2-1685/2011 О признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации



Дело № 2 – 1685/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кировский районный суд г. Волгограда в составе:

Председательствующего судьи – Наумова Е.В.

При секретаре судебного заседания – Тарасовой И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании 25 августа 2011 года в городе Волгограде гражданское дело по иску Казарян Т.Г. к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

    Казарян Т.Г. обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> в порядке приватизации.

В обоснование иска указал, что <ДАТА> он получил квартиру по адресу: <адрес> и заключил договор социального найма. Данная квартира находится в собственности Министерства обороны РФ. Ему было отказано в передаче квартиры в собственность, поскольку ФГУ «Волгоградская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства Обороны РФ, документов, подтверждающих полномочия действовать от имени Российской Федерации не имеет и за ней зарегистрировано только право оперативного управления жилищным фондом. Просит суд признать за ним право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.

Истец Казарян Т.Г. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал по основания, указанным в заявлении. Просит суд признать право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 52,2кв.м., жилой площадью 30,9кв.м. в порядке приватизации.

Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом.

Представитель третьего лица - ФГУ «Волгоградская КЭЧ района» Минобороны России в судебное заседание не явился, просит дело рассмотреть в их отсутствие, не возражает против удовлетворения исковых требований. Из отзыва на исковое заявление следует, что в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за Волгоградской КЭЧ района на квартиру <адрес> зарегистрировано право оперативного управления. Право собственности на указанную квартиру зарегистрировано за Российской Федерацией в лице Министерства Обороны России. Ввиду того, что у ФГУ «Волгоградская КЭЧ района» МО РФ отсутствуют полномочия от собственника квартиры – Министерства Обороны России на переход права собственности Российской Федерации к гражданину, приватизация спорной квартиры по общему правилу невозможна. Министерство Обороны России в лице Департамента имущественных отношений не возражает против передачи жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес> в собственность граждан.

Представитель третьего лица – Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области в судебное заседание не явился, просит дело рассмотреть в их отсутствие, при разрешении спора полагаются на усмотрение суда.

Суд, истца Казарян Т.Г., исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, являющейся в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации, каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

Согласно ч.1 ст. 137 Конституции РФ, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Частью 2 ст. 35 Конституции РФ определено, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им.

В силу ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

В соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04.07.1991 года № 1541-1 (в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ), каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Согласно ст. 8 указанного Закона, в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

В судебном заседании установлено, что Казарян Т.Г. является нанимателем жилого помещения по договору социального найма и зарегистрирован с <ДАТА>. в квартире <адрес>, что подтверждается копией справки ООО «...» (л.д.35), <ДАТА> заключен договор управления многоквартирным домом между управляющей компанией ООО «...» и Казарян Т.Г. ( л.д. 18-23).

Из кадастрового паспорта помещения от 18.03.2011г. следует, что квартира <адрес> расположена на 1 этаже, общая площадь помещения 52,2кв.м. (л.д.24-25).

Согласно технического паспорта жилого помещения расположенного по адресу: <адрес> субъектом права является Казарян Т.Г. на основании договора передачи в собственность жилого помещения, выданного Волгоградской КЭЧ района <ДАТА> (л.д.29-33).

Согласно копии договора на передачу в собственность гражданина жилых помещений ведомственного жилищного фонда от <ДАТА> Волгоградская КЭЧ района Волгограда безвозмездно передало Казарян Т.Г. жилое помещение в виде квартиры, состоящей из 2 комнат, общей площадью 52,2кв.м., жилой площадью 30,9кв.м. по адресу: <адрес> собственность (л.д.13-14).

Документов, подтверждающих соблюдение условий однократности участия Казарян Т.Г. в приватизации квартиры по указанному адресу на регистрацию не было, в связи с чем <ДАТА> государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним приостановлена (л.д.26-28).

Согласно сообщения об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним <ДАТА> срок государственной регистрации закончился, однако причины препятствующие проведению государственной регистрации не устранены (л.д.16-17).

