Дело №2-1409/ 2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Григорьевой Э.Н.
при секретаре Шахуловой О.В.
с участием представителя истца – администрации Волгограда Качуренко С.А., ответчика Титова В.Н., представителя ответчика Зубовой Т.Е., представителя третьего лица - администрации Кировского района г.Волгограда Щелянова Д.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании 3 августа 2011 года в городе Волгограде гражданское дело по иску администрации Волгограда к Титову В.В. о сносе самовольной постройки,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Волгограда обратилась в суд с исковыми требованиями к Титову В.Н. о демонтировании навеса с кирпичными стенами, с арочным входным проёмом, пристроенного к жилому дому по <адрес1>, расположенного на самовольно занятой части земельного участка площадью 6 кв. м., демонтировании навеса с кирпичными столбами, с арочным входным проёмом, пристроенного к неоконченному строительством объекту по <адрес2>, расположенного на самовольно занятой части земельного участка площадью 11 кв. м. Свои требования мотивирует тем, что отделом муниципального земельного контроля Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда была проведена проверка использования земельных участков Титовым В.Н.(учетный №) по адресу: <адрес2> и (учётный №) по адресу: <адрес1>. По результатам проверки составлены акты. Актом проверки использования земельного участка № от 16.07.2010 года установлено, что земельный участок по адресу: <адрес1>. в Кировском районе Волгограда, имеющий кирпичное ограждение, въездные металлические ворота используется для размещения и эксплуатации домовладения. Собственником трёхэтажного жилого дома общей площадью 463 кв.м. расположенного на данном земельном участке является Титов В.Н. согласно свидетельству о государственной регистрации права в УФРС по Волгоградской области от <ДАТА> №. Постановлением администрации Кировского района г. Волгограда от <ДАТА> №-п земельный участок площадью 604 кв.м. предоставлен в аренду Титову В.Н. на 49 лет. На момент проверки часть земельного участка площадью 6 кв.м., из общей площади 610 кв.м. использовалась Титовым В.Н. для размещения навеса с кирпичными стенами, с арочным входным проёмом пристроенного к жилому дому без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. Актом проверки использования земельного участка № от 16.07.2010 года установлено, что земельный участок по адресу: <адрес2>, имеющий кирпичное ограждение, деревянное ограждение используется для строительства индивидуального жилого дома. Собственником земельного участка площадью 584 кв.м. по адресу: <адрес2> является Титов В.Н. согласно свидетельству о государственной регистрации права в УФРС по Волгоградской области от <ДАТА> №. На момент проверки на данном земельном участке расположен неоконченный строительством объект. Часть земельного участка площадью 11 кв.м. из общей площади 592 кв.м. используется Титовым В.Н. для размещения навеса с кирпичными столбами, с арочным входным проёмом, пристроенного к неоконченному строительством объекту без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. Таким образом, навес с кирпичными стенами, с арочным входным проёмом, пристроенным к жилому дому по <адрес1> и навес с кирпичными столбами, с арочным входным проёмом, пристроенный к неоконченному строительством объекту по <адрес2> являются объектами самовольного строительства. В связи с тем, что разрешение на строительство данных объектов на землях общего пользования администрацией Волгограда не выдавалось, оно является незаконным.
17.11.2010 года комиссией при администрации Волгограда по решению вопросов о сносе самовольных построек и освобождению самовольно занятых земельных участков на территории Волгограда, принято решение возложить обязанность на ответчика снести в добровольном порядке навес с кирпичными стенами, пристроенного к жилому дому по <адрес1> и навес с кирпичными столбами, пристроенного к жилому дому по <адрес2> в течении 30 дней с момента получения решения комиссии. При этом, не смотря на то, что ответчик был поставлен в известность о возможности принудительного сноса самовольных объектов в судебном порядке, в случае невыполнения им решения комиссии, демонтаж надстроек Титовым В.Н. произведен не был.
В судебном заседании представитель истца – администрации Волгограда Качуренко С.А. настаивала на удовлетворении исковых требований, просила обязать Титова В.Н. демонтировать навес с кирпичными стенами, с арочным входным проёмом, пристроенный к жилому дому по <адрес1>, а также демонтировать навес с кирпичными столбами, с арочным входным проёмом, пристроенный к неоконченному строительством объекту по <адрес2>.
Ответчик Титов В.Н. в судебном заседании исковые требования администрации Волгограда о сносе самовольных построек не признал, просил в удовлетворении требований отказать.
