О признании права собственности



Дело № 2-515/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кировский районный суд г. Волгограда в составе:

Председательствующего судьи - Григорьевой Э.Н.

При секретаре - Подгорной М.П.

С участием истца - Галухиной Л.Н., представителя третьего лица - администрации Кировского района Волгограда Щелянова Д.М., представителя третьих лиц - администрации Волгограда и Управления по жилищной политике администрации Волгограда - Поспеловой А.П..

15 марта 2011 года рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде гражданское дело по иску Галухиной Л.Н. к Дорину А.Н. о признании права собственности,

У С Т А Н О В И Л:

Галухина Л.Н. обратилась в суд с иском к Дорину А.Н. о признании права собственности на долю детского сада № в виде квартиры <адрес>, общей площадью - 33,5 кв.м., жилой площадью - 15,6 кв.м..

В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ она заключила с Дориным А.Н. предварительный договор купли-продажи, по условиям которого ответчик обязался передать ей в собственность долю детского сада № в виде однокомнатной квартиры, а она обязалась принять незавершённый строительством объект недвижимого имущества - однокомнатную квартиру в строящемся жилом доме по адресу: <адрес>. Данная доля детского сада является квартирой. Свои обязательства по оплате стоимости квартиры она исполнила в полном объёме, однако основной договор между ними так и не был заключен. По неизвестным причинам многоквартирный дом до сих пор не введён в эксплуатацию.

Определением Кировского районного суда г. Волгограда от 01.03.2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены администрация Кировского района Волгограда, администрация Волгограда и Управление по жилищной политике администрации Волгограда (л.д. 51-52).

Истец Галухина Л.Н. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала. Суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ она заключила с Дориным А.Н. предварительный договор купли-продажи, по условиям которого ответчик обязался передать ей в собственность долю детского сада № в виде однокомнатной квартиры в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а она обязалась принять незавершённый строительством объект недвижимого имущества - однокомнатную квартиру в строящемся жилом доме по адресу: <адрес>. Данная доля детского сада является квартирой согласно техническому паспорту многоквартирного жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ и кадастровому паспорту квартиры <адрес>, общей площадью 33,5 кв.м., в том числе жилой 15,6 кв.м.. Свои обязательства по оплате стоимости квартиры она исполнила в полном объёме, что подтверждается распиской Дорина А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ. Однако основной договор между ними так и не был заключен. Готовность дома составляет 100%. По неизвестным причинам многоквартирный дом до сих пор не введён в эксплуатацию. С целью исключения притязаний третьих лиц на её жилье после сдачи дома в эксплуатацию, просит суд признать за нею право собственности на долю детского сада № в виде квартиры <адрес>, общей площадью 33,5 кв.м., в том числе жилой 15,6 кв.м..

Представитель третьих лиц - администрации Волгограда и Управления по жилищной политике администрации Волгограда - Поспелова А.П. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Суду пояснила, что поскольку реконструкция не завершена, здание детского сада не является жилым домом. По договору приобреталась часть детского сада, а не квартира. Предварительным договором не предусмотрена передача денежных средств, а лишь обещание в будущем заключить договор о передаче в собственность. Спорный многоквартирный дом не принят в эксплуатацию. Просит суд в удовлетворении исковых требований Галухиной Л.Н. отказать.

Представитель третьего лица Щелянов Д.М. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Суду пояснил, что в настоящее время реконструкция дома не завершена. Сведений о том, что произведённая реконструкция не угрожает жизни и здоровью граждан, не имеется. Просит суд в удовлетворении исковых требований Галухиной Л.Н. отказать.

Ответчик Дорин А.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом, лично под роспись (л.д. 53), поступило заявление с просьбой дело рассмотреть в его отсутствие ( л.д. 17). В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ ответчик Дорин А.Н. исковые требования признал. Суду пояснил, что многоквартирный дом не введён в эксплуатацию, поскольку отсутствуют элементы внешнего благоустройства. Здание многоквартирного дома создано им в результате реконструкции здания детского сада и имеет целевое назначение. Основного документа, подтверждающего соблюдение строительных и градостроительных норм при реконструкции не имеется. В зимнее время территория не может быть благоустроена, в связи с чем дом не сдан в эксплуатацию.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно п.14 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, реконструкция - изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объёма) и качества инженерно-технического обеспечения.

Положениями ст. 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В силу ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

Проверяя обоснованность заявленных исковых требований, в судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Дориным А.Н. (продавец) и Галухиной Л.Н. (покупатель) был заключен предварительный договор купли-продажи доли детского сада № в виде однокомнатной квартиры в строящемся жилом доме по адресу: <адрес> (л.д. 7-9).

Из указанного договора видно, что данная квартира расположена на третьем этаже четырёхэтажного жилого дома, состоит из одной жилой комнаты, общей площадью - 33,5 кв.м., жилой площадью - 15,6 кв.м..

Стоимость квартиры по настоящему договору составляет 650 000 рублей.

Из п. 3.1. вышеназванного договора следует, что Дорин А.Н. принял на себя обязательство передать Галухиной Л.Н. в собственность жилое помещение, а именно квартиру <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязательства по оплате объекта недвижимости Галухиной Л.Н. были выполнены в момент подписания договора, что усматривается из копии расписки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).

Из копии свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Дорин А.Н. является собственником 1/2 доли земельного участка. Категория земель - земли населённых пунктов - здание детского сада №, площадь - 2 652 кв.м. по адресу: <адрес>. Сособственником данного земельного участка является <ФИО 1> (л.д. 12).