Согласно справки МУП «Кировское районное БТИ» г. Волгограда 01.08.2011 года, Казарян Т.Г. участвовали в приватизации жилищного фонда в Кировском районе г. Волгограда на основании договора передачи в собственность жилого помещения, выданного Волгоградской КЭЧ района от <ДАТА> Сведениями о государственной регистрации права на кВ<адрес>, БТИ не располагает (л.д. 5).

Согласно копии ответа от <ДАТА> аппарата комитета государственного кадастра недвижимости при правительстве <данные изъяты> в <данные изъяты> территориальном подразделении <данные изъяты> на имя Т. не обнаружено записей о регистрации недвижимого имущества с правом собственности по адресу: <адрес2> (л.д.6).

В соответствии со ст.6 ФЗ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплён жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за Волгоградской КЭЧ района на квартиру <адрес> зарегистрировано право оперативного управления. Право собственности на указанную квартиру зарегистрировано за Российской Федерацией в лице Министерства Обороны России. Ввиду того, что у ФГУ «Волгоградская КЭЧ района» МО РФ отсутствуют полномочия от собственника квартиры – Министерства Обороны России на переход права собственности Российской Федерации к гражданину, приватизация спорной квартиры невозможна, что следует из копии свидетельства о государственной регистрации права от <ДАТА> (л.д.15).

Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» № 1541 от 04.07.1991г., граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Приватизация в Российской Федерации обусловлена переходом к многообразию форм собственности, свободе экономической деятельности, гарантированным, в частности статьями 8 и 34 Конституции Российской Федерации. Установление права на приватизацию осуществляется публичной властью. В то же время, закрепляя в законе это право, государство обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Часть первая статьи 4 Закона содержит перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации, к числу которых отнесены жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года, а также жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов, и находящихся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Однако, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обусловливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключает возможность передачи жилого помещения в частную собственность. (Постановление от 3 ноября 1998г. № 25-П).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, суды, разрешая вопрос о правомерности распространения на то или иное жилое помещение особого правового режима, не должны ограничиваться лишь формальным подтверждением целевого назначения данного помещения и обязаны проверять факты, обосновывающие в каждом конкретном случае такое распространение (определение от 2 ноября 2000 года № 220-О, от 14 декабря 1999 года № 229-О и др.).

Согласно ст. 672 ч.1, ст. 673 ч.1 ГК РФ, в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения; объектом договора социального найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома).

Судом установлено, что квартира <адрес> предоставлена Казарян Т.Г. на основании договора социального найма, заключенного ФГУ « Волгоградская КЭЧ района» Минобороны России.

Как следует из материалов дела, Коньков А.И. проживает в спорном жилом помещении, несет расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Из вышеизложенного следует, что истец вселен в квартиру <адрес> на законных основаниях, с соблюдением порядка вселения, таким образом, пользуется квартирой на условиях договора социального найма жилого помещения.

Из письма Департамента имущественных отношений Минобороны России от <ДАТА> следует, что Министерство обороны Российской Федерации в лице Департамента имущественных отношений МО РФ не возражает против оформления в собственность жилого помещения, находящегося в оперативном управлении Волгоградской квартирно-эксплуатационной части района в г.Волгограде по адресу: <адрес> нанимателю и членам его семьи в порядке приватизации, при наличии договора социального найма и всех подтверждающих их право документов в установленном порядке (л.д. 43).

При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования Казарян Т.Г. о признании права собственности в порядке приватизации нашли своё подтверждение в судебном заседании и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

                                             Р Е Ш И Л:

Исковые требования Казарян Т.Г. к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации– удовлетворить.

Признать за Казарян Т.Г. право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 52,2 кв.м., жилой площадью 30,9 кв.м. в порядке приватизации.

Настоящее решение является основанием для внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

    Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Волгоградский областной суд через Кировский районный суд Волгограда

    Судья –                                        Е.В. Наумов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200