о предоставлении земельного участка в собственность для строительства дома



Дело №2-57/ 2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кировский районный суд г.Волгограда в составе:

председательствующего судьи Гулян Р.Ф.

при секретаре Валовой С.Н.

с участием истца Мордовина В.И., представителя ответчика - администрации Волгограда Рыкова Д.Г., представителя третьего лица - Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда Яковлевой С.С., представителя третьего лица - Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области Хихол Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 11 января 2012 года в городе Волгограде гражданское дело по иску Мордовина В.И. к администрации Волгограда о понуждении предоставить земельный участок для строительства дома,

УСТАНОВИЛ:

Истец Мордовин В.И. обратился в суд с иском к администрации Волгограда о понуждении предоставить земельный участок для строительства дома. Свои требования мотивирует тем, что <ДАТА> он обратился в Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 700 кв.м. по <адрес> для индивидуального жилищного строительства. Решением администрации Волгограда от <ДАТА> в предоставлении ему указанного земельного участка было отказано на основании заключений <Департамент по охране окружающей среды> от <ДАТА> и <администрация района> от <ДАТА>, поскольку земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне. Считает данный отказ незаконным, нарушающим его права, поскольку спорный земельный участок расположен в середине жилого массива, обладающего объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, подключенного к сетям инженерно-технического обеспечения; между запрашиваемым участком и кладбищем расположен санаторий <наименование>, имеющий курортно-оздоровительное назначение и не менее десяти жилых домов. Кроме того, в настоящее время проект защитной зоны не разработан, в связи с чем ссылка ответчика на расположение участка в санитарно-защитной зоне является необоснованной. Просит обязать ответчика предоставить ему земельный участок для индивидуального жилищного строительства, площадью 700 кв.м. <адрес>.

В судебном заседании истец Мордовин В.И. исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика - администрации Волгограда Рыков Д.Г. в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что основанием отказа заявителю в предоставлении спорного земельного участка для индивидуального жилищного строительства явилось нахождение участка на санитарно-защитной зоне кладбища, что отражено в заключениях Департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда. При наличии отрицательных заключений у администрации Волгограда отсутствовали основания для проведения дальнейшей процедуры предоставления земельного участка.

Представитель третьего лиц - Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда Яковлева С.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что указанный земельный участок находится в границах санитарно-защитных зон предприятия <наименование предприятия> и кладбища <адрес>, в связи с этим он не может быть предоставлен истцу для индивидуального жилищного строительства.

Представитель третьего лица - Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области Хихол Г.А. в судебном заседании пояснила, что с 21 октября 2011 года отменен п.3 ст.12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ, то есть санитарно-эпидемиологическое заключение на предполагаемое использование земельного участка не требуется. В адрес администрации Волгограда выносилось представление по разработке проекта СЗЗ для кладбищ города, срок исполнения предписания продлен до <ДАТА>. Вместе с тем гораздо ближе к кладбищу, чем запрашиваемый участок располагаются жилые дома, оформленные в нарушение существующих на то время санитарных правил.

Представитель третьего лица – Комитета по земельным ресурсам администрации Волгограда в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие

Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, при разрешении спора полагается на усмотрение суда.

Суд, выслушав истца, представителя ответчика, представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования Мордовина В.И. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.11.1 Земельного Кодекса РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со ст.11.2 Земельного Кодекса РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.

Согласно ст.25 Земельного Кодекса РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии со ст.28 Земельного Кодекса РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

В силу ст.30.1 Земельного Кодекса РФ, земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.

В судебном заседании установлено, что Мордовин В.И. <ДАТА> обратился в Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 700 кв.м. <адрес> для индивидуального жилищного строительства. <ДАТА> администрацией Волгограда принято решение об отказе истцу в предоставлении земельного участка в соответствии с заключениями <Департамент по охране окружающей среды> от <ДАТА> (санитарно-защитная зона кладбища) и <администрация района> от <ДАТА> (л.д.12).

Истец в обоснование требований ссылается на то, что границы санитарно-защитной зоны не установлены, в связи с чем он имеет право на предоставление земельного участка площадью 700 кв.м. по <адрес> для индивидуального жилищного строительства.

Суд считает данные доводы Мордовина В.И. необоснованными и не соответствующими имеющимся в материалах дела письменным доказательствам.

Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов в городе Волгограде регламентируется федеральным законодательством, прежде всего Земельным кодексом и Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также специальным Положением, утвержденным постановлением администрации Волгограда от 11.06.2004 N 790.

Согласно, данного Положения, предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам для строительства объектов в Волгограде осуществляется с проведением работ по формированию земельных участков для строительства объектов (далее - земельные участки).

Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта (далее - заявитель), обращаются с заявлением на имя первого заместителя главы Волгограда или заместителя главы Волгограда, курирующего вопросы градостроительства и землепользования. В заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. Заявление подается в комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда (далее - комитет по градостроительству и архитектуре) по форме согласно приложению 1 или 3 к настоящему Положению. К заявлению прилагаются документы.

