Дело № 2- 1427/ 2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 августа 2011 года г. Волгоград
Кировский районный суд г.Волгограда в составе:
Председательствующего судьи – Сорокиной Л.В.
При секретаре – Бакулиной В.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Волгограда к Бадарину П.И. о сносе самовольной постройки,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация г.Волгограда обратилась в суд с исковыми требованиями к Бадарину П.И. о сносе самовольной постройки. Свои требования мотивирует тем, что отделом муниципального земельного контроля Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда была проведена проверка использования Бадариным П.И. земельного участка по адресу: <адрес>, по результатам которой 30.09.2010г. составлен акт №. Указанным актом проверки установлено, что Бадарин П.И. является собственником земельного участка по <адрес>, площадью 600 кв.м., однако, часть земельного участка, площадью 16 кв.м. из общей площади 616 кв.м., используется им для размещения части кирпичного гаража и кирпичного ограждения на землях общего пользования, без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, и таким образом, данное кирпичное ограждение и часть кирпичного гаража, пристроенные к жилому дому по <адрес>, являются объектами самовольного строительства. 17.11.2010 года комиссией при администрации Волгограда «По решению вопросов о сносе (демонтаже) самовольных построек и освобождению самовольно занятых земельных участков на территории Волгограда», было принято решение об обязании ответчика снести в добровольном порядке кирпичное ограждение и часть гаража на земельном участке, площадью 16 кв.м., прилегающего к жилому дому по <адрес>. Однако, в установленный комиссией срок Бадарин П.И. не исполнил предписание, в связи с чем, истец просит обязать ответчика снести (демонтировать) часть кирпичного гаража и кирпичное ограждение, пристроенные к жилому дому по <адрес>, расположенные на самовольно занятой части земельного участка, площадью 16 кв.м. из общей площади 616 кв.м. по <адрес>.
В ходе судебного разбирательства 13.07.2011г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, был привлечен Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда.
Представитель истца Администрации Волгограда Качуренко С.А. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивает.
Ответчик Бадарин П.И. в судебное заседание не явился, причина неявки не известна, о месте и времени слушания дела извещался надлежащим образом.
Представитель ответчика Бадарина П.И. – Бадарина Г.А. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражает, однако суду пояснила, что действительно кирпичное ограждение и часть кирпичного гаража, пристроенные к жилому дому по <адрес>, расположенные на земельном участке, площадью 16 кв.м., находятся за пределами их земельного участка на земле, являющейся муниципальной собственностью.
Представитель третьего лица – Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда в судебное заседание не явился, причина неявки не известна. О месте и времени слушания дела извещался надлежащим образом. Из поступившего объяснения следует, что он считает исковые требования Администрации Волгограда обоснованными и поддерживает их в полном объеме.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив и исследовав материалы дела, считает, что исковые требования Администрации Волгограда являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из ст.49, п.15 ч.1 ст. 50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. В собственности муниципальных образований могут находиться земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с ч.1,ч.2 ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом, либо за его счет.
Согласно п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе.
В соответствии с п.13,п.14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, строительство - это создание зданий, строений, сооружений (в том числе, на месте сносимых объектов капитального строительства), а реконструкция - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе, надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства.
В силу ч.2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
При этом, ч.1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ определяет разрешение на строительство как документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
На основании п.5 ч.3 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, п. 20 ч.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», подпункта 1 п.6 ст. 39 Устава города-героя Волгограда, выдача разрешений на строительство, ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории Волгограда относится к полномочиям исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления Волгограда, то есть администрации Волгограда.
Механизм получения разрешения на строительство в Волгограде определяется ч.7-15 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и Постановлением
администрации Волгограда от 26.07.2005 № 1339 «О временном порядке согласования выдачи разрешения на строительство в Волгограде».
Так, ч.7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ устанавливает, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления с приложением установленного перечня документов.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Как следует из ст. 30 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
При этом, предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка;
2) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка;
3) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 Земельного кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 Земельного кодекса РФ.
Пунктом 7 ст. 30 Земельного кодекса РФ также установлено, что решение исполнительного органа государственной власти и органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием:
1) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
2) заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность;
3) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
Таким образом, права лица на строительство на том или ином земельном участке должны подтверждаться также и соответствующими правоустанавливающими документами на земельный участок.
