12-1383/2011 О понуждении к проведению работ для обеспечения условий жизнедеятельности инвалидов



Дело № 2-1383/2011

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        г. Волгоград                                                            29 августа 2011г.

Кировский районный суд города Волгограда в составе председательствующего– судьи Наумова Е.В.,

     при секретаре Тарасовой И.А., с участием прокурора – Колупаева А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Волгограда в защиту прав и интересов инвалидов к МОУ СОШ , администрации г. Волгограда, департаменту муниципального имущества г. Волгограда о понуждении к проведению работ для обеспечения условий жизнедеятельности инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кировского района г. Волгограда обратился в Кировский районный суд г. Волгограда с иском к МОУ СОШ ДМИ администрации г. Волгограда о понуждении к проведению работ для обеспечения условий жизнедеятельности инвалидов.

В ходе судебного разбирательства Истец в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования, привлек в качестве соответчика администрацию Волгограда. Просит в окончательной редакции обязать МОУ СОШ , администрацию Волгограда и департамент муниципального имущества администрации г. Волгограда в до 01.04.2012 года оборудовать парадный вход в помещение МОУ СОШ , расположенный по адресу: <адрес> в соответствии со строительными нормами и правилами 35-01-2001»доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» пунктами 3.9,3.13,3.14, а именно: оборудовать поручнями пандус и входные ступени, понизить порог входной двери, на прозрачном полотне двери установить яркую контрастную маркировку.

Свои требования Истец мотивирует тем, что согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии с федеральным законом РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» установлены меры по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфрастуктуры, согласно которой все органы власти и местного самоуправления, а также другие организации независимо от организационной правовой формы создают беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Строительными нормами и правилами 35-01-2001» предусматривают, что в здании должен быть минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, лестницы на перепадах рельефа должны дублироваться пандусами, наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни.

В нарушение вышеуказанных требований в МОУ СОШ вход не оборудован пандусом и поручнями на лестнице, ведущей к входу.

В судебном заседании Истец на удовлетворении исковых требований настаивает, по основаниям указанным в иске.

Представитель ответчика - МОУ СОШ г. Волгограда в судебном заседании возражает против удовлетворения исковых требований, указывает, что МОУ СОШ не является собственником помещения и земельного участка, а владеет этими объектами на праве оперативного управления, ссылается на недостаточное финансирование.

Ответчик- администрация Волгограда в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило, представило письменный отзыв по делу, в котором против удовлетворения требований прокурора возражает. В иске просит отказать в полном объеме. Свои возражения мотивирует тем, что в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящиеся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством. Также администрация Волгограда ссылается на недостаток денежных средств и на тот факт, что бюджет на текущий год и 2012, 2013 года уже утвержден городской Думой.

Ответчик- Департамент муниципального имущества Волгограда явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил. В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Третье лицо- департамент по образованию администрации Волгограда пояснил, что реконструкция социально- значимых объектов в части создания условий жизнедеятельности для маломобильных групп населения не может состоять только из установки пандуса и поручней для доступа граждан-инвалидов а должна вкючать в себя целый ряд изменений, проводимых в реконструированном здании. Вопрос установки пандусов, а также их ремонта в отношении существующей застройки должен решаться в соответствии со строительными нормами и правилами, соответственно должна быть выяснена возможность установки этих пандусов. Считает, что пандусы на спорный объект установить в соответствии со строительными нормами невозможно.

Представитель третьего лица- Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда пояснил что, для оборудования подъезда школы пандусом в соответствии со строительными нормами в настоящее время невозможно, так как школа построена очень давно. А также ссылается на то, что финансироваться такая реконструкция должна из казны субъекта Российской Федерации, а не муниципального образования.

Третье лицо- Кировское территориальное управление Департамента по образованию администрации Волгограда возражает против удовлетворения исковых требований. В обоснование своих возражений ссылается на недостаточность денежных средств.

Третье лицо- ГУ «Центр социальной защиты населения по Кировскому району Волгограда исковые требования поддерживает в полном объеме.

Третье лицо- Региональное отделение Общероссийской общественной организации инвалидов Российского союза инвалидов, будучи извещенным о дате, времени и месте, явку своего представителя не обеспечило. Согласно ст. 167 ГПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав истца, ответчиков, третьих лиц, изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).

Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации). Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым относится и здание МОУ СОШ города Волгограда.

