Дело № 2-1168/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кировский районный суд г.Волгограда в составе:
Председательствующего судьи – Асатиани Д.В.
При секретаре – Поповой Ю.С.
С участием прокурора Павленко А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 июня 2011 года в г.Волгограде гражданское дело по иску прокурора Кировского района г.Волгограда в защиту прав и интересов инвалидов к <образовательное учреждение>, департаменту муниципального имущества администрации г.Волгограда о понуждении проведения работ для обеспечения условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кировского района г.Волгограда обратился в суд в защиту прав и интересов инвалидов к <образовательное учреждение>, ДМИ администрации г.Волгограда о понуждении проведения работ для обеспечения условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Свои требования мотивирует тем, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Кировского района г.Волгограда совместно с ГУ «Центр социальной защиты населения по Кировскому району г. Волгограда» установлено, что вход в помещение, в котором осуществляет свою деятельность <образовательное учреждение>, не оборудован устройством для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения – поручнем и пандусом. Вместе с тем, пунктами 3.9, 3.13, 3.14 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», предусмотрено, что в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, лестницы на перепадах рельефа должны дублироваться пандусами, наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни. В связи с чем, просит обязать ответчика в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать вход в помещение <образовательное учреждение> расположенное по адресу: <адрес> устройством для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, а именно, оборудовать входную лестницу поручнями и пандусом.
В судебном заседании представитель истца Павленко А.Е. на удовлетворении исковых требований настаивает в полном объеме. В обоснование приводит доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика <образовательное учреждение> Кандарян А.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Суду пояснила, что вход в <образовательное учреждение> действительно не оборудован поручнями и пандусом, однако сделать это невозможно в виду отсутствия технической и финансовой возможности.
Представитель ответчика ДМИ администрации Волгограда Яковлева О.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований прокурора. Суду пояснила, что в силу закона к вопросам местного значения органов местного самоуправления не относится решение вопросов социальной поддержки. Меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации. Правовые нормы, регламентирующие доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения, могут применяться лишь к объектам нового строительства либо реконструируемых. <образовательное учреждение> построено и стало эксплуатироваться до введения в действия данных правовых норм. Кроме этого <образовательное учреждение> финансируется из бюджета муниципального образования – городской округ город-герой Волгоград и может осуществлять расходование денежных средств только в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств в соответствии с утвержденной сметой расходов учреждения. Утверждение бюджета Волгограда относится к исключительной компетенции Волгоградской городской Думы и Волгоградской областной Думы. Бюджет на очередной финансовый год представляется на рассмотрение в представительный орган местного самоуправления и утверждается в текущем году. В текущем году не предусмотрена статья расходов позволяющая выполнить работы для обеспечения условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
Представитель третьего лица ГУ «Центр социальной защиты населения по Кировскому району г. Волгограда» Михайлов А.А. в судебном заседании не возражает против удовлетворения исковых требований.
В судебное заседание представитель третьего лица администрации Волгограда не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Суду представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие и отзыв на исковое заявление, согласно которому считает исковые требования прокурора незаконными, необоснованными и просит в их удовлетворении отказать.
Представитель третьего лица департамента по образованию администрации Волгограда Исаева О.Е. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований прокурора, считает их незаконными и необоснованными.
Представитель третьего лица Кировского территориального управления комитета по образованию администрации Волгограда Рубежанская А.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований прокурора, считает их незаконными и необоснованными.
Суд, выслушав представителя истца прокурора Павленко А.Е., представителя ответчика <образовательное учреждение> Кандарян А.С.., представителя ответчика ДМИ администрации Волгограда Яковлеву О.В., представителей третьих лиц ГУ «Центр социальной защиты населения по Кировскому району г. Волгограда» Михайлова А.А., департамента по образованию администрации Волгограда Исаеву О.Е., Кировского территориального управления комитета по образованию администрации Волгограда Рубежанскую А.В., проверив и исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В силу ч.1 ст. 45, ч.1 ст. 46 Конституции РФ, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Из п.3. ст. 2 Градостроительного кодекса РФ, следует, что основным принципом законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Согласно ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ, целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в РФ является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что при входе в <образовательное учреждение> отсутствуют пандусы и поручни, что подтверждается копией паспорта социально-значимого объекта по доступности для инвалидов и маломобильных групп населения, составленного 26.04.2011 года (л.д.7) и не оспаривается представителями ответчиков в судебном заседании.
В соответствии со ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ, правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Кроме того, п.п.3.9, 3.13, 3.14 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (принятых и введенных в действие с 01.09.2001г. постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 г. № 73) предусмотрено, что лестницы на перепадах рельефа должны дублироваться пандусами, а при необходимости – другими средствами подъема, в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
Таким образом, доводы представителей ответчиков <образовательное учреждение> и ДМИ администрации г.Волгограда о том, что в смете бюджетных расходов на 2011 год не заложены средства на установление входной лестницы с поручнями и пандусом и что отсутствует техническая возможность на их установку, суд считает несостоятельными, а исковые требования прокурора Кировского района г.Волгограда к <образовательное учреждение> подлежащими удовлетворению в полном объеме. В удовлетворении требований к департаменту муниципального имущества администрации г.Волгограда о понуждении проведения работ для обеспечения условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Кировского района г.Волгограда в защиту прав и интересов инвалидов к <образовательное учреждение> - удовлетворить.
Обязать <образовательное учреждение> в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать вход в помещение <образовательное учреждение>, расположенное по адресу: <адрес> устройством для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, а именно, оборудовать входную лестницу поручнями и пандусом.
В иске прокурора Кировского района г.Волгограда в защиту прав и интересов инвалидов к департаменту муниципального имущества администрации г.Волгограда о понуждении проведения работ для обеспечения условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Волгоградский областной суд через Кировский районный суд г.Волгограда.
Судья – Д.В. Асатиани