Дело № 2-512/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кировский районный суд города Волгограда в составе:
Председательствующего судьи - Григорьевой Э.Н.
При секретаре - Подгорной М.П.
С участием истца Харченко Т.А., представителей ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Кировском районе г.Волгограда - Лазаревой Т.М. и Пьявка Л.М.
17 марта 2011 года рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Волгограде гражданское дело по иску Харченко Т.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Кировском районе г.Волгограда об оспаривании решения об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Харченко Т.А. обратилась в суд с иском к ответчику об оспаривании решения Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Кировском районе г.Волгограда, которым ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Управлением пенсионного фонда в специальный стаж не засчитаны следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГв должности <наименование 5> в <организация 1>, так как наименование должности не предусмотрено Списком должностей и учреждений работников здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №464 и Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам осуществляющих лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <наименование 4> в <организация 2>, так как наименование учреждения не соответствует Списку должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения от 22.09.1999г. №1066, а также Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения от 29.10.2002г. №781; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <наименование 1>, <наименование 2>, <наименование 1> в <организация 3>, так как наименование должности и учреждения не соответствует Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения от 29.10.2002 года №781. Просит суд включить в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости вышеуказанные периоды работы и назначить досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе судебного разбирательства истец Харченко Т.А. изменила исковые требования и просила суд включить в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГв должности <наименование 5> в <организация 1>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <наименование 4> в <организация 2>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <наименование 1>, <наименование 2>, <наименование 1> в Управлении <организация 3> и назначить досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Харченко Т.А. настаивала на удовлетворении исковых требований. Суду пояснила, что в сентябре 2010г. она обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с п.п. 11 п. l ст.28 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № I73-ФЗ от 17.12.2001 г.. Однако, в специальный стаж не был включен период работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <наименование 5> в <организация 1>. Работая в данной должности в её обязанности входило наблюдение за насекомыми, которые вызывают инфекционные заболевания. Такая же работа осуществлялась и <наименование 3>. Должность <наименование 3>, который выполняет тождественную работу, включена в Список должностей и учреждений работников здравоохранения, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 и Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам осуществляющих лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения в соответствии с.п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781. Также в специальный стаж не был включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <наименование 4> в <организация 2>. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 23 июня 2003г. №38 установлено тождество наименования учреждения «санитарно-эпидемиологическая станция» наименованию учреждения «центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора», предусмотренному Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. №781. Считает, что подлежит включению в специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <наименование 1>, <наименование 2>, <наименование 1> в <организация 2>, так как до и после реорганизации Федеральной службы она выполняла тождественные функции и характер деятельности не изменился.
Представитель ответчика Лазарева Т.М. в судебном заседании исковые требования не признала. Суду пояснила, что в специальный стаж истца не были засчитаны периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГв должности <наименование 5> в <организация 1>, так как наименование этой должности не предусмотрено Списком должностей и учреждений работников здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №464 и Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам осуществляющих лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <наименование 4> в <организация 2>, так как наименование учреждения не соответствует Списку должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения от 22.09.1999г. №1066, а также Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения от 29.10.2002г. №781; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <наименование 1>, <наименование 2>, <наименование 1> в <организация 2>, так как наименование должности и учреждения не соответствует Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения от 29.10.2002 года № 781.
Представитель ответчика Пьявка Л.М. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы представителя ответчика Лазаревой Т.М...
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пенсионное дело, приходит к следующему.
В силу ст. 81 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» № 340-1 от 20.11.1990г., пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливается при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах.
Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Советом Министров РСФСР (ст. 83 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» № 340-1 от 20.11.1990г).
Закон РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в ст. 7 устанавливает условия назначения трудовой пенсии по старости, при достижении мужчин возраста - 60 лет, а женщин - 55 лет.
Согласно п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" N 173 ФЗ от 17.12.2001 г., трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения женщинами возраста 55 лет, если они являются лицами, осуществляющими лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельских местностях и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста.
В соответствии с п.2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464.
С 01 ноября 1999 года применяются Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066.
В соответствии с Постановлением Совмина РСФСР № 464 от 06.09.1991г. в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Списком поименованы врачи и средний медицинский персонал лечебно - профилактических учреждений независимо от наименования должности.
Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999г. поименованы учреждения - центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе.
Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г. поименованы учреждения - центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения государственного санитарно-эпидемиологического надзора (независимо от территориальной и ведомственной принадлежности).
В судебном заседании установлено, что комиссией по назначению пенсий Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Кировском районе г.Волгограда Харченко Т.А. было отказано в назначении досрочной пенсии, что подтверждается решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Кировском районе г.Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ. Отказ мотивирован тем, что в специальный стаж не могут быть засчитаны следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГв должности <наименование 5> в <организация 1>, так как наименование должности не предусмотрено Списком должностей и учреждений работников здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №464 и Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам осуществляющих лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <наименование 4> в <организация 2>, так как наименование учреждения не соответствует Списку должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения от 22.09.1999г. №1066, а также Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения от 29.10.2002г. №781; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <наименование 1>, <наименование 2>, <наименование 1> в <организация 2>, так как наименование должности и учреждения не соответствует Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения от 29.10.2002 года № 781 (л.д. 11-12, 37-40).