Санитарные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. N 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

Пунктом 3.9 Строительных норм и правил 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" утвержденных постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 г. N 73, установлено, что открытые лестницы на перепадах рельефа, должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Также в соответствии с п. 3.13 вышеуказанных правил, в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения.

В связи с этим должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа людей с недостатками физического и психического развития в зданиях и помещениях учреждений культуры, включая пандусы, специальные лифты.

Создание подобных условий, предусмотренных статьей 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", необходимо обеспечивать в обязательном порядке, как при строительстве новых учреждений общего типа, так и при проведении работ по реконструкции и капитальному ремонту существующих учреждений.

При рассмотрении дела в судебном заседании установлено, что в нарушение указанного закона в помещении МОУ СОШ г. Волгограда условия инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей, в частности, беспрепятственного доступа в здание школы, не созданы. В здании школы не имеется пандуса, наружная лестница при входе в здание не имеет поручней с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

Данное нарушение законодательства в свою очередь, посягает на право инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры, на социальную реабилитацию и достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации своих прав.

Подача прокурором заявления в суд является способом защиты прав неопределенного круга лиц.

Учредителем МОУ СОШ является администрация Волгограда в лице комитета по образованию. Собственниками имущества переданного школе в оперативное управление также является муниципальное образование город-герой Волгоград.

При этом, финансирование МОУ СОШ города Волгограда, а также утверждение сметы доходов и расходов учреждения осуществляется, органами самоуправления муниципального образования городского округа город- герой Волгоград. Также следует учитывать, что в соответствии с ч. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества, то есть администрация Волгограда.

Таким образом, администрацией муниципального образования город герой Волгоград, МОУ СОШ г. Волгограда, надлежащим образом не исполняются требования действующего законодательства по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) к объектам социальной инфраструктуры.

Доводы администрации Волгограда о том, что в соответствии с ФЗ-№131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения органов местного самоуправления не относиться решение вопросов социальной поддержки не имеют законного обоснования.

Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации). В то же время органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).

Конституция Российской Федерации непосредственно не закрепляет полномочия органов публичной власти разного уровня в сфере социальной защиты инвалидов, - их установление в конституционно заданных пределах относится к ведению федерального законодателя, который на основании и в соответствии с Конституцией Российской Федерации вправе определять содержание и объем соответствующей компетенции как органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, так и органов местного самоуправления.

Установив в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Закрепляющее названную обязанность положение части первой статьи 15 названного Федерального закона носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, в том числе органами местного самоуправления, равно как и не разграничивает ответственность за ее осуществление между названными субъектами. Это положение не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности, поскольку непосредственно не предусматривает объем расходов местных бюджетов на мероприятия по созданию условий инвалидам для доступа к объектам социальной инфраструктуры и сроки решения поставленной задачи. Конкретизация данного положения, в частности в законодательстве о местном самоуправлении, градостроительной деятельности, техническом регулировании, определяет деятельность органов местного самоуправления и иных управомоченных субъектов в указанной сфере.

Одним из средств конкретизации положения части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения").

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления; по своей природе она не является ни государственным полномочием, ни полномочием органов местного самоуправления.

Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (статьи 1 и 7, статья 72, пункт "ж" части 1, статья 133 Конституции Российской Федерации, часть 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; преамбула, часть третья статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Исковые требования Истца в отношении департамента муниципального имущества администрации Волгограда удовлетворению не подлежат, так как департамент муниципального имущества является структурным подразделением администрации Волгограда и при исполнении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в помещение МОУ СОШ г. Волгограда администрация Волгограда вправе сама решать какое структурное подразделение будет исполнять указанную обязанность.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 233-235, 237 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Кировского района г. Волгограда к МОУ СОШ г. Волгограда, администрации Волгограда, департаменту муниципального имущества г. Волгограда удовлетворить частично.

Обязать муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа Кировского района г. Волгограда, администрацию Волгограда в срок до 01.04.2012года, оборудовать вход в помещение МОУ СОШ , расположенный по адресу: <адрес>, в соответствии со строительными нормами и правилами 35-01-2001» Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», а именно: оборудовать поручнями пандус и входные ступени, понизить порог входной двери, на прозрачном полотне двери установить яркую контрастную маркировку.

В удовлетворении исковых требований прокурора Кировского района г. Волгограда в остальной части – отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Волгограда.

         Судья:                                                                             Е.В. Наумов