Дело №2-1389/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд г. Волгограда в составе:
Председательствующего судьи – Асатиани Д.В.
При секретаре – Поповой Ю.С.
С участием прокурора Колупаева А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 июля 2011 года в городе Волгограде гражданское дело по иску прокурора Кировского района г.Волгограда в защиту прав и интересов инвалидов к Волгоградскому муниципальному учреждению культуры «Централизованная система городских библиотек» в лице библиотеки – филиал №, администрации Волгограда, Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда о понуждении проведения работ для обеспечения условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кировского района г.Волгограда обратился в суд в защиту прав и интересов инвалидов и других маломобильных групп населения к ВМУК ЦСГБ в лице библиотеки – филиала №, администрации г.Волгограда, ДМИ администрации г.Волгограда о понуждении проведения работ для обеспечения условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
Свои требования мотивирует тем, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Кировского района г.Волгограда совместно с ГУ «Центр социальной защиты населения по Кировскому району г. Волгограда» установлено, что вход в помещение, в котором осуществляет свою деятельность ВМУК ЦСГБ в лице библиотеки – филиал №, не оборудован устройством для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, а именно отсутствует пандус и поручни при входе, не установлен козырек от осадков над крыльцом, нет противоскользящих полос на входных ступенях, имеется очень высокий порог в дверном проеме входной двери. Вместе с тем, пунктами 3.9, 3.13, 3.14 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», предусмотрено, что в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, лестницы на перепадах рельефа должны дублироваться пандусами, наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни. В связи с чем, просит обязать ответчиков в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать вход в помещение ВМУК ЦСГБ в лице библиотеки – филиал №, расположенное по адресу: <адрес>, устройством для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, а именно: оборудовать вход в здание поручнями и пандусом, установить козырек от осадков над крыльцом, оборудовать входные ступени противоскользящими полосами, демонтировать высокий порог в дверном проеме входной двери.
В судебном заседании представитель истца Колупаев А.А. на удовлетворении исковых требований настаивает в полном объеме. Просит суд обязать ВМУК ЦСГБ в лице библиотеки – филиал №, администрацию Волгограда, ДМИ администрации г.Волгограда, в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать вход в помещения библиотеки – филиал №, расположенной по адресу: <адрес> устройством для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, а именно: оборудовать вход в здание поручнями и пандусом, установить козырек от осадков над крыльцом, оборудовать входные ступени противоскользящими полосами, демонтировать высокий порог в дверном проеме входной двери.
Представитель ответчика ВМУК ЦСГБ филиал № Динакари Р.Р. в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что согласно действующему федеральному и региональному законодательству, финансовые затраты, связанные с обеспечением доступности вновь строящихся и действующих объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур для инвалидов и других маломобильных групп населения, несут собственники указанных объектов. Помещение, расположенное по адресу: <адрес>, закреплено за ВМУК ЦСГБ в лице библиотеки – филиал № на праве оперативного управления, собственником помещения является муниципальное образование город-герой Волгоград. В виду этого считает, что ВМУК ЦСГБ филиал № является ненадлежащим ответчиком. Просит в удовлетворении исковых требований, заявленных к ВМУК ЦСГБ в лице библиотеки – филиала № – отказать.
Представитель ответчика администрации г.Волгограда в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Суду представил письменные пояснения по дела, в которых просит рассмотреть дело без участия представителя, исковые требования не признал, мотивируя тем, что меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации. Правовые нормы, регламентирующие доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения, могут применяться лишь к объектам нового строительства либо реконструируемых. Помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в котором осуществляет свою деятельность ВМУК ЦСГБ филиал № построено и стало эксплуатироваться до введения в действия данных правовых норм. Кроме этого ВМУК ЦСГБ филиал № финансируется из бюджета муниципального образования – городской округ город-герой Волгоград и может осуществлять расходование денежных средств только в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств в соответствии с утвержденной сметой расходов учреждения. Утверждение бюджета Волгограда относится к исключительной компетенции Волгоградской городской Думы и Волгоградской областной Думы. Бюджет на очередной финансовый год представляется на рассмотрение в представительный орган местного самоуправления и утверждается в текущем году. В текущем году не предусмотрена статья расходов позволяющая выполнить работы для обеспечения условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
Представитель ответчика ДМИ администрации г.Волгограда в судебное заседание не явился, суду представил заявление о рассмотрении дела без участия представителя. Исковые требования не признал, мотивируя тем, что к вопросам местного значения органов местного самоуправления не относится решение вопросов социальной поддержки. Меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации. ВМУК ЦСГБ филиал № финансируется из бюджета муниципального образования – городской округ город-герой Волгоград и может осуществлять расходование денежных средств только в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств в соответствии с утвержденной сметой расходов учреждения. В текущем году не предусмотрена статья расходов позволяющая выполнить работы для обеспечения условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. С учетом этого просит в иске прокурора Кировского района г.Волгограда отказать.
Представитель третьего лица ГУ «Центр социальной защиты населения по Кировскому району г. Волгограда» Михайлов А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, настаивает на их удовлетворении в полном объеме. Суду пояснил, что в ходе проверки, проведенной ГУ «Центр социальной защиты населения по Кировскому району г. Волгограда» совместно с прокуратурой Кировского района г.Волгограда установлено, что вход в помещение, в котором осуществляет свою деятельность ВМУК ЦСГБ филиал №, не оборудован устройством для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, а именно отсутствует пандус и поручни при входе, не установлен козырек от осадков над крыльцом, нет противоскользящих полос на входных ступенях, имеется очень высокий порог в дверном проеме входной двери. В результате этого доступ в помещение ВМУК ЦСГБ филиал №, входящим в состав социальной инфраструктуры, для маломобильных групп населения затруднен.