Кроме того, в соответствии со ст. 3 ФЗ от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ», строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.
В судебном заседании установлено, что гараж, площадью 30,7 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, а также земельный участок <адрес>, площадью 600 кв.м., принадлежат на праве собственности Бадарину П.И., что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права от 11.11.2010г. и 28.10.2009г. соответственно. При этом, Бадарину П.И., на основании договора дарения от <ДАТА> также принадлежит и домовладение <адрес>, что усматривается из копии договора от <ДАТА>
30.09.2010г. отделом муниципального земельного контроля Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда была проведена проверка использования Бадариным П.И. земельного участка по адресу: <адрес>, в ходе которой было установлено, что Бадарин П.И. является собственником земельного участка по указанному адресу, площадью 600 кв.м., однако, часть земельного участка, площадью 16 кв.м. из общей площади 616 кв.м., используется им для эксплуатации домовладения – размещения части кирпичного гаража и кирпичного ограждения без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. С указанным актом была ознакомлена Бадарина Г.А., представлявшая интересы Бадарина П.И. по доверенности. Копию данного акта со всеми приложениями получила 30.09.2010г. Указанные обстоятельства подтверждаются копиями акта проверки использования земельного участка № от 30.09.2010г. и фототаблицами.
При этом, как следует из копии письма комитета земельных ресурсов администрации Волгограда от <ДАТА> №, часть земельного участка, площадью 16 кв.м., из общей площади 616 кв.м., по <адрес> используется Бадариным П.И. для размещения спорных объектов на землях общего пользования.
В связи с этим, 10.11.2010г. на имя Бадарина П.И. Комитетом по градостроительству и архитектуре Волгограда было отправлено приглашение на заседание комиссии при администрации Волгограда для решения вопроса о возможности сохранения или сноса (демонтажа) части кирпичного гаража и кирпичного ограждения на земельном участке, площадью 16 кв.м., прилегающем к земельному участку по <адрес> было им получено лично 12.11.2010г., что усматривается из копий сообщения от 10.11.2010г. № и почтового уведомления от 14.11.2010г.
Как следует из копии выписки из протокола № от 17.11.2010г. комиссии при администрации Волгограда, было принято решение обязать Бадарина П.И. в добровольном порядке произвести снос кирпичного ограждения и части гаража на земельном участке, площадью 16 кв.м., прилегающего к жилому дому по <адрес> в течение 30 дней с момента получения уведомления с решением комиссии. При этом, ответчик был поставлен в известность о возможности принудительного сноса самовольных объектов в судебном порядке, в случае невыполнения им решения комиссии добровольно, что подтверждается копией уведомления о вручении от 29.11.2010г. Однако, несмотря на указанные обстоятельства, ответчик не исполнил в установленный срок предписание комиссии в добровольном порядке.
В соответствии со ст. 60 Земельного кодекса РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.
Согласно п.2 ст. 62 Земельного кодекса РФ, на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
При этом, в соответствии с п.2, п.3 ст. 76 Земельного кодекса РФ, самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
В силу п. 12 ст.85 Земельного кодекса РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Учитывая, что решение о предоставлении ответчику части земельного участка, площадью 16 кв.м., администрацией Волгограда не принималось, а ответчиком не представлены доказательства, свидетельствующие об использовании земельного участка, площадью 16 кв.м. на законном основании, и кроме того, поскольку представитель ответчика в судебном заседании подтвердила факт использования этой части земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, суд полагает, что кирпичное ограждение и часть кирпичного гаража, расположенные на земельном участке площадью 16 кв.м. и пристроенные к жилому дому <адрес>, являются объектами самовольного строительства, а значит, исковые требования администрации Волгограда о понуждении освободить земельный участок являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, суд считает необходимым также взыскать с ответчика Бадарина П.И. государственную пошлину в доход государства в сумме 200 руб.
На основании изложенного, ч.1 ст. 103 ГПК РФ, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации Волгограда - удовлетворить.
Обязать Бадарина П.И. снести (демонтировать) часть кирпичного гаража и кирпичное ограждение, пристроенные к жилому дому по <адрес>, расположенные на самовольно занятой части земельного участка, площадью 16 кв.м.
Взыскать с Бадарина П.И. государственную пошлину в доход государства в размере 200 (двести) руб.
Настоящее решение является основанием для внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней через Кировский районный суд города Волгограда.
Судья –