.2000г., с 11.05.2006г. по 07.06.2006г. – периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства и назначить пенсию с 15.06.2010г..
Представитель ответчика УПФР в Кировском районе г.Волгограда Лазарева Т.М. исковые требования Чистоходовой Т.М. не признала, пояснила, что в специальный стаж Чистоходовой Т.М. включены 26 лет 10 месяцев 26 дней. По причине отсутствия 30 лет специального стажа истцу правомерно было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему медицинскую деятельность.
Суд, выслушав истца Чистоходову Т.М., представителя ответчика УПФР в Кировском районе г.Волгограда Лазареву Т.М., исследовав доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, отказное пенсионное дело №, находит исковые требования Чистоходовой Т.М. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ч.2 ст.6, ст.17 ч.1, ст.18, 19, 46 Конституции РФ - каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст. 3 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173 – ФЗ от 17.12.2001 г. право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным Законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Проверяя обоснованность заявленных истцом требований, судом установлено, что 15.06.2010г. истец Чистоходова Т.М. обратилась с заявлением в УПФР в Кировском районе г.Волгограда о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
Решением УПФР в Кировском районе г.Волгограда от <ДАТА> № Чистоходовой Т.М. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения по причине отсутствия 30 лет специального стажа.
В специальный стаж Чистоходовой Т.М. включено 26 лет 10 месяцев 26 дней.
В специальный стаж не засчитаны в льготном исчислении (1 год за 1,3 года работы) следующие периоды:
- с 03.08.1983г. по 14.02.1985г. – работа в должности <должность1> в <Мед.учреждение1>;
- с 23.10.1989г. по 28.02.1993г., с 01.09.1993г. по 31.08.1995г. – работа в должности <должность2> в <Мед.учреждение2>;
- с 01.09.1995г. по 17.08.1997г. – работа в должности <должность2> в <Мед.учреждение2>.
Вышеуказанные периоды не засчитаны, так как документально отсутствует подтверждение, что данные больницы располагались в сельской местности, что не соответствует абзацу 1 п.2 Списка профессий и должностей работников здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №464, а также пп. «а», п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения от 29.10.2002г. №781.
Так же в специальный стаж истца Чистоходовой Т.М. в календарном исчислении не засчитаны следующие периоды:
- с 26.08.1982г. по 29.07.1983г. – период прохождения интернатуры по <направление деятельности> в <Мед.учреждение3>, так как документально не подтверждается зачисление в интернатуру на врачебную должность, что не соответствует пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ от 17.12.2001г.
- с 09.02.2000г. по 18.03.2000г., с 11.05.2006г. по 07.06.2006г. – периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, так как не предусмотрены п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516.
В соответствии со ст. 81 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РФ" пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливается при выслуге не менее 30 лет. Аналогичные требования содержатся в ст. 27 п.20 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Согласно п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 данной статьи Закона, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 утвержден прилагаемый к нему Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", которым установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). В списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет указаны: 1) врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, 2) врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 утверждены прилагаемые Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которыми установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления. Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего Постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 г.
В разделе "Наименование должностей" Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения указаны врачи-специалисты (кроме врачей-статистиков), в том числе врачи - руководители структурных учреждений (их подразделений), осуществляющие врачебную деятельность; в пункте 1 раздела "Наименование учреждений" этого Списка указана больница центральная (городская, окружная, районная).
Согласно п. 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца.
Истец Чистоходова Т.М. в оспариваемый период осуществляла лечебную деятельность, о чем свидетельствуют записи, содержащиеся в трудовой книжке (л.д.9-14).
Как установлено при рассмотрении дела, Чистоходова Т.М. в период с 26.08.1982г. по 29.07.1983г. проходила интернатуру по <направление деятельности> в <Мед.учреждение3>.
В соответствии с п. 7 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 22.08.1996 № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" интернатура - это первичная годичная послевузовская подготовка.
Согласно п. 8 Положения об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, утвержденного Приказом Минздрава СССР от 20.01.1982 № 44, руководитель (главный врач, начальник и т.д.) базового учреждения здравоохранения на основании приказа органа здравоохранения издает приказ по учреждению о зачислении выпускника вуза в качестве врача-интерна по соответствующей специальности.
После издания приказа в базовом учреждении здравоохранения оформляется трудовая книжка на специалиста.
Базовое учреждение здравоохранения в течение всего периода прохождения специалистом интернатуры выплачивает ему зарплату, размер которой установлен действующим законодательством для врачей соответствующей специальности (п. 9 Положения № 44). На врачей-интернов распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения (п. 16 Положения № 44). Соответственно интерн состоит в трудовых отношениях с учреждением здравоохранения. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что период прохождения интернатуры подлежит включению в страховой стаж как период работы по трудовому договору, следовательно, отказ ответчика в зачете данного периода в специальный стаж при назначении досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, не может являться законным.
Кроме того, суд приходит к выводу о включении в специальный стаж в льготном исчислении (1 год за 1,3 года) следующих периодов работы истца:
- с 03.08.1983г. по 14.02.1985г. – работа в должности <должность1> в <Мед.учреждение1>;
- с 23.10.1989г. по 28.02.1993г., с 01.09.1993г. по 31.08.1995г. – работа в должности <должность2> в <Мед.учреждение2>;
- с 01.09.1995г. по 17.08.1997г. – работа в должности <должность2> в <Мед.учреждение2>.
Назначение льготной пенсии, из смысла пенсионного законодательства, зависит от выполнения лечебной и иной работы по охране здоровья населения.
