О признании бездействия администрации незаконным, понуждении совершить определенные действия по ликвидации несанкционированных свалок, камышовых зарослей и содержанию противопожарных водоемов



Дело № 2-1608/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    Кировский районный суд г.Волгограда в составе: Председательствующего судьи Григорьевой Э.Н.                              При секретаре Уваровой М.В.

    С участием представителя заявителя Бухарина Е.Р., представителя заинтересованного лица – Щелянова Д.М.

    08 августа 2011 года рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Волгограде гражданское дело по заявлению прокурора Кировского района г.Волгограда в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Кировского района г. Волгограда незаконным, понуждении совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кировского района г.Волгограда обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Кировского района г.Волгограда, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок и ненадлежащем содержании пожарных водоемов. Обязать главу администрации Кировского района г. Волгограда привести в надлежащее состояние территорию Кировского района г. Волгограда, а именно: ликвидировать несанкционированную свалку на <адрес> на повороте с <адрес> в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать администрацию Кировского района г. Волгограда    принять меры по очистке противопожарных водоемов и обеспечению к ним беспрепятственного проезда, по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>,<адрес>, <адрес>, <адрес> в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать администрацию Кировского района ликвидировать камышовые заросли примыкающие к жилым постройкам Кировского района г.Волгограда, <адрес>, <адрес>, пересечении <адрес> и <адрес>, <адрес>, <адрес> вблизи индивидуальных жилых домов, в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Свои требования мотивирует тем, что 25.07.2011 года осуществлена проверка с привлечением специалиста отделения надзорной деятельности по Кировскому району отдела надзорной деятельности по г.Волгограду управления надзорной деятельности по Волгоградской области МЧС России ФИО на территории Кировского района городского округа город - герой Волгоград. В ходе проверки было установлено, что на территории Кировского района Волгограда на <адрес>, <адрес>, пресечении <адрес> и <адрес>, <адрес>, <адрес> вблизи индивидуальных жилых домов произрастает камыш, на <адрес> на повороте с <адрес> располагается несанкционированная свалка горючих бытовых отходов. В жилом секторе многоэтажной застройки Кировского района г. Волгограда <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>,<адрес>, <адрес>, <адрес> имеются 9 пожарных водоемов, не имеющих ведомственной принадлежности. На протяжении многих лет данные пожарные водоемы никем не обслуживались и пришли в негодность. В настоящее время они завалены мусором и не могут быть использованы для целей пожаротушения.

В судебном заседании представитель заявителя Бухарин Е.Р. на удовлетворении исковых требований настаивал. Суду пояснил, что согласно п.п. 2.3.10, 2.3.13, 2.3.15 Положения об администрации Кировского района Волгограда, утверждённого решением Волгоградской городской Думы от 24.12.2010 № 40/1252, администрация района осуществляет следующие функции: организует и контролирует благоустройство территории района; организует сбор и вывоз твердых бытовых отходов от индивидуального жилого фонда, расположенного на территории района; организует мероприятия по предотвращению образования, выявлению и ликвидации несанкционированных свалок на территории района.

    Представитель заинтересованного лица – Щелянов Д.М. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления. Суду пояснил, что на муниципальные       учреждения жилищно-коммунального хозяйства районов Волгограда возложена функция заказчика от имени муниципального образования на право заключения муниципальных контрактов на оказание услуг по ликвидации несанкционированных свалок. МУ «...» надлежащим образом исполняет свои функции. Было проведено заседание аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме на право заключить контракт «Оказание услуг по ликвидации несанкционированных свалок на территории Кировского района г. Волгограда в 2011 году», но аукцион был признан несостоявшимся. Затем подана заявка на проведение открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг для муниципальных нужд, заказчиком является МУ «...». Согласно представленным в материалах дела документам, а именно акта о приемке выполненных работ и фотографии, свалка на повороте с <адрес> в настоящее время отсутствует. В настоящее время на территории городского округа город-герой Волгоград создан департамент по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда, осуществляющий управление и полномочия органов местного самоуправления Волгограда в области охраны окружающей среды, в том числе обладающего полномочиями в области организации сбора вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории Волгограда. Что касается требований о пожарных водоемах, полагает, что представителем заявителя не указана норма закона, согласно которой данная обязанность возложена на администрацию Кировского района г. Волгограда. Согласно п. 2.2.39 Положения о департаменте по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от 06.07.2006 года № 33/725 осуществление мер по охране водных объектов, находящихся в муниципальной собственности Волгограда возложена на департамент по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда. Оспаривает факт существования данных пожарных водоемов. Требования о ликвидации камышовых зарослей не конкретизированы.

    Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, полагает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ – прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) установлены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности. В соответствии с указанной статьей руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (ст. 38 Закона N 69-ФЗ).

Согласно абз. 1 ст. 20 Закона № 69-ФЗ нормативно-правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных па регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.

Пунктом 10 Правил Пожарной безопасности РФ ППБ 01-03 утверждённых постановлением МЧС России 18 июня 2003 г. N 313 (далее ППБ 01-03) установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

В силу ст. 1 Закона N 69-ФЗ под противопожарным режимом понимаются правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров.

В соответствии со ст. 30 Закона N 69-ФЗ в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим, в период действия которого устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, предусмотренные нормативными правовыми документами по пожарной безопасности.

Постановлением главы администрации Волгоградской области от 11.07.2011 №351-п «Об особом противопожарном режиме па территории Волгоградской области», изданным в соответствии со ст. 30 Закона № 69-ФЗ регион находится в особом противопожарном режиме.

Согласно п. 21, п. 32 ППБ 01-03 па территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п.

На территориях населенных пунктов и организаций не разрешается устраивать свалки горючих отходов.

В соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселений относится, в том числе, обеспечение мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Пунктами 2.3.10, 2.3.13, 2.3.15 Положения об администрации Кировского района Волгограда, утверждённого решением Волгоградской городской Думы от 24.12.2010 № 40/1252, (далее Положение) предусмотрено, что администрация района осуществляет, в том числе, следующие функции: организует и контролирует благоустройство территории района; организует сбор и вывоз твердых бытовых отходов от индивидуального жилого фонда, расположенного па территории района; организует мероприятия по предотвращению образования, выявлению и ликвидации несанкционированных свалок па территории района.

    В соответствии с п. 3.2 указанного Положения Администрацию возглавляет глава Администрации, который осуществляет свою деятельность на основе единоначалия и несёт персональную ответственность за выполнение возложенных на Администрацию полномочий (л.д.73-81).

    Доводы представителя администрации Кировского района г. Волгограда Щелянова Д.М. о том, что данные обязанности должны исполнять другие лица, суд считает необоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Заявление прокурора Кировского района г.Волгограда в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Кировского района г. Волгограда незаконным, понуждении совершить определенные действия – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Кировского района г.Волгограда, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок и ненадлежащем содержании пожарных водоемов.

Возложить обязанность на главу администрации Кировского района г. Волгограда привести в надлежащее состояние территорию Кировского района г. Волгограда, а именно: ликвидировать несанкционированную свалку на <адрес> на повороте с <адрес> в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Возложить обязанность на администрацию Кировского района г. Волгограда    принять меры по очистке противопожарных водоемов и обеспечению к ним беспрепятственного проезда, по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>,<адрес>, <адрес>, <адрес> в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Возложить обязанность на администрацию Кировского района г. Волгограда ликвидировать камышовые заросли примыкающие к жилым постройкам Кировского района г.Волгограда, <адрес>, <адрес>, пересечении <адрес> и <адрес>, <адрес>, <адрес> вблизи индивидуальных жилых домов, в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Волгоградский областной суд через Кировский районный суд г. Волгограда.

Судья                                                                                 Э.Н. Григорьева