Представитель ответчика Зубова Т.Е. в судебном заседании исковые требования администрации Волгограда не признала, считает их не обоснованными, поскольку навес, пристроенный к дому по <адрес1> и навес, пристроенный к дому по <адрес2>, являются временными постройками, на возведение которых не требуется получения разрешения.
Представитель третьего лица - Администрации Кировского района Волгограда Щелянов Д.М. в судебном заседании полагал, что исковые требования администрации Волгограда о сносе самовольных построек законны и обоснованны, подлежат удовлетворению.
Суд, выслушав представителя истца, ответчика, представителя ответчика, представителя третьего лица, проверив материалы дела, считает, что исковые требования администрации Волгограда являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.49 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Согласно п.15 ч.1 ст. 50 указанного нормативного акта, в собственности муниципальных образований может находиться земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами.
В силу ст.60 Земельного кодекса РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.
В соответствии с ч.1,ч.2 ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом, либо за его счет.
Согласно п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе.
В силу ч.2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, по общему правилу осуществляется на основании разрешения на строительство. При этом, в ч.1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ определяет разрешение на строительство как документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Форма разрешения на строительство утверждена Постановлением Правительства РФ от 24.11.2005г. № 698 «О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию». На основании п.15 ч.3 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, п. 20 ч.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.1 ч.6 ст. 39 Устава города-героя Волгограда, выдача разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на территории Волгограда относится к полномочиям исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления Волгограда, то есть администрации Волгограда.
Механизм получения разрешения на строительство в Волгограде определяется ч.7-15 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и Постановлением администрации Волгограда от 26.07.2005 № 1339 «О временном порядке согласования выдачи разрешения на строительство в Волгограде».
Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. В соответствии с п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Как следует из ст. 30 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
При этом, предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка;
2) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 70 Земельного кодекса РФ;
3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка (если имеется только одна заявка);
4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 Земельного кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 70 Земельного кодекса РФ;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 Земельного кодекса РФ.
Пунктом 7 ст. 39 Земельного кодекса РФ также установлено, что решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием:
1) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
2) заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность;
3) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду. Таким образом, права лица на строительство на том или ином земельном участке должны подтверждаться также и соответствующими правоустанавливающими документами на земельный участок.
Кроме того, в соответствии со ст. 3 ФЗ от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ», строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил. Согласно п.2 ст. 62 Земельного кодекса РФ, на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
При этом, в соответствии с п.2, п.3 ст. 76 Земельного кодекса РФ, самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками; приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
На основании п. 4.2 Положения «О порядке выявления и сноса (демонтажа) самовольных построек на территории Волгограда», утвержденного постановлением администрации Волгограда от 18.05.2005 г. № 834, снос (демонтаж) объектов самовольного строительства и освобождение самовольно занятых земельных участков производится в случаях:
возведения объекта самовольного строительства на не отведенном для этих целей земельном участке в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
возведения объекта самовольного строительства без получения на это необходимых разрешительных документов;
возведения объекта самовольного строительства с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
По итогам рассмотрения представленных материалов и в случае подтверждения сведений о выявлении объекта самовольного строительства комиссия принимает решение о добровольном сносе (демонтаже) объекта самовольного строительства либо о добровольном сносе (демонтаже) объекта самовольного строительства и освобождении земельного участка.
Согласно п. 4.9 указанного Положения, после принятия комиссией решения о принудительном сносе (демонтаже) объекта самовольного строительства либо принудительном сносе (демонтаже) объекта самовольного строительства и освобождении земельного участка комитетом формируется исковой материал, который направляется в администрацию Волгограда для последующего обращения в суд.
В судебном заседании установлено, что согласно акта № проверки использования земельного участка от 16.07.2010 г. (л.д. 15-21) установлено, что земельный участок по адресу: <адрес1> имеет кирпичное ограждение, въездные металлические ворота, используется для размещения и эксплуатации домовладения. Собственником трехэтажного жилого дома общей площадью 463 кв. м., расположенного на данном земельном участке является Титов В.Н., согласно свидетельству о государственной регистрации права в УФРС по Волгоградской области от <ДАТА> № (л.д. 32). Постановлением администрации Кировского района Волгограда от <ДАТА> №-п земельный участок площадью 604 кв. м. предоставлен в аренду Титову В.Н. на 49 лет в зоне индивидуальной жилой застройки по адресу: <адрес1> (л.д. 31). Указанный земельный участок (кадастровый номер №) <ДАТА> был оформлен в собственность ответчика (л.д. 52). На момент проверки часть земельного участка площадью 6 кв. м. из общей площади 610 кв. м. использовалась Титовым В.Н. для размещения навеса с кирпичными стенами, с арочным входным проёмом, пристроенного к жилому дому без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. Указанный навес обозначен в техническом паспорте жилого дома (л.д. 58- 71, 100). Однако согласно пояснений Титова В.Н., в судебном заседании, навес, состоящий из кирпичных столбов, кровли и бетонного фундамента, был построен после оформления прав собственности на жилой дом.