Таким образом, применение положений ст.ст.27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не должно ставиться в зависимость от наименования должности и структурного подразделения учреждения. Закрепляя права, социальные льготы, закон о пенсиях не связывал возможность их реализации с организационно-правовыми формами, поскольку федеральным законодательством не установлены ограничительные условия на пенсионное обеспечение по выслуге лет гражданам, работающих в сфере лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
В связи с этим суд считает необоснованным отказ ответчика засчитать истцу в льготном исчислении периоды работы с 23.10.1989г. по 28.02.1993г. и с 01.09.1993г. по 31.08.1995г. – работа <должность2> <Мед.учреждение2> и с 01.09.1995г. по 17.08.1997г. – работа <должность2> <Мед.учреждение2>.
При этом следует учесть, что 18.08.1997г. в связи с упразднением <адрес> <Мед.учреждение2> реформирована в <Мед.учреждение4>, что подтверждает расположение данного медицинского учреждения в сельской местности. Изменение организационно-правовой формы данного учреждения не повлияло на выполняемую Чистоходовой Т.М. лечебную и иную работу по охране здоровья населения.
По этим же основаниям суд считает необходимым засчитать в специальный стаж работы Чистоходовой Т.М. период её работы с 03.08.1983г. по 14.02.1985г. в должности <должность1> в <Мед.учреждение1>.
Издание приказов и штатного расписания лежит на работодателе, а назначение льготной пенсии, из смысла пенсионного законодательства, зависит от выполнения лечебной и иной работы по охране здоровья населения. Закрепляя права, социальные льготы, закон о пенсиях не связывал возможность их реализации с организационно-правовыми формами. Поскольку федеральным законодательством не установлены ограничительные условия на пенсионное обеспечение по выслуге лет гражданам, работающих в сфере лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, суд считает отказ истцу в зачислении данных периодов незаконным.
Суд также находит обоснованными требования истца о включении в специальный стаж работы периодов нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с сохранением заработной платы с 09.02.2000г. по 18.03.2000г. и с 11.05.2006г. по 07.06.2006г., поскольку в указанные периоды за Чистоходовой Т.М. сохранялась заработная плата и в установленных тарифах производились все отчисления и удержания с заработной платы, следовательно у истца в указанный период не прерывались трудовые отношения с работодателем, сохранялось рабочее место и должность.
Таким образом, решением УПФР в Кировском районе г.Волгограда от <ДАТА> № в специальный стаж истца включены 26 лет 10 месяцев 26 дней (л.д.8)
Суд пришел к выводу об обоснованности включения в специальный стаж работы в льготном исчислении (1 год за 1,3 года работы) следующих периодов:
с 03.08.1983г. по 14.02.1985г. – работа в должности <должность1> в <Мед.учреждение1>;
с 23.10.1989г. по 28.02.1993г., с 01.09.1993г. по 31.08.1995г. – работа в должности <должность2> в <Мед.учреждение2>;
с 01.09.1995г. по 17.08.1997г. – работа в должности <должность2> в <Мед.учреждение2>.
А также включении в специальный стаж в календарном исчислении следующих периодов:
с 26.08.1982г. по 29.07.1983г. – период прохождения интернатуры по <направление деятельности> в <Мед.учреждение3>;
с 09.02.2000г. по 18.03.2000г., с 11.05.2006г. по 07.06.2006г. – периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, а всего 3 года 3 месяца 27 дней.
Таким образом, на момент обращения истца Чистоходовой Т.М. в УПФР в Кировском районе г.Волгограда с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости – 15 июня 2010г., специальный стаж истца составлял 30 лет 2 месяца 23дня (26 лет 10 месяцев 26 дней + 3 года 3 месяца 27 дней).
Согласно ст.19 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. №173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку на момент обращения в УПФР в Кировском районе г.Волгограда специальный стаж истца Чистоходовой Т.М. с учетом зачета вышеуказанных периодов составлял 30 лет 2 месяца 23дня, то суд приходит к выводу о том, что исковые требования Чистоходовой Т.М. подлежат удовлетворению в полном объеме, так как у нее возникло право на назначение пенсии по старости со дня обращения за указанной пенсией, то есть с 15.06.2010 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Чистоходовой Т.М. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кировском районе г.Волгограда об оспаривании решения об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии – удовлетворить.
Признать решение Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кировском районе г.Волгограда № от <ДАТА> об отказе Чистоходовой Т.М. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения – незаконным в части.
Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кировском районе г.Волгограда засчитать Чистоходовой Т.М. в специальный стаж в льготном исчислении (1 год за 1,3 года работы), как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периоды:
- с 03.08.1983г. по 14.02.1985г. – работа в должности <должность1> в <Мед.учреждение1>;
- с 23.10.1989г. по 28.02.1993г., с 01.09.1993г. по 31.08.1995г. – работа в должности <должность2> в <Мед.учреждение2>;
- с 01.09.1995г. по 17.08.1997г. – работа в должности <должность2> в <Мед.учреждение2>.
Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кировском районе г.Волгограда засчитать Чистоходовой Т.М. в специальный стаж в календарном исчислении следующие периоды:
- с 26.08.1982г. по 29.07.1983г. – период прохождения интернатуры по <направление деятельности> в <Мед.учреждение3>;
- с 09.02.2000г. по 18.03.2000г., с 11.05.2006г. по 07.06.2006г. – периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства.
Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кировском районе г.Волгограда назначить Чистоходовой Т.М. досрочную трудовую пенсию по старости, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения с 15.06.2010 года.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Волгоградский областной суд через Кировский районный суд г. Волгограда.
Судья – Д.В. Асатиани