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Харченко Т.А. работала в должности <наименование 4> в <организация 2>, что подтверждается записями в трудовой книжке (л.д. 13-18) и не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
Суд не может согласиться с доводами представителей ответчика о том, что в специальный стаж истца не может быть засчитан вышеуказанный период работы, в связи со следующим.
Согласно Постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 23 июня 2003 года № 38 «Об установлении тождества наименования учреждения ««санитарно-эпидемиологическая» станция» наименованию учреждения «центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» установлено тождество наименования учреждения «санитарно-эпидемиологическая станция» наименованию учреждения «центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора», предусмотренному Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002г. №781.
Из записи в трудовой книжке истца под номером 19 следует, что на основании приказов № от ДД.ММ.ГГГГ <организация 4>; № от ДД.ММ.ГГГГ <организация 4>, <организация 2> был переименован в <организация 2> (л.д. 16).
Принимая во внимание указанные сведения, содержащиеся в трудовой книжке Харченко Т.А. суд считает, что в оспариваемый период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она выполняла работу предусмотренную Списком, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР № 464 от 06.09.1991 г..
В системе правового регулирования действующего пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в учреждениях здравоохранения, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях. По этому признаку законодатель выделяет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Издание локальных нормативных актов относится к компетенции работодателя, а назначение льготной пенсии, по смыслу пенсионного законодательства, зависит от выполнения лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Таким образом, применение положений ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях» не должно ставиться в зависимость от наименования учреждения. Закрепляя права, социальные льготы, закон о пенсиях не связывал возможность их реализации с организационно-правовыми формами, поскольку федеральным законодательством не установлены ограничительные условия на пенсионное обеспечение по выслуге лет гражданам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд, считает подлежащими включению в стаж истца период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <наименование 4> в <организация 2>.
Суд считает не подлежащим включению в специальный стаж истца период работы ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГв должности <наименование 5> в <организация 1>, так как наименование указанной должности не предусмотрено Списком должностей и учреждений работников здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464 и Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам осуществляющих лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781.
Разрешая требования истца о включении в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <наименование 1>, <наименование 2>, <наименование 1> в <организация 2> суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Харченко Т.А. была принята на государственную службу и назначена на должность <наименование 1> <организация 2>, ДД.ММ.ГГГГ переведена и назначена на должность <наименование 2>, ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность <наименование 1>. С указанного времени и по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности <наименование 1> <организация 2> (л.д.17-18).
Таким образом, в вышеназванный период истец осуществляла трудовую деятельность в должностях и учреждениях, не предусмотренных соответствующим Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781.
Из должностного регламента <наименование 2>, <наименование 1> <организация 2> следует, что функциями истца являлась не лечебная деятельность, а осуществление государственного надзора и контроля за исполнением требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в сфере защиты прав потребителей.
Доказательств того, что в оспариваемый период Харченко Т.А. фактически осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, истцом суду не представлено.
Кроме того, согласно Должностному регламенту <наименование 1> Управления <организация 2>, указанная должность относится к старшей группе должностей федеральной государственной гражданской службы категории «специалисты» в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы.
Действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрена возможность установления тождества указанных должностей наименованию должностей соответствующих врачей-специалистов.
При таких обстоятельствах, суд считает, что не подлежит включению в специальный стаж истца период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <наименование 1>, <наименование 2>, <наименование 1> в <организация 2>.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Кировском районе г.Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы истца, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости включено 25 лет 8 месяцев 14 дней.
С учетом включённого судом в специальный стаж истца периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (29 дней), специальный стаж работы истца составляет менее 30 лет, то есть на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии - ДД.ММ.ГГГГ и в настоящее время отсутствует необходимый 30-летний специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Следовательно, исковые требования Харченко Т.А. о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения и назначении данной пенсии удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Харченко Т.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Кировском районе г.Волгограда об оспаривании решения об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии - удовлетворить частично.
Возложить на Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Кировском районе г.Волгограда обязанность включить в специальный трудовой стаж Харченко Т.А., дающий право на досрочное назначение пенсии по старости,как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения период работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <наименование 4> в <организация 2>.
В удовлетворении исковых требований Харченко Т.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Кировском районе г.Волгограда о возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГв должности <наименование 5> в <организация 1>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <наименование 1>, <наименование 2>, <наименование 1> в <организация 2> и назначении с ДД.ММ.ГГГГ досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения - отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней через Кировский районный суд города Волгограда.
Судья - Э.Н. Григорьева