Постановлением главы Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изменении вида разрешённого использования земельного участка и объекта капитального строительства» изменён вид разрешённого использования вышеуказанного земельного участка с эксплуатации здания детского сада № на строительство и эксплуатацию комплекса жилых домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1.1), а также объекта капитального строительства со здания детского сада № на комплекс жилых домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес> (п. 1.2.) (л.д. 20).

ДД.ММ.ГГГГ <ФИО 1> и Дорину А.Н. было выдано разрешение на строительство № объекта «Комплекс жилых домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>», площадь застройки - 548,60 кв.м., общая площадь - 1624,00 кв.м., строительный объём - 7 506,00 куб.м., этажность - 4 эт., количество квартир - 40. Срок действия разрешения - до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21).

Из копии технического паспорта здания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (Лит. А, а) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что разрешение на ввод данного объекта в эксплуатацию отсутствует (л.д. 22- 39).

Согласно кадастровому паспорту помещения (квартиры №) общей площадью 33,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (Лит. А) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, акт ввода на многоквартирный жилой дом отсутствует ( л.д. 41-43).

Из кадастрового паспорта здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ видно, что четырёхэтажное здание по адресу: <адрес> (Лит. А), площадью 1577, 3 кв.м. не сдано в эксплуатацию (л.д. 44-45).

Суду представлена копия договора о распределении имущества (квартир в реконструированном здании) и закрепления имущества за собственниками от ДД.ММ.ГГГГ между № и <ФИО 1>. Со стороны Дорина А.Н. указанный договор не подписан (л.д. 46).

В силу ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Договор купли-продажи должен быть оформлен надлежащим образом и соответствовать требованиям статей 549, 550, 553-556 ГК РФ.

Из п. 3.1. подписанного между истцом и ответчиком предварительного договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Дорин А.Н. принял на себя обязательство передать Галухиной Л.Н. в собственность жилое помещение, а именно квартиру <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Однако данный договор не содержит сведений о том, что Дорин А.Н. является собственником отчуждаемого объекта - жилого помещения (квартиры №), расположенного по вышеуказанному адресу.

Согласно п.1, 2 ст. 15 ЖК РФ, объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Исходя из правого содержания и смысла приведённой выше нормы закона, следует, что право на недвижимость в качестве жилого помещения может быть признано за гражданином либо другим лицом исключительно, если это помещение отвечает санитарным и техническим требованиям и пригодно для проживания в нём.

Согласно п. 11, 12, 13 Постановления Правительства РФ «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» от 28.01.2006 № 47, жилое помещение, равно как и общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и жилой дом и выходе из них, а также при пользовании инженерным оборудованием и обеспечить возможность перемещения предметов инженерного оборудования соответствующих помещений квартир и вспомогательных помещений дома, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности.

Как усматривается из материалов дела, строение, в котором предусматривается выделение квартиры истцу, не окончено строительством, объект не сдан в эксплуатацию.

По общим правилам действующего гражданского законодательства объект права собственности в виде квартиры может возникнуть только при наличии предусмотренных законами условий, приведённых выше.

В силу ст. 128, 129 ГК РФ, к объектам гражданских прав относятся вещи и другое имущество, которые могут свободно отчуждаться и передаваться иным способом, предусмотренным в законе.

Право собственности у приобретателя вещи может возникнуть с момента её передачи (ст. 223 ГК РФ).

Поскольку имущество в виде квартиры № в многоквартирном доме ещё не создано, четырёхэтажный многоквартирный дом по адресу<адрес> (Лит. А), площадью 1577, 3 кв.м. в установленном порядке в эксплуатацию не сдан, то с учётом указанных обстоятельств, правовых оснований для признания за Галухиной Л.Н. права собственности на квартиру не возникло.

В силу ст. 2 Градостроительного кодекса РФ, основными принципами градостроительной деятельности являются такие принципы, как осуществление строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, с соблюдением требований технических регламентов, требований охраны окружающей среды и экологической безопасности

Согласно ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

При принятии настоящего решения суд исходит также из того, что возможность признания права собственности на самовольно возведённое строение, в том числе на самовольно реконструированный объект, гражданское законодательство связывает с наличием предусмотренной указанной выше нормой всей совокупности условий: принадлежность земельного участка застройщику, отсутствие при эксплуатации объекта угрозы жизни и здоровью граждан, а также отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении при осуществлении строительства охраняемых законом прав и законных интересов третьих лиц.

Данный вывод соответствует содержанию пунктов 22-31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".

При этом, как и в случаях самовольного строительства, проводимая реконструкция не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц.

Признаками самовольной реконструкции является не только отсутствие согласия сособственника на её проведение, но и отсутствие необходимых положительных заключений контролирующих органов о возможности проведения реконструкции.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Однако сторонами суду не представлено доказательств подтверждающих, что произведённая реконструкция соответствует строительным нормам и правилам, и не создаёт угрозу для третьих лиц, положительные заключения контролирующих органов о соответствии произведённой реконструкции техническим требованиям и требованиям безопасности.

Суд не принимает признание иска ответчиком, поскольку оно противоречит закону и нарушает права и законные интересы других лиц.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования Галухиной Л.Н. к Дорину А.Н. о признании права собственности на долю детского сада № в виде квартиры №, расположенной в жилом доме по адресу: <адрес> удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 233-235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Галухиной Л.Н. к Дорину А.Н. о признании права собственности на долю детского сада № в виде квартиры <адрес> - отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Волгоградский областной суд через Кировский районный суд г. Волгограда в течение 10 дней.

Судья - Э.Н. Григорьева