Ответчик Титов В.Н., в соответствии с требованиями закона, был ознакомлен с актом проверки и получил его копию 16.07.2010 г. (л.д. 17).
Согласно акта № проверки использования земельного участка от 16.07.2010 г. (л.д. 23-29) земельный участок, расположенный по адресу: <адрес2> имеет кирпичное, деревянное ограждение и используется для строительства индивидуального жилого дома. Собственником данного земельного участка является Титов В.Н., согласно свидетельства о государственной регистрации права в УФРС по Волгоградской области от <ДАТА> № (л.д. 30). На момент проверки на указанном земельном участке расположен неоконченный строительством объект (л.д. 72-83). Часть земельного участка площадью 11 кв. м. из общей площади 595 кв. м. используется Титовым В.Н. для размещения навеса с кирпичными столбами, с арочным входным проёмом, пристроенного к неоконченному строительством объекту без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. Ответчик Титов В.Н. был ознакомлен с указанным актом и получил его копию 16.07.2010 г. (л.д. 25).
Для рассмотрения вопросов о сносе (демонтаже) самовольных построек и освобождении самовольно занятых земельных участков на территории Волгограда при администрации Волгограда создается комиссия по решению вопросов о сносе (демонтаже) самовольных построек и освобождении самовольно занятых земельных участков на территории Волгограда.
Титов В.Н. был извещен о необходимости явиться 17.11.2010 г. на заседание данной комиссии при администрации Волгограда, для решения вопроса о возможности сохранения или сноса (демонтажа) навеса с кирпичными стенами, с арочным входным проемом пристроенного к жилому дому по <адрес1> и навеса с кирпичными столбами, с арочным входным проемом пристроенного к неоконченному строительством объекту по <адрес2> (л.д. 35,36)
По результатам рассмотрения вопроса о самовольном занятии ответчиком земельных участков 17.11.2010 г. комиссией при администрации Волгограда по решению вопросов о сносе (демонтаже) самовольных построек и освобождении самовольно занятых земельных участков на территории Волгограда принято решение обязать Титова В.Н. произвести в добровольном порядке снос навеса с кирпичными столбами, пристроенного к жилому дому по <адрес2>, а также навеса с кирпичными стенами, пристроенного к жилому дому по адресу <адрес1>, в течении 30 дней с момента получения уведомления с решением комиссии в установленном законом порядке (л.д. 33, 34). Выписки из протокола заседания комиссии были получены ответчиком 30.11.2010 г.(л.д. 36). Согласно пояснений ответчика Титова В.Н. в судебном заседании, содержание решений комиссии ему понятно, жалоб на них не подавал.
При этом, демонтаж навесов в добровольном порядке ответчиком произведен не был, земельные участки не освобождены.
Доводы представителя ответчика Зубовой Т.Е. о том, что навесы являются временными постройками опровергаются совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела. Из пояснений в судебном заседании ответчика следует, что для возведения навесов изготовлен бетонный фундамент, который имеет прочную связь с земельным участком.
Учитывая, что ответчиком не представлены доказательства, свидетельствующие об использовании земельного участка площадью 6 кв. м. по <адрес1>, а также земельного участка площадью 11 кв. м. по <адрес2>, на законом основании, суд полагает, что исковые требования администрации Волгограда о понуждении демонтировать навесы, расположенные на указанных участках, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации Волгограда к Титову В.В. о сносе самовольной постройки – удовлетворить.
Возложить обязанности на Титова В.В. снести (демонтировать) навес с кирпичными стенами, с арочным входным проёмом, пристроенный к жилому дому по <адрес1>, расположенный на самовольно занятой части земельного участка площадью 6 кв. м. из общей площади 610 кв. м. по <адрес1>.
Возложить обязанность на Титова В.В. снести (демонтировать) навес с кирпичными столбами, с арочным входным проёмом, пристроенный к неоконченному строительством объекту по <адрес2>, расположенный на самовольно занятой части земельного участка площадью 11 кв. м. из общей площади 595 кв. м. по <адрес2>.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение 10 дней в Волгоградский областной суд через Кировский районный суд г.Волгограда.
Судья -