Комитет по градостроительству и архитектуре в течение 20 рабочих дней со дня регистрации заявления с прилагаемыми документами рассматривает вопрос о возможности строительства на испрашиваемом земельном участке объекта, указанного в заявлении, и формирования земельного участка на соответствие Генеральному плану Волгограда, правилам землепользования и застройки, градостроительным регламентам (при их отсутствии - существующему виду разрешенного использования земельного участка), документации по планировке территории, техническим регламентам (при их отсутствии - действующим строительным нормам и правилам), местным и региональным нормативам градостроительного проектирования, учитывает ранее согласованные и утвержденные в установленном порядке схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, законные права и интересы правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, а также лиц, в отношении которых ранее принято или подготовлено решение о предварительном согласовании места размещения объекта. Результатом рассмотрения является градостроительное заключение о соответствии заявленного для предоставления для целей строительства объекта земельного участка градостроительной документации

Администрация района Волгограда, на территории которого расположен испрашиваемый земельный участок, в течение 10 рабочих дней со дня поступления запроса, готовит и направляет в адрес комитета по градостроительству и архитектуре заключение о возможности формирования земельного участка с указанием наличия на испрашиваемом земельном участке зданий, строений и сооружений, обременений правами третьих лиц на испрашиваемый земельный участок с приложением копий соответствующих документов либо мотивированный отказ в согласовании размещения объекта и предоставлении земельного участка, подготовленный по форме согласно приложению 6 к настоящему Положению.

Департамент по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда, комитет гражданской защиты населения администрации Волгограда в течение 10 рабочих дней со дня поступления запроса, готовят и направляют в комитет по градостроительству и архитектуре соответствующие заключения о возможности формирования земельного участка на основании имеющейся документации или заключения, содержащие мотивированный отказ в согласовании размещения объекта и предоставлении земельного участка, подготовленные по форме согласно приложениям 7,8 к настоящему Положению.

После получения заключений структурных подразделений администрации Волгограда, если одно или несколько из подготовленных заключений будет содержать основания для отказа, комитет по градостроительству и архитектуре в течение 5 дней готовит мотивированный отказ в размещении объекта капитального строительства за подписью первого заместителя главы Волгограда или заместителя главы Волгограда, курирующего вопросы градостроительства и землепользования. Мотивированный отказ направляется администрацией Волгограда в адрес заявителя.

Так, из градостроительного заключения от <ДАТА> следует, что размещение спорного земельного участка не соответствует требованиям СП 30-102-99 «Планировка и застройка территории малоэтажного жилищного строительства» (отсутствует возможность доступа к существующему земельному участку по <адрес>); требованиям технических регламентов (часть земельного участка находится в охранной зоне (охранная зона 10 метров). На участке имеется сооружение (погреб, отображен на топографической подоснове). При уменьшении площади земельного участка с учетом вышеперечисленного площадь земельного участка составляет ориентировочно 260 кв.м., что не соответствует предельному минимальному размеру земельного участка для индивидуального жилищного строительства, который установлен Правилами землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утвержденными Решением Волгоградской городской Думы от 15.09.2010 года № 36/10875. Спорный земельный участок площадью 700 кв.м. имеет вытянутую форму, шириной ориентировочно 10 метров, поэтому при строительстве жилого дома невозможно соблюсти нормы отступа.

Постановлением Главы администрации Волгоградской области от 05.09.2007 N1574 (ред. от 30.08.2011) "Об утверждении временных региональных нормативов градостроительного проектирования Волгоградской области в пункте 5.13 предусмотрено, что индивидуальный (одноквартирный) дом должен располагаться:

от красной линии улиц - не менее чем на 5 метров;

от красной линии проездов - не менее чем на 3 метра;

до границы соседнего участка - не менее чем на 3 метра;

до стен дома и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани), расположенных на соседних участках, - в соответствии с противопожарными требованиями (расстояние от хозяйственных построек до красных линий улиц и проездов должно быть не менее 5 метров).

Пункт 6 предусматривает, что планировочное решение малоэтажной жилой застройки (зданиями высотой до 3 этажей включительно) должно обеспечивать проезд пожарной техники ко всем зданиям и сооружениям.

Таким образом, у ответчика отсутствовала обязанность по предоставлению истцу земельного участка по <адрес> для индивидуального жилищного строительства.

Наличие у Мордовина В.И., являющегося инвалидом по общему заболеванию бессрочно, права в соответствии с п.14 ст.17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, не влечет безусловную обязанность органа местного самоуправления предоставить по его требованию любой выбранный им земельный участок.

Положения ч.14 ст.17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляет право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Вместе с тем, статья 17 указанного Федерального закона поименована как "Обеспечение инвалидов жилой площадью"; она регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.

В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 за N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.

Анализируя содержание указанных выше нормоположений, суд приходит к выводу о том, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов, соответственно связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий.

Из материалов дела усматривается, что в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка под индивидуального жилищное строительство, а также в суд истец не представил документ, подтверждающий его нуждаемость в улучшении жилищных условий.

С утверждениями представителя ответчика о том, что истцом пропущен трехмесячный срок, предусмотренный ст.256 ГПК РФ для обращения в суд с заявлением об оспаривании решения, суд не может согласиться, поскольку Мордовин В.И. обратился в суд с иском, а не с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ.

Таким образом, суд полагает в удовлетворении исковых требований Мордовина В.И. отказать, поскольку оснований для предоставления истцу спорного земельного участка не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Мордовина В.И. к администрации Волгограда о понуждении предоставить земельный участок для строительства дома - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Кировский районный суд г.Волгограда.

Судья-