Суд, выслушав представителя истца прокурора Колупаева А.А., представителя ответчика ВМУК ЦСГБ в лице библиотеки – филиал № Динакари Р.Р., представителя третьего лица ГУ «Центр социальной защиты населения по Кировскому району г.Волгограда» Михайлова А.А., исследовав доказательства, находящиеся в материалах дела, приходит к следующему:
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В силу ч.1 ст. 45, ч.1 ст. 46 Конституции РФ, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Из п.3. ст. 2 Градостроительного кодекса РФ, следует, что основным принципом законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в РФ является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Статья 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", установлено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Кроме того, п.п.3.9, 3.13, 3.14 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (принятых и введенных в действие с 01.09.2001г. постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 г. № 73) предусмотрено, что лестницы на перепадах рельефа должны дублироваться пандусами, а при необходимости – другими средствами подъема, в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
Судом установлено, что помещение ВМУК ЦСГБ библиотеки – филиала № расположено по адресу: <адрес>, представляет собой нежилое помещение в многоквартирном доме, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права техническим паспортом на нежилое помещение.
Как следует из акта обследования и копии паспорта социально-значимого объекта по доступности для инвалидов и маломобильных групп населения от <ДАТА> (л.д.8-15) - вход в помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в котором осуществляется деятельность ВМУК ЦСГБ библиотека –филиал №, не оборудован устройством для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, а именно отсутствует пандус и поручни при входе, не установлен козырек от осадков над крыльцом, нет противоскользящих полос на входных ступенях, имеется очень высокий порог в дверном проеме входной двери, что также не оспаривается сторонами в судебном заседании.
Согласно п. 1.5 Устава Волгоградского муниципального учреждения культуры «Централизованная система городских библиотек» - собственником имущества, передаваемого учреждению в оперативное управление, является муниципальное образование – городской округ город-герой Волгоград.
Согласно п.1.11 Устава – учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет Собственник имущества в соответствии с действующим законодательством.
Согласно п. 4.3 Устава – учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления в соответствии с его назначением, настоящим Уставом, действующим законодательством Российской Федерации, муниципальными правовыми актами Волгограда.
Как установлено судом, помещение ВМУК ЦСГБ в лице библиотеки-филиала №, расположенного по адресу <адрес>, котором должны быть установлены пандусы и поручни, находится в муниципальной собственности и передано ВМУК ЦСГБ в оперативное управление на основании Постановления Главы Волгограда №29287 от 12.11.2009г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
В соответствии со статьей 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Основываясь на применении и толковании положений приведенного Закона, и учитывая, что здание, находящееся в пользовании ВМУК ЦСГБ в лице библиотеки-филиала №, является муниципальной собственностью, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что Администрация Волгограда, в целях выполнения требований ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в части согласования с общественными объединениями инвалидов конкретных мер, обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, должна принимать конкретные решения и совершать конкретные действия в интересах инвалидов, компенсирующие отсутствие технической возможности полностью приспособить действующие объекты для нужд инвалидов.
При указанных обстоятельствах, суд считает необходимым возложить на Волгоградское муниципальное учреждение культуры «Централизованная система городских библиотек» в лице библиотеки – филиал № и администрацию Волгограда обязанность оборудовать вход в помещение ВМУК ЦСГБ библиотека– филиал №, расположенное по адресу: <адрес>, устройством для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, а именно: оборудовать вход в здание поручнями и пандусом, установить козырек от осадков над крыльцом, оборудовать входные ступени противоскользящими полосами, демонтировать высокий порог в дверном проеме входной двери
Таким образом, исковые требования прокурора Кировского района г.Волгограда в защиту прав и интересов инвалидов к ВМУК ЦСГБ в лице библиотеки–филиал №, администрации Волгограда о понуждении проведения работ для обеспечения условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп, подлежат удовлетворению.
Поскольку ответчик ДМИ администрации Волгограда не является собственником помещения, несущим бремя содержания данного имущества, следовательно, суд приходит к выводу об отказе в иске прокурора Кировского района г.Волгограда в защиту прав и интересов инвалидов, заявленных к ДМИ администрации Волгограда о понуждении проведения работ для обеспечения условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Кировского района г.Волгограда в защиту прав и интересов инвалидов к Волгоградскому муниципальному учреждению культуры «Централизованная система городских библиотек» в лице библиотеки – филиал №, администрации Волгограда о понуждении проведения работ для обеспечения условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения – удовлетворить.
Обязать Волгоградское муниципальное учреждение культуры «Централизованная система городских библиотек» в лице библиотеки – филиал №, администрацию Волгограда в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать вход в помещения библиотеки – филиал №, расположенное по адресу: <адрес> устройством для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, а именно: оборудовать вход в здание поручнями и пандусом, установить козырек от осадков над крыльцом, оборудовать входные ступени противоскользящими полосами, демонтировать высокий порог в дверном проеме входной двери.
В иске прокурора Кировского района г.Волгограда в защиту прав и интересов инвалидов к Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда о понуждении проведения работ для обеспечения условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в течение 10 дней в Волгоградский областной суд через Кировский районный суд Волгограда.
Судья – Д.В. Асатиани